- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Неожиданная встреча — Автоинтервью

Доброго времени суток, уважаемые читатели. С Вами – автор рассказа «Неожиданная встреча», который публикуется, можно сказать, эксклюзивно на Geektimes. С момента публикации первой главы прошёл примерно год и я хочу в виде автоинтервью осветить отдельные моменты того, как создавался и продолжает создаваться рассказ. Форма предоставляемого материала несколько нетипична для ресурса, но, я думаю, Вам не будет скучно. Я получил большой опыт и постараюсь рассказать интересно.

Неожиданная встреча — Автоинтервью - 1

Откровенно говоря, публиковать этот текст у меня в планах не было. Я считал, что это… как-то слишком нескромно. Автоинтервью «собралось» как ответы на уже ранее заданные вопросы. Настоял на публикации один мой знакомый, когда прочитал подборку ответов на вопросы. Он сказал: «Почему бы тебе это не опубликовать? Почему ты считаешь, что тем, кто подписался на тебя это неинтересно – по-моему, отдельные твои ответы выглядят даже интереснее чем сам рассказ». После этого я долго собирался и вот, представляю Вам описание своей работы «за сценой».

Комментарий от автора, аннотация и оглавление произведения

Комментарий о автора.
Неожиданная встреча — мой экспериментальный литературный проект. В основе проекта лежат мои представления о будущих технологических достижениях, а также размышления о научно-техническом прогрессе, его роли и последствиях для развития человеческой цивилизации. Идея проекта зародилась в 2013-2014 годах, но только в конце 2015 года у меня появилось свободное время и я смог начать работать над проектом. Изначально планировалась серия отдельных рассказов, но, в процессе создания единой вселенной для рассказов, я предпочёл написать целое научно-фантастическое произведение. По мере написания, главы публикуются на Geektimes.

Аннотация.
На грузовом корабле неожиданно встречаются два бывших выпускника академии космического флота, которые уже давно не видели друг друга. Оба работают по задаче обеспечения сопровождения груза корабля. Однако, после практически завершённой очередной проверки корабля и груза на нём, происходят события, которые препятствуют дальнейшему расхождению их жизненных путей. В атмосфере взаимного недоверия героям приходится выяснять что происходит и искать решения возникающих проблем. После того, как проясняется общая ситуация на корабле, следует ещё одна неожиданная встреча, которая оказывает сильное влияние на будущее обоих героев.

Синопсис.
Засекречено до полной публикации всего произведения.
Доступно по запросу от издателей.

Оглавление.
Часть 1 [1]
Часть 2 [2]
Часть 3 [3]
Часть 4 [4]

— Как пришла идея написать и опубликовать автоинтервью?

— Когда я написал первую главу и решил опубликовать на ресурсе я не предполагал, что люди серьёзно заинтересуются моим творчеством. Это воспринималось больше как эксперимент, проба пера. Интересно было что получится из поглавной публикации, так как она осложняет «откат» назад: написав несколько глав уже невозможно вернуться к первой и переписать, например, её значимую часть. Нужно научиться «думать далеко». До того, как я опубликовал первую главу у меня было несколько подписчиков, после публикации – полсотни, спустя год – сотня. Именно этот показатель для меня стал индикатором востребованности. Читатели не просто писали комментарии, но и оставляли сообщения, в которых высказывали свою точку зрения, указывали на ошибки, задавали вопросы. Некоторые мои знакомые так же проявили интерес и тоже задавали вопросы «почему», «зачем», «откуда ты это выдумал». Идея автоинтервью созрела сама собой как перечень уже имеющихся ответов на ранее задаваемые вопросы.

— Почему именно космическая тематика?

— Без исторического экскурса непросто ответить на этот вопрос. В детстве я много читал. Относительно фантастической литературы – я рос на классике 20 века. Сначала это были те книги, которые имелись дома. Ефремов, Лем, Беляев, Толстой, Обручев, Кир Булычёв, Герберт Уэлс, Бредбери, Жюль Верн. В журнале «Юный техник», который выписывался дедушкой и его накопилось немало, так же публиковались рассказы и именно с них я начинал чтение «этих книжечек». Став постарше я добрался до местной библиотеки. И там познакомился с такими авторами как Азимов, Кларк, Саймак, Гаррисон, Шекли, Рассел. На всех авторов фантастики 20 века очень сильное влияние оказало развитие науки и техники в 20 веке (а во второй половине века – разочарование в этом развитии), открытие ядерной, а затем и космической эры человечества. Это влияние они передавали и своим читателям. У меня технический склад ума и я вырос преимущественно на «твёрдой» фантастике, так или иначе связанной с космической тематикой. Поэтому, если выбирать между космосом, фентези или, например, стимпанком, то я предпочту первое – мне это ближе.

— Как Вы сам считаете к какому жанру можно отнести Ваш рассказ?

— Я задумывал и начал писать рассказ как научно-фантастический. Однако, присутствуют сцены, относящиеся к социальной фантастике или космической опере. Нейросети можно отнести к киберпанку. Присутствуют и элементы технофентези… Кто-то говорит, что у меня получается классическая «твёрдая» фантастика, другие упрекают в «мягкости» — я думаю читатели сами определят жанр, когда рассказ будет опубликован полностью.

— Какие были первые шаги, что подтолкнуло к написанию?

— Читая произведения других авторов, смотря фильмы, ощущая на себе мощное развитие научно-технического прогресса последние 20-30 лет и размышляя над всем этим, каждый, даже неосознанно, составляет некий прогноз развития технологий на будущее. Мы рассуждаем о самообучающихся автомобилях и роли искусственного интеллекта в нашей жизни и всё это уже не кажется фантастично. Я несколько лет слушал передачи МДС (модель для сборки – передача по радио, в которой ведущий читает фантастические рассказы под музыкальное сопровождение). После того как я отслушал всё, что мог найти, требовалась срочная замена. И я нашёл подборку книг по вселенной EVE Online (Чижовский, Хорт, Муравьёв, Злотников, Поселягин, Гертов, Гонзалес и другие), из которой прочитал пару сотен книг. В саму «Еву» я не играл и пока не собираюсь. В большинстве книгах сюжет примерно одинаковый: человека похитили с планеты – освобождение – при активном использовании развитых нейротехнологий и искусственного интеллекта получение знаний и умений, в результате которых герой становится сильным, умным, эффективно и эффектно решает поставленные перед собой задачи, оказываясь в центре событий. Хотя попалось несколько нешаблонных произведений в стиле технофентези, которые начинались с магии, которая впоследствии объяснялась наукой и сильно развитыми технологиями. Красная линия книг этой вселенной – искусственный интеллект и нейросети, которые сильно модернизируют человека и являются эффективным инструментом для быстрого получения большого объёма знаний. И я подумал: «Концепция технологий мира, описываемого в этих книгах, у меня ведь сложилась 2-3 года назад! Я просто ничего не писал и не читал. И если подобный мир описывают непрофессиональные писатели — почему бы и мне тогда не попробовать?» Целый год я собирался и, когда появилось свободное время зимой 2015 года, начал писать набросок для небольшого рассказа, который затем преобразовался в первую главу небольшого рассказа.

— Ваш рассказ встраивается во вселенную книг EVE Online?

— И да, и нет. С одной стороны, читатель найдёт практически такой же мир с точки зрения устройства и технологий. Космические корабли, нейросети, некое центральное правительство и периферия. Полугодовое ежедневное чтение книг тематики EVE Online, естественно, повлияло на меня, потому что в некоторых рассказах я находил большой корреляционный отклик своих мыслей и ощущений. Наверное, это логично – немало книг написано технарями и если у людей примерно одинаковое восприятие мира, влияние внешних условий, образование и опыт работы, то и думать они будут в одном направлении. И когда я начал писать, действительно, встал вопрос описываемой вселенной – писать всё с чистого листа, изобретая «свой велосипед», или встроиться в мир из книг EVE Online, историческое, политическое, пространственное, экономическое, социальное и техническое устройство которого уже сложилось и описано. Сначала я попробовал начать писать в рамках EVE Online, но очень быстро понял, что меня не устраивает детализация этой вселенной. Например, как перемещаться в пространстве? В мире EVE Online всё просто – нажал на кнопку и «прыгнул» куда надо. Я же над системой навигации очень долго думал: как далеко можно прыгнуть, от чего это зависит, на каких скоростях передвигаются корабли, сколько времени займёт передвижение внутри планетарной системы, сколько времени займёт перемещение между звёздными системами на тех же скоростях и так далее. Естественно, что всё базируется на каких-то базовых допущениях, но мне интересно было попытаться обосновать с точки зрения современной науки то или иное описываемое утверждение. В конце концов, современная наука мало что вразумительного может сказать, например, о тёмной материи, что не мешает взять за аксиому какие-то утверждения и на их базе строить теорию мира. Почему бы и мне не попробовать так же? Поэтому я удалил черновик первой главы, выбросил из головы уже имевшийся мир EVE Online и начал писать заново. Это оказалось гораздо интереснее. Подробным освещением отдельных технических, исторических, социальных моментов я сознательно периодически разрываю развлекательный сюжет, потому что пытаюсь передать читателю не столько его, сколько представление об атмосфере и устройстве целого мира, а не его отдельного кусочка внутри космического транспортника-грузовика. Насколько хорошо это получится покажет время. В конце концов, данный рассказ — мой экспериментальный литературный проект, от которого не ожидается ни успеха, ни провала.

Неожиданная встреча — Автоинтервью - 2

— То есть продумываются абсолютно все детали повествования?

— Знаете, интересно так получается, когда садишься за чистый лист, а спустя час появляется целая сценка, о которой в голове вообще не было даже намёка. Какие-то моменты этой сценки продумываются в большей степени, какие-то – в меньшей. Например, в сцене третьей главы, когда открывается гиперсвязь, не просто так эмиттеры гиперполя почернели именно через пять минут после начала работы, скорость выброса плазмы составила полторы тысячи километров в секунду, а сама точка перехода открылась на расстоянии около полумиллиона километров от корабля – школьного куса физики достаточно чтобы понять, что все эти три цифры жестко связаны между собой. В то же время я не сильно продумывал, например, последствия декомпрессии ангара. Я нашёл информацию и прикинул, что по уравнению Хиггинса скорость истечения воздуха составляет примерно 60% от скорости звука и, в соответствии с эмпирическим правилом (в объёме в один кубический метр отверстие площадью в один квадратный сантиметр вызовет снижение давление в десять раз примерно за сто секунд), я допустил, что несколько минут декомпрессии огромного ангара большой беды не сделают, хотя скорость потока воздуха у дыры будет весьма впечатляющая. Разумеется, какие-то художественные или событийные моменты продумываются несколько в меньшей степени, хотя, по мере написания, я стал придавать значение и этому, благодаря критике читателей. По сути – я только учусь писать и пробую на вкус – каково это.

— Весь сюжет рассказа уже готов?

— Смотря что под этим понимать. Изначально была написана первая глава, очень примерный каркас рассказа я держал в голове, но полной его ясности не было. После написания первой главы я понял, что так дело не пойдёт и написал, сам для себя, синопсис. Синопсис содержит только крупную последовательность событий, описывая каждую главу одним-двумя предложениями. В каком-то смысле, можно сказать, что это сюжет, хотя у меня остаётся очень большая свобода выбора в рамках написания очередной главы. Я сделал это сознательно, так как побоялся того, что, проработав детальный план всего рассказа, я погашу своё творчество, превратив написание в рутину описания событий «по оглавлению».

— Как пишется и сколько времени занимает написание одной главы?

— Существует каркас рассказа, об этом я уже упоминал. Примерно понятно, что должно быть в очередной главе. Сначала перечитывается предыдущая глава, после этого начинает писаться следующая. Если не писалось давно, то полезно прочитать все главы с самой первой. Как именно и что будет детально описываться в новой главе я сам заранее не знаю – оно как-то «само» пишется. Это своеобразная интрига даже для меня. Если настроение располагает к написанию, то пишется быстро, если нет – каждое предложение даётся сложно. Иногда за час можно написать несколько страниц, оставив только моменты для уточнений, а иногда – только пару абзацев. Скорость зависит так же от содержания. Я уже упоминал про скорость выброса плазмы, время открытия точки гиперсвязи и расстояние до неё. Но чтобы связать эти три цифры нужно было выяснить с какой скоростью в принципе может выбрасываться плазма, например, из Солнца и с какой скоростью её можем выбрасывать мы, люди, при современном развитии технологий и, в разумных рамках, экстарполировать эти значения для описываемой космической цивилизации. В описании момента разрушения точки перехода Вы можете рассмотреть картину схожую с совмещенными фотографиями чёрной дыры, снятыми в различных спектрах. То же самое касается методики синхронизации канала гиперсвязи – пульсары были выбраны из-за того, что их в галактике немало и они имеют высокую стабильность радиосигналов. Нередко, для написания одной страницы прочитываются несколько статей, например, в вышеупомянутом случае — по физике и астрономии. После написания главы она вычитывается на сюжет, стилистику и ошибки.

Нередко бывает, что переписываются целые абзацы и даже страницы. Постоянно что-то уточняется или выбрасывается, переделываются обороты в предложениях. Если, допустим, сам текст написан за две недели, то его правка занимает минимум столько же. После написания текст «отлёживается» от нескольких дней до недели, после чего проходит очередной цикл правок, обычно их уже гораздо меньше и они касаются только художественных деталей. Даже после вёрстки на сайт и сохранения в черновики я могу что-то править. Заканчивается это только после того, когда я нажму кнопку «Опубликовать». Править стиль или сюжет после публикации я себе запретил – только орфографию или пунктуацию. Получив даже вот такой дилетантский опыт писательства, я немного приблизился к пониманию почему Лев Толстой переписывал свою «Войну и мир» с десяток раз. Основная проблема – точная передача своих ощущений. Это оказывается гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Далеко не всегда совпадает настроение с возможностью писать. Иногда хотелось бы писать, но нет времени, а иногда – наоборот. Нередко писать себя надо заставлять, иначе вообще никогда ничего не напишешь или сроки написания будут просто неприлично большими. Это в фильмах и книгах люди с одухотворённым лицом садятся за стол и начинают ваять страницу за страницей. На самом деле – это такой же труд, как работа у других людей. Изначально я взял темп публиковать главу в каждые 50 дней с расчётом до конца года написать весь рассказ, но летом 2016 года график сбился.

— Многое, что описывается в рассказе, уже не кажется таким фантастичным, с учётом того, как развиваются биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника. С этой точки зрения рассказ претендует на «твёрдую» научную фантастику. Но зачем было вводить элементы «мягкости» – гиперсвязь, гиперпрыжок?

— Это очень интересный вопрос, который мне задавали трижды. Наличие в рассказе «гипер» обосновано необходимостью после проработки навигации. Когда я начал писать рассказ я даже не представлял к каким интересным размышлениям меня это приведёт! Всё началось с представления пространства, в котором необходимо будет осуществлять навигацию. Изначально я отталкивался от того, что известно об окрестностях нашей Солнечной системы. По мере накопления информации я составил для себя справочный материал, на базе которого потом и разрабатывалась та вселенная, в которой происходит действие рассказа. Для начала нужно понять – как мы собираемся колонизировать нашу, Солнечную, звездную систему и лететь к соседним звёздам. Давайте посмотрим какие расстояния нам предстоит преодолевать. Для упрощения я приведу очень приближенные числа, чтобы понимать их порядок. Расстояние от Земли до Луны составляет 400 тыс. км, до Венеры — 40 млн. км, до Марса — 50 млн. км, до Солнца — 150 млн. км, до Юпитера — 600 млн. км, до Сатурна — 1.5 млр. км, до Нептуна — 9.5 млр. км. Один световой год – это 9,5 трл. километров. Я ещё отношусь к тому поколению, у которого астрономия была обязательным предметом, но одно дело, когда читаешь эти цифры в книге или в учебнике астрономии и совсем другое – задаешься вопросом: «А как долететь до того же Марса»? С сугубо практичной, бытовой точки зрения, например, слетать на выходные. Для этого нужно не просто прочитать и принять порядок цифр, а представить, что это за расстояния, почувствовать масштаб.

Допустим я сяду на машину, поеду на скорости 200 км/ч и буду ехать без остановки 20 часов подряд (почти сутки). Тогда я проеду 4000 км. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что 4000 км — это путешествие из европейской части России примерно до Урала и обратно. На поезде туда ехать полтора суток. До Луны в 10 раз дальше. А до Марса в 125 раз дальше, чем до Луны. И это только в одну сторону. И это только до Марса! Это очень далеко! Спутники, запускаемые к Марсу добираются до него за 6-7 месяцев (не будем учитывать, что, на самом деле, если «по прямой», то можно долететь и за 2-3 месяца – спутники и марсоходы летят так долго потому что такая орбита наиболее экономически выгодна). Грубо говоря, полгода. То есть, год нам нужен для того, чтобы слетать к Марсу или Венере и обратно. Но Юпитер в 10 раз дальше, а Сатурн – в 2 раза дальше, чем Юпитер. Расстояния просто огромные. Ладно, мы как-то приручим эти расстояния, будем кататься на Марс на выходные и в дороге проводить всего несколько дней. Я долго игрался с цифрами и остановился на скоростях, которые бы обеспечили более-менее комфортную по времени планетарную навигацию внутри системы – получилась скорость равная одному проценту скорости света. Это один из базовых кирпичиков технологии и навигации в нашей вселенной. Полученная скорость очень большая – в 10 раз больше, чем скорость движения Земли вокруг Солнца. Но уже сейчас мы имеет установки типа EmDrive и хоть до конца не понимаем принцип их работы, но явно что-то там есть – всего скорее проявляются какие-то релятивистские эффекты. Поэтому выбранное значение скорости может быть вполне допустимо и обосновано с научно-технической точки зрения. Всё – мы вышли в космос. На цивилизацию второго типа по Кардашёву хоть и не тянем, но уже перестали быть чисто планетарной цивилизацией! Правда до крайних планет всё равно далеко добираемся, но при желании и терпении – вполне можно.

Идём дальше. Галактика млечного пути содержит примерно 100 млр. звезд. В объёме радиусом 11 световых лет от Солнца находится 12 звездных систем. Мы не хотим летать между планет – мы хотим летать между звёзд! Что такое световой год? Это, примерно, 9,5 трлн. километров. Это на три ПОРЯДКА дальше Нептуна, до которого даже при наших скоростях долететь ещё надо. 1000 раз – насколько это много? Опять же, чтобы представить. Если Вам от дома до работы нужно пройти один километр и Вы потратите на это 10-15 минут, то расстояние большее в 1000 раз – это тысяча километров, которое нужно будет пройти без отдыха и остановки за 8 дней, что само по себе утопично, так как надо отдыхать, есть и спать – всего скорее для преодоления такого расстояния потребуется месяц. 10 минут и месяц. Допустим, если дорога до Марса займёт двое суток, то, по несложному расчёту, до Нептуна нам добираться больше года. А один световой год нам придётся лететь никак не меньше тысячи лет. И это – всего один световой год! Такая в меру стройная внутрипланетарная модель абсолютно не годна для путешествия между звёздами. Даже если мы будем двигаться со скоростью света нам понадобится целый год для преодоления такого чудовищного расстояния. Нужен какой-то способ преодолевать громадные расстояния за приемлемое время. И это способ называется гиперпрыжок. Если люди не изобретут нечто подобное, то будущее космической экспансии нашей цивилизации видится совсем в блёклых тонах.

— И многое в Вашей вселенной так проработано?

— Проработка идёт по мере необходимости. Не стоит же задача абстрактно разработать целую вселенную. С отдельными моментами я сталкиваюсь по мере развития сюжета. Позавчера потребовалось понять, что из себя будет представлять навигация. Вчера – какие именно нейросети могут использоваться, какая может быть их классификация. Сегодня – наброски политического устройства. Завтра – какое-нибудь общее очертание экономической системы. Причём это нужно как-то увязывать в комплексе с уже ранее опубликованным материалом.

— Можно подробнее о навигации в космосе – чего там долго продумывать-то было?

— На первый взгляд, ничего сложного нет. Какая разница – космос или воздух? Самолеты же летают. Корабли в океанах тоже ходят – это некий аналог космоса. Однако всё просто если об этом не задуматься серьёзно. Куда привязывать начало координат? Как расположить навигационную сетку с учётом того, что всё движется с большими скоростями? Сначала мне понадобилось представить среду, в которой будет осуществляться навигация. Я уже упомянул про расстояния в нашей Солнечной системе. Если не принимать их как данность, а попытаться именно почувствовать, то они оказываются гигантскими. Понадобилось какое-то время, чтобы к ним привыкнуть и начать оперировать миллионами и миллиардами километров. Но это – только начало пути. Далее я постепенно повышал своё чувство понимания масштаба того мира, в которым мы сейчас живём. Облако Оорта можно считать формальной «последней» границей нашей системы. И расположено оно в радиусе одного светового года от Солнца.

Солнечная система расположена в галактике Млечного пути. Что это такое? Это диск диаметром 100 000 и толщиной от 3000 до 1000 световых лет, содержащий примерно 100 млр. звезд. Расстояние до центра галактики от Солнечной системы примерно 27000 световых лет, то есть мы примерно на половине от центра и от края. В объёме радиусом 11 световых лет от Солнца находится 12 звездных систем. В объёме радиусом 50 световых лет от Солнца находится около 1400 звездных систем, содержащих 2000 звезд. Какое-то время понадобилось для привыкания к переходу от планетарного уровня к галактическому. Сначала расстояния внутри Солнечной системы ощущаются огромными, но потом к ним привыкаешь. Когда переходишь к масштабу галактики, всё, к чему привык ранее, кажется как пройти километр за 10-15 минут. И если ранее я пытался как-то пропорционально-схематично нарисовать нашу Солнечную систему, то теперь, при наброске галактики, прошлый рисунок сжался в практически невидимую точку. Свободно перемещаться внутри галактики будет гораздо сложнее, чем внутри планетарной системы. Когда я привык к этому масштабу я двинулся дальше. Впечатляет диаметр нашего Млечного пути? Ближайшая к нам – галактика Андромеды. До нее «всего» 2,52 млн. световых лет, она крупнее млечного пути в 3-5 раз и содержит порядка триллиона звёзд. Далее, рывками, поднимался масштаб и понимание того насколько же большой мир и насколько в нём крохотна и незначительна вся наша техническая цивилизация в целом вместе со своей звёздной системой в придачу. Солнце входит в Млечный путь, который с галактиками М31 (Андромеды) и М33 (Треугольника) образует местную группу галактик. Эта группа вместе с скоплениями Девы, Печи и другими скоплениями и галактиками формирует местное сверхскопление (сверхскопление Девы). Сверхскопление, вместе с другими сверхскоплениями и Великим аттрактором образуют Ланиакею, входящую в комплекс сверхскоплений Рыб-Кита и образующую, тем самым, филамент (галактическая нить) Персея-Пегаса. Отталкиваясь от понимания насколько порядков разнятся масштабы внутри звёздной системы и между звёздами, внутри галактики и между галактиками приходит пониманием масштаба нашей вселенной. Вернее той части, о которой мы что-то знаем и о чём-то догадываемся. Стоит ли говорить, что это была одна из самых увлекательных недель написания рассказа, хотя на бумаге я за эту неделю написал не более страницы. Естественно, понимание этих масштабов очень сильно повлияло на формирование пространства мира в рассказе и его навигации. Задача стояла всё же описать правдоподобный мир, а не придумать чистое фентези. Поясню на аналогии. Допустим мы живём на атоме вещества, находящемся на Земле и обладаем технологиями путешествия между атомов — и это хорошо. Возможно, у нас есть технологии для путешествия в пространстве, содержащем несколько тысяч атомов – это просто великолепно. Мы можем развивать технологии для перехода между миллионами и миллиардами атомов, научиться перемещаться из кристаллической решетки одного вещества в другое, открывая для себя новые просторы. Но это будет только Земля. Переход с атома Земли на, например, атом планеты Юпитер носит совсем другой масштаб, который кажется просто чудовищным с точки зрения «атомного» уровня перемещений. Это чуть ли не другая реальность. Поэтому, я пока решил ограничиться уровнем части галактики. Это ещё одна базовая установка, которая очень сильно влияет на создаваемый в моём представлении мир и его технологии.

Сначала была попытка построить навигацию в галактике Млечного пути. Формат навигации получил название MWG-LCF (Milky Way Galaxy Light Cube Format). Если галактику разбить по секторам, каждый 1х1х1 световой год, то в галактике млечного пути будет 100000х10000х3000=3*10^12 секторов (так как галактика утончается к краям, да и вообще имеет дисковую форму, то реально она будет занимать меньше секторов). Галактика разбивается на навигационные точки, каждая из которых является центром сектора.

Далее были изучены скорости движения космических объектов: комет, движения Земли вокруг Солнца, вокруг центра галактики Млечного пути, движения самой галактики относительно фонового реликтового излучения, скорость сближения с галактикой Андромеды, солнечного ветра и так далее. Так как нужно было иметь представление что и с какой скоростью движется, чтобы иметь возможность соотносить эти скорости друг с другом и с космическими кораблями. Например, скорость движения Земли вокруг Солнца 30 км/с, а скорость комет в два раза выше – до 60 км/с. Используя автономные двигатели и задействуя гравитационные силы вполне возможно разогнаться в несколько раз быстрее – для перемещения внутри звёздной системы максимальная скорость космических кораблей ранее была ограничена одним процентом от скорости света. Дальность гиперпрыжка так же была ограничена и может находиться в диапазоне 10^-5 … 1 светового года. Цифры взяты тоже не просто так — на это повлияла та самая установка, согласно которой должна получиться модель цивилизации, перемещающаяся лишь в части галактики. Прыжок в один световой год удобен для вышеописанной системы координат. Если корабль обладает прыжком в один световой год, то он, сферой своего прыжка, покрывает весь сектор, так как по любой оси из центра до границы сектора половина светового года, а до любого угла сектора ((((1+1)^0.5)^2+1)^0.5)/2=0,87 светового года. Время, требуемое на совершение минимального гиперпрыжка было выбрано равным 4 часа и составлена система зависимых уравнений, описывающих взаимосвязь времени и расстояния. Чем дальше прыжок, тем дольше потребуется времени, причём эта зависимость нелинейна и на преодоление одного светового года потребуется не менее двух суток. Для шести точек, отличающихся на порядок, к основному составленному уравнению были введены поправочные коэффициенты и зависимости, для вычисления времени, соответствующего прыжкам на эти расстояния. Так как я чересчур перемудрил в модели, а упрощать уравнения было уже жалко, то для вычисление промежуточных значений времени пришлось использовать интерполяционный сплайн в MatLAB’е: ну а кто сказал, что «гипер» — это должно быть просто? Вся эта математическая система очень долго утрясалась и подгонялась пока не был получен приемлемый вариант, который бы позволил комфортно путешествовать внутри звёздной системы, схожей с солнечной, и за её ближайшими пределами, используя комбинации обычных и гипердвигателей. Например, расстояние равное половине минимального прыжка (порядка 50 млн. км) будет пройдено примерно за 2 суток на «обычных» двигателях, а один целый прыжок на этих же двигателях придётся проходить 1000 лет. Явно у нас получается сильное затруднение в путешествии по всей галактике, что укладывается в ранее задуманную картину пространства нашего мира.

Однако, на следующем шаге пришлось все изменять. В объёме радиусом 50 световых лет от Солнца находится около 1400 звездных систем, содержащих 2000 звезд. Допустим эти 2000 звезд (окрестности Солнца) распределены равномерно в объёме 50 св. лет, тогда этот объём содержит ([4/3*pi*50^3])/1^3=523600 секторов MWG-LCF. То есть, на каждые 260 секторов будет находиться по одной звезде при нормальном распределении (жёсткое условие конечно) плотности звёзд. И это входит в сильное противоречие с раздумьями и набросками о пространственном и политическом устройстве Союза центральных миров (СЦМ). Для навигации получилось совсем неудобно, так как только при прыжке в 4 световых года можно будет комфортно путешествовать от одной системы к другой, а при прыжке в 8,5 световых лет – между ближайшими десятью системами. Проблему простым повышением дальности прыжка решать было нельзя, так как получалась цивилизация, относительно без проблем «скачущая» по всей галактике, что противоречило первоначальной идее рассматривать только какую-то локацию галактики. Уже готовую модель пришлось пересчитывать. Рассматриваемая область пространства была передвинута на 2700 световых лет ближе к центру галактики, чем Солнечная система, и размещена около какого-нибудь условного рукава, где концентрация звёздных систем повыше, допустим выше на порядок. СЦМ будут образовывать 100-150 звезд которые расположены ещё плотнее (опять на порядок, то есть 1 звезда на 2.6 сектора). Вот такое вот уникальное место нашли. Почему бы и нет, если в нашей галактике сто миллиардов звёзд? В галактике Андромеды – вообще на порядок больше! Длины гиперпрыжков стали более комфорты для активной жизни цивилизации на этих планетах и их окрестностях. Навигационный формат MWG-LCF был заменён более усечённым форматом LCF. Так как пространство СЦМ будет располагаться в объёме сферы радиусом 4 световых года, что соответствует примерно 260 секторам, начало координат было расположено в центре этой сферы. Каждая навигационная точка является центром сектора. Координатные точки не привязаны к вращению звездных систем и являются «жесткими», что обеспечивается:

1) условный верх (положительное направление оси Y) — направление на центр галактики;
2) плоскость XY — плоскость диска галактики;
3) 0'0'0 — условный координационный ноль на специальной планете, оборудование которой, наряду с сетью датчиков с гиперсвязью обеспечивают сигналы точного времени и точных координат.

Навигационная система, должна учитывать и контролировать перемещение звездных систем с разными скоростями, чтобы в любой момент выдавать реальные на текущий момент координаты запрашиваемых объектов. Например, Солнечная система пройдёт один неподвижный сектор примерно за 1300 лет, изменение же координат окрестностей рассматриваемого уголка вселенной будет быстрее, так как в рукаве галактики угловая скорость вращения убывает с расстоянием от центра галактики. Кроме этого нужно учитывать, что орбиты в космосе в большинстве кеплеровские, а это значит, что при приближении, например, Меркурия к Солнцу он испытывает большее гравитационное воздействие в перигелии, чем в афелии, и это воздействие не объясняется классической «линейной» ньютоновской механикой – начинает работать теория относительности. Это всё приводит к тому, что за один полный оборот перигелий каждой планеты смещается в пространстве. Да, смещение невелико, но оно есть и статистически будет накапливаться, приводя к изменению конфигурации системы. То есть, обеспечить своевременные точные координаты состояния звездных систем, когда внутри них смещается вообще всё – не совсем тривиальная задача. При развитом искусственном интеллекте, да даже продвинутой автоматизации, думаю, вносить подобные постоянные правки и коррективы не составит труда. Система навигации GPS тоже же живёт своей жизнь, например, постоянно обновляя спутниковый альманах и данные по эфемеридам. Резонный вопрос – почему бы не сделать «стационарную» навигационную систему? Так получилось исторически — это свойство досталось от формата MWG-LCF. С другой стороны, система и так стационарна, так как ноль координат неподвижен, а вот звёздные системы относительно него как-то смещаются. Аналогия – горизонтальное движение коры Земли на несколько сантиметров в год, хотя мы считаем свою навигацию относительно статичной, пользуемся картами и спутниковыми координатами.

Таким образом, получилось создать модель навигации, которой можно пользоваться в рассказе. Я же сам должен понимать то, о чём я пишу. И если главный герой, в конце третье части сильно удивился, получив текущие координаты, то это должно быть обосновано. Теперь читатели могут немного иначе воспринять это событие.

— Интересно было бы узнать про наработки в сфере политики, экономики и истории.

— Если я сейчас всё расскажу, то и писать нечего будет. Давайте ограничимся навигацией. В главах будут освещаться отдельные моменты других сфер человеческой жизни. Я постараюсь сформировать у читателя общее очертание того, как я этот мир вижу и почему. Ясно уже одно – основа какого-то процветания и единства будущей цивилизации, распределённой в космосе, это две базовые технологии – нейросети и гиперпрыжок, как верх развития технологий различных направлений. Это отражает тенденцию развития сегодняшнего мира, где нейросети представлены компьютерами во всех вариациях (от всевозможных гаджетов до мейнфреймов), а быстрое перемещение обеспечивает техника на двигателях типа ДВС или электрической тяге. Уберите эти условия, и мы вернёмся в быт 18-19 века, съездить в гости на расстояние в 50-100 км будет занимать не один вечер как сейчас, из которого только пара часов потратится на дорогу туда и обратно, а растянется на несколько дней. Без эффективного управления сложным оборудованием и быстрого преодоления огромных расстояния такая же аналогия ждёт и космическую цивилизацию. С той разницей, что она скатится к планетарному уровню развития – но для «тех» людей это будет тот же психологический эффект, как и для нас снова откатиться к техническому феодализму. Разумеется, для управляющей техники и транспорта нужна инфраструктура. Сейчас это интернет и транспортная система (асфальтовые дороги, сеть АЗС, сеть железных дорог, порты, аэропорты, а также симбиоз этой инфраструктуры – спутниковая навигация по электронным картам. Так же и нейросети должны эффективно взаимодействовать с оборудованием и друг с другом. А для перемещения в космосе нужна будет навигация гораздо точнее той, которую использовал Колумб – иначе мы, в отличии от него, вообще ничего не откроем. Особое место занимают энергетические технологии. Они должны позволить получить массовые компактные, автономные, ёмкие, долгоживущие и мощные источники питания – то, чего не хватает и нам сейчас для дальнейшего качественного развития технологий, которое позволит рывком эволюционировать и наш быт.

— Автоинтервью написать было сложнее или проще, чем главу рассказа?

— Проще. 80 процентов вопросов – это вопросы читателей. 20 процентов я добавил для увязывания перехода от одного вопроса к другому. Разумеется, само написание заняло определённое время, но от меня не требовалось придумывать что-то новое.

— Как придумывались имена героям? В них есть какой-то смысл?

— Имена взяты произвольно, продумывалось только их приемлемое звучание. Тут нет никакой предвзятости. У нас всё же абстрактная вселенная, абстрактные события, ну и люди в них тоже пусть будут абстрактными. Как говорится: «Все персонажи являются вымышленными, и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно».

— Но аббревиатуры в рассказе есть как на русском, так и на английском?

— Да, за этим я не уследил. Но раз оно опубликовано – значит так и остаётся. Ну а почему бы и не предположить что существуют целые технические школы космостроения, которые уходят корнями в историю планеты, которая, может быть, уже давно забыта?

Неожиданная встреча — Автоинтервью - 3

— Почему рассказ публикуется только на Geektimes – какие-то соглашения с сайтом? Почему не выкладывать главы рассказа в соцсети? Планируется выкладывать рассказ на более тематических ресурсах, например, самлиб или фанбук?

— Это интересный вопрос. Сразу скажу, что никакого соглашения тут нет и не стоит искать тайного в очевидном. Можно сказать, что так сложилось исторически и это просто неслучайная случайность. Дело в том, что, экспромтом, на этом сайте, под настроение, я в комментариях написал пару зарисовок. Как-то получилось импульсивно и неосознанно. Темы статей были, кажется, о нахождении экзопланет подобных Земле. Читатели эти комментарии тепло приняли, а некоторые даже не поленились спросить – а нет ли подобного продолжения? Это была отправная точка. Когда я собрался написать небольшой рассказ мне не хватало кармы для публикации в тематический раздел и я опубликовал одну из зарисовок уже в виде статьи и прикрепил к ней опрос – будет ли пользователям интересно, если я нечто подобное напишут и тут опубликую? Вопрос стоял в наборе кармы и результатах голосования, которые я установил довольно жесткие, кажется, положительно должны были отозваться не менее 80 процентов из проголосовавших. Рейтинг статьи, разумеется, был околонулевой, но карму мне подняли, а результаты голосования дали понять, что писать стоит. Потом как-то стало не до писательства, но про идею я не забыл. Карму тоже мне не просто так же поднимали, а долг платежом красен. И через полтора года обещание выполнил – появилась первая глава рассказа. Изначально я начал очерк, но потом вдруг оказалась, что мне хотелось бы много о чём написать и всё переросло в полноценный рассказ. Планировалось выпускать по главе каждые полтора месяца и за год завершить всю работу. На данный момент, к сожалению, приходится констатировать, что писать стало сложнее в плане времени, но не в моём характере бросать работу на полпути – просто теперь сроки стали больше.

В соцсети была мысль выкладываться, но так как в их жизни я не участвую вообще никак, то для меня это малоизведанная и слабоизученная «территория». Если откровенно, я вообще слабо представляю, как именно в соцсетях нужно размещать информацию – просто завести аккаунт и публиковать материал? Но ведь пока на тебя никто не подписан никто это читать и не будет – смысл тогда в трате времени по верстке на сайт? Наверное, это надо входить в какие-то сообщества. На главной странице блогов постоянно обновляется информация – картинки, котики, перепостинг, зарисовки «своего сейчас» и так далее и тому подобное. Всё это едет вниз и довольно быстро. Нет, я не против, но если будет присутствовать какая-то дельная статья, её буквально за несколько дней «засыпят» сверху другие посты. У меня после посещения подобных страничек соцсети какое-то странное ощущение потерянного времени – вроде что-то делал, а вспомнить особо не о чем. Возможно, я просто не смог перестроиться в середине 2000-ых и так и остался на уровне структурных форумов и статичных сайтов. В общем, Вы поняли, с соцсетями у меня туго. Пока я не сам не понял нужно ли вообще публиковаться в соцсетях и если нужно, то где именно и как.

Насчёт публикации на тематических ресурсах типа самлиба я думал. Но, очевидно, смысл будет там размещать уже весь рассказ полностью. Хотя неполные рассказы там тоже вроде появляются, но во всём этом надо разбираться и понять как и что – опыта-то нет.

— О чём пишут пользователи, обращаясь к Вам?

— Уровень оценки разный. Кто-то просто изменит рейтинг статьи на плюс или минус единицу без обоснования. Кто-то оставит комментарий. Обычно это или поддержка или высказывание что именно не нравится – это уже более полезная обратная связь. Например, указание на какие-то ошибки, в том числе логические, в статье. А кто-то напишет в личные сообщения. С некоторыми пользователями получаются интересные беседы. Первые три главы мне сильно помогли, вычитав текст на ошибки и подробно перечислив их. Вообще-то я себя считаю достаточно грамотным человеком, однако этот опыт показал, что нужно быть гораздо внимательнее не только орфографически, но и стилистически и сюжетно-логически – в этом плане я только учусь. Потому что несмотря на то, что я очень много времени трачу на проверки и правки достаточно много ошибок «не отлавливается». Аудитория geektimes сильно помогает в этом. Было несколько бесед, в которых меня очень хорошо покритиковали, указав на непродуманность тех или иных действий или сюжета, плохую проработку образа и эмоциональности персонажей и тому подобное. Обычно такие беседы заканчивались словами поддержи, пиши, мол, давай, если есть желание – обязательно продолжай. Но польза от них была огромная, так как я много о чём задумывался. Постепенно писать рассказ и сразу получать обратную связь оказалось очень полезно и интересно, поэтому я пока не сильно пожалел о том, что выбрал модель поглавной публикации. Постоянные читатели своими положительными отзывами стимулируют продолжать писать, а критика, если к ней правильно относиться, заставляет как-то развиваться.

— Сколько ещё будет написано глав?

— Опубликована только первая половина рассказа. То есть, написать предстоит примерно ещё столько же.

— Можно ускорить написание рассказа? Раз в два месяца по главе – это слишком долго. Какая мотивация для творчества – её как-то можно усилить?

— Да, согласен, пишется медленно. О причинах Вы можете судить по изложенному ранее. Если бы я меньше думал и попроще относился – дело бы двигалось гораздо быстрее. Знаете, став писать сам что-то больше 20-30 страниц своего текста я иначе взглянул на авторское право в части писательства. Замечу – не права издательства, а именно самого автора. Надо придумать идею, сюжет и микросюжет, решить для себя возникающие вопросы, найти и прочитать интересующую информацию, оформить свои мысли, проверить написанное, бесконечные уточнения и правки порой до 80 процентов написанного. Но всё упирается в конечном счёте во время. Очевидно, что у работающего человека свободное время сильно ограничено. Поэтому так долго. Для того, чтобы поднять свою производительность надо уделять больше времени. Или отказаться от части работы и дохода, которая она приносит, но у меня не тот случай. Или превращать писательство в саму работу – как-то коммерциализировать его, чтобы поднять мотивацию для этой работы, замещая ею часть личного времени, которое потратил бы на что-то другое. Но деньги – это только усилитель мотивации. Они могут провоцировать тратить больше времени на этот вид деятельности. Если не будет изначального желания – ничего дельного не получится. И так-то непонятно – получается конкретно у меня что-то дельное или нет. На данный момент мотивация простая – реакция читателей. Думаю, для начинающего писателя это самое важное из двух. Первое – внутренняя потребность в том, что он делает. Это очень сильный мотиватор. А вот почему он берется – это совершенно другой вопрос. Я думаю, это зависит от самого человека, от того как устроена его психика, то есть, по сути, от того как сложилась его генетика и от тех условий (благоприятных или нет), в которых он оказался в жизни. Внутренняя мотивация у меня имеется, небольшая аудитория тоже как-то создалась. О коммерциализации я не задумывался, да и непонятно возможно ли вообще в моей ситуации и вообще имеет ли смысл. Я уверен точно в одном – я хочу дописать рассказ в том виде, в котором запланировал.

— Какой основной смысл рассказа?

— Я не хотел бы раскрывать весь сюжет. Еще будут неожиданные встречи. Самые интересные книги, которые я прочитал, это те, в которых соблюдены пропорции нескольких слоёв повествований. Разумеется, если мы пишем фантастику, то должно быть её описание. Есть условное деление: если описываем нечто типа магии – будет фентези, если технику – классическая фантастика. Но книга должна содержать не только одну технику – книгу же не роботы читают. А люди. Значит должен быть психологический слой. Отношения героев, их внутренний мир, чувства и эмоции. Для полного понимания атмосферы так же нужно описать другие слои – быт, взаимоотношения, социальное устройство, экономику и так далее.

Эмоционально-психологической составляющей рассказа я пока не очень доволен, хотя так и задумывалось изначально – она должна будет раскручиваться под конец рассказа. Но я сам не уверен, что у меня всё хорошо получится. Психологию писать тяжелее, потому что нет опыта. Чтобы написать кусок текста в четвёртой главе о войне с кораблями искусственного интеллекта я попробовал поставить себя на место тех людей, которых описывал и почувствовать их эмоции, чтобы попытаться их описать. Стоит ли говорить, что комментарий — «Мне даже стало как-то грустно за роботов» — стал некоторой оценкой того получилось у меня или нет передать то, что чувствовал сам. Потому что после написанного мне самому было не по себе, но такой финал логичен, приближен к возможной реальности и, чего уж себя обманывать, соответствует человеческой природе в целом – это практически не выдумка, потому что именно так Квинт Фабий Максим победил Ганнибала. С описанием других слоёв тоже не всё гладко как хотелось бы. В одной из переписок мне показали как можно было бы описать одну из сценок быта. Человек взял мой абзац, добавил туда три слова и переставил несколько моих. И абзац «заиграл» совершенно по-другому — гораздо лучше чем было! Я понял, что мне еще учиться, учиться и учиться. Отвечая на заданный вопрос, могу сказать, что основной смысл рассказа не только в том, какой я вижу тот мир будущего с технической точки зрения с его социальными проблемами и вызовами, которые создаст развитие технического прогресса всему человечеству. Но и в том, что, несмотря на сильное изменение критериев удобства и безопасности, возрастания роли рациональности и целесообразности, в жизни людей не пропадёт смысл в таких чувствах как любовь.

Автор: AlexanderS

Источник [5]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/chital-ny-j-zal/211981

Ссылки в тексте:

[1] Часть 1: https://geektimes.ru/post/268126/

[2] Часть 2: https://geektimes.ru/post/270086/

[3] Часть 3: https://geektimes.ru/post/272066/

[4] Часть 4: https://geektimes.ru/post/280614/

[5] Источник: https://geektimes.ru/post/282812/