Как я стал паяльником

в 9:22, , рубрики: diy или сделай сам, как стать сервисным инженером, Лайфхаки для гиков, мастер по ремонту гаджетов, мастерство, паяльник, сервисный инженер, сервисный центр, Системные платы, схемотехника, Электроника для начинающих, метки: ,

Работал один товарищ техническим специалистом у областного интернет-провайдера под Питером. Днём на телефоне у себя дома (техподдержка), вечером – выезды к клиентам. Будучи человеком любознательным, подкованным в электронике и вообще гиком, он, настраивая интернет у клиентов, иногда брался и починить клиентский ноутбук. Знакомо? Думаю, многим здесь. Постепенно он научился чинить не только компьютеры, но и смартфоны, и прочее железо. И стало понятно, что может появиться ещё одна профессия, приносящая даже больший доход, чем основная работа.

Как я стал паяльником - 1

В статье палятся профессиональные фишки от сервисного инженера или в народе «паяльника», который работает дома в тапочках на своём аппарате, выбирает клиентов на свой вкус и забирает всю выручку себе.

Где учиться

Про ВУЗы и техникумы здесь речь не пойдёт, поскольку статья у нас про паяльника-самородка, который либо имеет этот свой маленький бизнес параллельно основной работе на дядю, либо уже собирается уйти в свободное плавание. Вопросы налогообложения, организации юридического лица или ИП так же останутся за кадром, поскольку не являются темой статьи.

Как я стал паяльником - 2
rom.by

Как ни банально, но про основы электрики и электроники можно найти массу информации в Википедии. Ещё полезно читать учебники по ремонту блоков питания и по схемотехнике (один из них даётся в конце статьи). В основном же всё понимается во время экспериментов с заглядыванием по волнующим вопросам на форумы:

notebook1.ru
rom.by
espec.ws
vlab.su
GSM forum
4pda

Где брать паяльные станции и другой стафф

На оборудование надо не меньше 200 000 – 300 000 рублей. Хотя минимальный набор (без пайки bga) может составить тысяч 70. Понятно, что в начале опыта никто не вкладывается в серьёзные инструменты, поскольку профессиональный уровень ещё низкий. Платы паяются на коленке, рабочий стол совмещён одновременно с компьютерным и обеденным и прочее. Но если серьёзно выходить на заказчиков, а не просто раз в месяц чинить htc-шки друзей, то нужно хорошее оборудование и удобное рабоче место, а это (в порядке убывания значимости):

  • Мультиметр
  • Осциллограф
  • ESR тестер (желательно, но необязательно)
  • Лабораторный блок питания
  • Собственно паяльные станции: для начала паяльник + термовоздушная паяльная станция, и в последствии (если хочется паять bga) – инфракрасная
  • POST карты
  • Программатор и набор «кроваток» под микросхемы
  • Флюсы, паяльная паста, припои, очистители плат (жидкость) и прочая полезная в работе химия
  • Разные наборы ручных инструментов
  • Тиски
  • Бормашина (желательно для корпусных работ, также позволяет выпилить межслойное короткое замыкание на плате)
  • Хорошее освещение
  • Вытяжка для того, чтобы не дышать вредными испарениями флюсов и припоев (проветривание при пайке на инфракрасной станции запрещено, так как термопрофиль может не отработаться так, как надо)
  • Удобное кресло
  • Микроскоп
  • Системы хранения
  • Большой стол и куча полок. Стол можно подвесить на цепях, чтобы не мешали ножки стола и было свободное пространство: так облегчается уборка и можно разместить системы хранения.
  • Иметь много тренировочных микросхем, не экспериментировать на клиентских. Можно покупать по 500 р. на Авито неисправные, диагностировать и ковырять (для теста нужно как минимум несколько разных процессоров)
  • Набор «BGA волшебника»: специальные тиски, набор различных трафаретов для реболлинга, паяльная паста и свинцовые шарики разных диаметров, лопаточка, ластик, кисточка.

Большинство инфракрасных паяльных станций можно легко купить б/у на Авито, но перед покупкой нужно досконально изучить вопрос в интернетах. Закупаться остальным стаффом лучше в хорошо зарекомендовавших себя магазинах типа Чип и Дип, Профи (Сириуст). А также на рынках техники (в Питере это знаменитая Юнона) и на Aliexpress (Кроме чипов! Много ремаркировок и реболла). Чипы лучше брать на partsdirect.ru и для Питера – chipbuk.ru.

Как я стал паяльником - 3
chipbuk.ru

Пред началом ремонта дорогостоящего клиентского оборудования необходимо иметь хотя бы минимальный уровень профподготовки:

  • иметь представление о работе радиодеталей (резистор, конденсатор, транзистор, диод и т. д.)
  • уметь читать принципиальные схемы
  • уметь пользоваться измерительным инструментом
  • иметь представление о принципе и последовательности запуска ноутбука
  • уметь паять микросхемы в различных корпусах (DIP, QFP, PLCC, BGA и т. д.)
  • банальная внимательность (осматривать плату на наличие потемнений, окислов, деформаций, отсутствующих элементов)
  • уметь грамотно предметно гуглить.

Не смотреть на клиента, как на г…

Казалось бы, грамотное правило, действующее в любой бизнес-нише и любой сфере обслуживания. Почему бы просто не помнить о нём и здесь? Не тут-то было. Подавляющий процент клиентов мало что (мягко говоря) понимает в технике вообще и компах/телефонах в частности. Плюс частенько (да постоянно!) попадаются люди, которым крайне сложно объяснить на пальцах, что произошло с их девайсом и какие есть пути его лечения. То есть ты им объясняешь, про охлаждение, температурное расширение металлов, про чипы, которые не любят перегрев и в последствии выходят из строя, а на тебя смотрят, как на инопланетянина, говорящего «пиу-пиу-пиу» и только.

И ты думаешь: «Ну что ж ты такой тупой, 21 век же на дворе, ну элементарные же вещи говорю, всё разжевал». Многим приходится долго доказывать, что профилактика дешевле, а теперь ремонт стоит 6000 рублей (некоторые сразу отказываются). Попадаются такие, которые думают, что их откровенно обманывают. Правда, это небезосновательно: есть куча шарлатанов, в том числе так называемые «прогревасты», которые используют диагностическую меру кратковременного прогрева кристалла чипа как метод «ремонта» и снимают с клиента несколько тысяч рублей; прогретый чип работает от нескольких дней до нескольких месяцев, но в конечном счёте неминуемо выходит из строя.

Если же клиент со своей стороны начинает ещё и качать права заказчика из серии «клиент всегда прав» и вообще почему так долго, то чувствуешь, как из глубин организма подымается звериный рык, который выльется либо в грубость (а это непрофессионально), либо в личный стресс – накапливаемая усталость – ежедневное пиво – пузо – алкоголизм. Решение в данном случае обозначено в подзаголовке выше: не смотреть на клиента, как на г…, а смотреть, как на человека, который обратился к тебе за решением проблемы только потому, что сам ничего не понимает в этом. Именно потому, что ты – сервис. И вещи, которые тебе кажутся элементарными, для него – тёмный лес.

Как я стал паяльником - 4
Дэнни Трехо смотрит на клиента, как на г...

Лучше изначально всё спокойно и очень подробно объяснять (по аналогии с медициной — коллегиальным методом). Или представить, что ты – доктор, а перед тобой – ребёнок, которому надо вырвать зуб. Вежливо и чуть ли не ласково объяснять порядок действий, способы решений и варианты результатов (пасторальный метод). Именно такие подходы обеспечат поток благодарных клиентов, которые выберут тебя, а не сервис у метро, и которые создадут тебе хорошее сарафанное радио.

Значит можно невозбранно что-то где-то подменить

Да, есть ещё такой соблазн: раз клиент не разбирается в вопросе, значит можно невозбранно что-то где-то подменить с выгодой для себя. Путь изначально скользкий во всех смыслах: и в плане личной кармы, и потому что правда в большинстве случаев всё равно вылезет на поверхность. Для репутации это ужасно. Нужно постараться общаться с клиентом максимально прозрачно, по честному. А перед очень сложными ремонтами предупреждать о возможном выходе устройства из строя – это и убережёт от обвинений «Вы сделали хуже, чем было и вообще всё сломали, платите», и придаст солидности в глазах клиента: о нём заботятся, предупреждают с высоты опыта (можете передумать и пойти в сервис с гарантией). Кстати о гарантии. Хороший ход: давать клиенту личную устную гарантию в том, что, если что – я переделаю. Но только в том случае, конечно, если поломка наступила по вине инженера.

Напутствие неофитам от героя статьи

Самые сложные ремонты приходят после других сервисов с некомпетентными мастерами. Мне вот, например, человек плату принёс, хотел продать за 500 р. после другого сервиса (новая стоит 12000 р.). Они хотели видеочип поменять, но со слов клиента «у нас не получилось». Материнка была буквально перекручена: использовали слишком маленький нижний подогрев и не соблюдали термопрофиль, не обернули в фольгу и не приложили грузы (обязательная мера для ИК-станций с маленьким нижним подогревом). Предложил клиенту попытаться отремонтировать.

Равномерно прогрел до 300 на большом термостоле, в местах деформаций приложил грузы, подержал минут 10 и дал остыть. Выпрямилась! Припаял видеочип (материнку принесли без видеочипа) – завелась, но нет инициализации. Обратил внимание на северный мост – на нём нет нескольких конденсаторов, припаял – без изменений, они и его угрели, похоже. Поставил чип с донора – заколосилось. За ремонт взял 7000 р. (3000 чип и 2000 донор, с которого снял север; новый такой север стоит 3200). За саму работу взял чисто символически – было интересно поднять мать с того света и повысить свою репутацию.

Как я стал паяльником - 5
Та самая плата в процессе выпрямления после сервиса

Напутствие начинающим мастерам? Чтобы они, если реально не понимают что делают, не ковыряли клиентские буки, а передавали более компетентным ремонтникам или чинили под их руководством. Или хотя бы производили модульную замену (если клиент согласен по ценнику и срокам).

Насчёт почитать: Хоровиц П., Хилл У. «Искусство схемотехники». Там всё подробно разъясняется и есть куча лабораторных опытов и задач. Можно рекомендовать в качестве настольной книги, очень годная вещь!

А вообще, если решил стать паяльником – сто раз подумай. Потому что нужны чудовищные усидчивость, терпение и внимательность.

Автор: Olezkaya

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля