Рубрика «звук»

Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого - 1

Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам сериного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.
Читать полностью »

Нейросеть сочинила стихи в стиле «Нирваны» - 1

Год назад «искусственный интеллект» от «Яндекса» сочинил стихи в стиле Егора Летова, которые затем наложили на музыку в стиле группы «Гражданская оборона». Это был первый музыкальный опыт «Автопоэта», разработанного в компании ещё десять лет назад. С 2006 года он попробовал себя в сочинении стихов под Пушкина, стихов на основе поисковых запросов, его применяли вместе с системой генерации голоса для декламирования стихов в авторском исполнении.

Сейчас разработчики программы Алексей Тихонов и Иван Ямщиков (в данный момент работает в Институте научной математики Общества Макса Планка в Лейпциге) решили повторить опыт и сделать нечто подобное, но уже на английском языке. В качестве образца для подражания «Автопоэту» задали культовую группу Nirvana. Тем более что Курту Кобейну в этом году исполнилось бы 50 лет.
Читать полностью »

Наша новая мегаподборка материалов «Мира Hi-Fi». Здесь есть различные хитрости, лайфхаки и советы, которые помогут разобраться в теме самостоятельно и сделать свой выбор.

«Как выбрать»: 50 сравнений, обзоров и руководств по теме звука и аудиотехники - 1Читать полностью »

Около года назад в эфире станции «Своё Радио» мне довелось услышать одну удивительную группу, с которой фактически и начался этот пост. Этим коллективом стали родоначальники тяжёлого психоделического твиста, петрозаводской квартет «Громыка». Меня очень заинтересовали достаточно необычные звуки солирующего инструмента, который использовал коллектив. Сначала я подумал, что ребята используют какой-нибудь Moog или чем-то обработанный Терменвокс.

Стилофон – воскресший хит 70-х или «сенсорный» кошмар Дэвида Боуи - 1

Особенности исполнения говорили о том, что это не клавишный синтезатор и не бесконтактная «скрипка» Термена. Просмотр видео показал, что музыкант коллектива использовал странную штуку, размером со старый портативный радиоприёмник, с металлической панелью вместо клавиатуры, по которой водят двумя контактными стержнями. Источником «магических», протяжных, выразительных и в тоже время достаточно резких звуков оказался стилофон (если совсем точно Styllophone 350S образца 1970-го года). Я решил разобраться с тем, что это за штуковина, как она работает, где и кто её использовал, а также какие современные инструменты этого типа используют сейчас.
Читать полностью »

Поводом к этой публикации стала дискуссия о шипах после нашей последней статьи об АС Neat IOTA Alpa. Так некоторые читатели утверждали (снабжая комментарии «пруфами»), что использование шипов в качестве развязки между акустической системой и полом гасит паразитные резонансы, таким образом, существенно улучшая звук акустической системы.

Эдда о шипах, или почему уменьшение площади опоры не гасит резонансы - 1

Это расхожее представление укоренилось в сознании многих аудиофилов и меломанов, которые, не теряя времени, ринулись приобретать остроконечные подставки под колонки, в надежде получить «тот самый» «божественный звук» (тм) без паразитных вредных резонансов. Однако всё оказалось несколько сложнее, чем просто купить шипы и прикрутить их к системе, так как они (шипы) сами по себе ничего не гасят и не устраняют. Уменьшение площади опоры, безусловно, многократно увеличивает давление в точках соприкосновения с полом, при этом энергия вибрации остаётся практически неизменной и прекрасно передаётся в пол. По какой причине так происходит, и каким образом можно заставить шипы работать.
Читать полностью »

Некоторые технические решения, в силу их уникальности, имеет смысл рассматривать на конкретных примерах. Существует не мало распространённых конструкторских подходов для акустического оформления напольной акустики, но в данном случае пойдёт речь о далеко не типовом устройстве. Описываемый продукт заинтересовал меня целым рядом характерных отличий. В первую очередь конструкцией корпуса, не менее интересным стало сравнение субъективного восприятия звука с техническими характеристиками и данными измерений.

Анатомия акустических систем: чудеса комбинаторики или много личного о шипастом карлике NEAT Acoustics IOTA Alpha - 1

Восторженные отзывы наших категорийных экспертов и маркетинговый «фон» в аудиопрессе уже давно не являются для меня убедительными аргументами. С первыми я нередко расхожусь в субъективной оценке компонентов, а градус восхищённости обзоров в аудио СМИ часто зависит от полноты налитого стакана от объёма рекламного бюджета производителя. Поэтому я был очень удивлён, когда поставил АС крепкую пятёрку с минусом (по пятибалльной системе), и поместил на одно из первых мест в личном рейтинге.
Читать полностью »

Симфония 13 миллиардов лет: звуки Солнечной системы и далеких звезд - 1

«Музыка» космоса — известный метод исследований, при котором различные космические объекты подвергают «озвучке». Космос наполнен электромагнитными (и не только) волнами самых разных частот: рентгеновское и гамма- излучение, ультрафиолет, видимый свет, инфракрасное излучение, радиоволны. Некоторые волны мы можем усилить и перевести в звуковые сигналы.

Преобразовывать космическое излучение в звуковые волны можно для двух целей:

  • сбора информации в повторяющихся паттернах звука и поиск закономерности, т.е. получение определенного набора данных для исследований;
  • получения эстетическое удовольствие.

Ученые постоянно выкладывают сборники космической «музыки» (не приходится сетовать на редкий выход новых «альбомов»), поэтому каждый может составить собственную картотеку звуков вселенной, заняться научными поисками, сделать ремикс. Или просто послушать концерт в исполнении Марса.

Читать полностью »

Даже те, кто никогда не интересовались аудиотехникой премиум-класса, наверняка слышали об одном из ведущих производителей в этом сегменте — Astell&Kern (если не в Сети, то, например, в нашем блоге). Сегодня мы продолжим знакомиться с устройствами компании, которая была основана еще в 1999 году выходцами из Samsung и длительное время известна миллионам под названием iRiver.

На четырех колесах: аудиоплеер Astell&Kern AK100 II и пульт AK RM01 - 1
Читать полностью »

Сосед справа обязательно решит, что перфоратор в девять утра воскресенья —лучшее решение ремонтного вопроса. Еще у одних соседей маленькие дети. У других — вечная семейная драма. А бабуля снизу стучит по батарее, когда вы слушаете музыку чуть громче, чем обычно.

На кухне работает холодильник, кипит чайник, в комнате жужжит компьютерный кулер, в коридоре периодически щёлкает счетчик. Не слишком ли много шума для одного человека?

О многообразии вредных и полезных звуков мы уже писали.

Теперь выясним, что человек слышит ежедневно в быту.

Бытовой шум: «хочу побыть в тишине» - 1Читать полностью »

Огромные акустические сооружения сложно назвать инновацией. О них стало широко известно после постройки первой «Стены Звука», созданной звукоинженером и звукорежиссером группы Grateful Dead, Owsley (Медведем) Stanley в 1973-м году. В последующем (где-то с начала 80-х) «Стены Звука» постепенно исчезли с концертных площадок, уступив место более прагматичным аудиосистемам.

Звуковые гиганты: от «Стены Звука» Grateful Dead до испытаний «Ориона» - 1

Несмотря на концертную непрактичность, для таких гигантов по сей день находят ниши. Исполинские аудиосооружения, объединяющие в себе огромное количеством излучателей и мощных усилительных приборов, обладают колоссальным звуковым давлением. Сегодня, поражающие воображение обывателей, аудиомонстры строят для различного рода соревнований (чаще в автозвуке), в качестве выставочных концептов, удивляющих своими параметрами, а также для использования в промышленных испытаниях.
В этом посте я опишу историю и современное состояние этого сегмента звуковой инженерии.
Читать полностью »