«Золотой ключик» или как мы создавали дистанционную школу

в 16:03, , рубрики: дистанционное образование, метки:

Несколько лет назад возникла перед нами задача — организовать дистанционное проведение олимпиад по математике и физике. В принципе, процесс этот был уже наработан годами и существовала стандартная схема: публикуются условия, люди пишут их в тетрадки и отправляют всеми любимой Почтой России. Однако, на дворе был XXI век, и хотелось, с одной стороны, способствовать расширению географии за счёт участников из других стран, а с другой — избавиться от гор макулатуры и недель ожидания, которые приносила с собой работа с почтой, а с третьей — дать возможность участникам видеть свои ошибки, не отягощая себя пересылкой решений назад.
«Золотой ключик» или как мы создавали дистанционную школу
В данной статье я вкратце постараюсь описать, как эта задача была решена.

Дисклеймер
Данную статья писалась вместе с юзерами tvp, 009b, и отправлялась ими в песочницу, однако время идёт, поэтому публикую её я. tvp — руководитель проекта, можно его заинвайтить, и он ответит на все ваши вопросы.


Начали мы с исследования тех образовательных продуктов, которые были доступны на рынке. Под наш пристальный взгляд попали Moodle, Sakai, eFront, Docebo и ещё ряд менее известных продуктов. Однако, для нашей задачи почти все они были, с одной стороны, слегка избыточны по функциональности. С другой стороны, не было очевидным, как с их помощью решить те проблемы, которые мы сформулировали для себя в заключительной стадии исследования.

Итак, проблемы, которые логичным образом возникают, когда мы пытаемся построить подобную систему:

  • оформление решений учеником. Ученики — это школьники с 3-го по 11-й класс. Не каждого можно заставить набирать формулы в LaTeX или MathType. Кроме того, есть ещё и картинки. Ограничиться тестовыми задачами, где ученику нужно просто выбирать варианты ответов мы не могли;
  • представление проверенных решений в системе. Мы хотели дать участникам возможность увидеть ошибки и замечания в своей работе;
  • IT-инфраструктура. Интернет был проведен в каждую школу еще несколько лет назад, однако до сих пор мы сталкиваемся с ситуациями, когда у школьников нет даже электронной почты, не говоря уже о постоянном доступе в интернет. Нужны были решения, которые не требовали бы постоянного подключения к сети в процессе обучения;
  • сопротивление со стороны педагогов «старой школы», которые привыкли работать с бумагой. Для них нужна была возможность осуществлять плавный переход от бумажных технологий к безбумажным.

Разберем каждую проблему подробнее.

1. Оформление решений

Так как математический и физический тексты набирать неудобно, вполне логично писать их вручную, а после этого сканировать. Вот только сканеры есть дома далеко не у каждого. Тогда эти самые решения можно пытаться фотографировать, однако в этом случае мы на выходе можем получить что-то совсем трудночитаемое и труднопроверяемое. Что же делать?
На помощь нам приходит наука, а именно быстрое преобразование Хафа. С созданием инструмента для его использования нам помогли наши коллеги из ИППИ РАН. Используя его и специальные бланки для решений (на бумаге без клеточек), мы можем приводить полученные решения в приемлемый вид, удаляя искажения, вырезая лишнее.
На картинке ниже пример такой автоматической обработки.

«Золотой ключик» или как мы создавали дистанционную школу
Возможно гуру фотошопа смогут сделать лучше, однако идея тут была именно в автоматической обработке.

2. Представление проверенных решений в системе

Тут нам решение подсказал Артемий Лебедев со своим Бизнес-линчем. Именно так все и работает: для каждой страницы можно посмотреть оригинальную страницу и страницу с решением, содержащую наши комментарии и замечания. Проверка может идти как при помощи онлайн утилиты для преподавателей, так и на бумаге (причем работы могут быть при этом зашифрованы).

3. Проблемы IT-инфраструктуры

Как я уже говорил, пока еще интернет круглосуточно есть дома не у каждого школьника. Мы решили сделать платформу, которая позволила бы каждой из трех категорий учащихся использовать инструменты в обучении, которые им доступны. Учли интересы тех, у кого с Интернетом плохо совсем, у кого есть периодический доступ к Интернету, и пользователей с широкий канал анлима дома. Категории пользователей схематично изображены на рисунке. При этом открывая новые возможности (как, например, возможности просмотра потокового видео с решениями) по мере улучшения IT-инфраструктуры.

«Золотой ключик» или как мы создавали дистанционную школу

4. Работа с педагогами

Ну и самое трудное. Переубедить в чем-то преподавателей, которые учат детей дольше, чем мы живем, — дело очень трудное. Поэтому мы пошли по другому пути, мы дали им возможность работать так же, как они и работали ранее, только при этом они стали проверять не тетрадки, а работы на бланках.

И что в итоге? А в итоге у нас получилась некоторая образовательная платформа с рабочим названием ГиСиДок (Гибридная Система Документооборота). На базе неё сейчас работает Портал заочных олимпиад МФТИ, Электронная физико-техническая школа(еФТШ), Школа «Досвита» и ещё ряд проектов поменьше. Сохранив привычную для школьников и учителей схему обучения, мы отделили её от всеми любимой Почты России и сделали доступней.

Потом уже к обучению добавились видеолекции, портфолио, возможность построения личного учебного плана, но это уже совсем другая история.

А как же «Золотой ключик»?

А «Золотой ключик» — это конкурс по математике для школьников 4-9 классов, который проводится прямо сейчас. Школьникам предлагаются нестандартные задачи по математике, которые они могут решить дома, оформить свои решения и отправить через интернет. Призёры конкурса будут награждены дипломами и призами.
Первоначально олимпиада планировали провести до 15 марта, однако, по многочисленным просьбам, передвинули крайний срок на 18 марта.

Автор: witzawitz

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js