- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Что школьники говорят про олимпиаду:
Что происходило на самом деле:
Для начала — пару задачек, чтоб всё с самого начала было ясно. А потом — подробности.
Задание 2
В далеком будущем, исследуя соседнюю галактику, человечество столкнулось с инопланетной расой, называющей себя Рейфами. В результате нескольких контактов стало известно следующее. Каждой общиной Рейфов управляет королева, являющаяся единственной особью женского пола в общине. Относительно меньшая часть общины состоит из мужчин, имеющих высокий интеллект. Большая часть — из рабочих особей, крупных и мускулистых, способных только к выполнению приказов интеллектуальных особей и рутинных дел.
Достоверно про эту расу известно:
Ответы обоснуйте.
Задание 4
Представители расы протоссов обладает антропоморфными очертаниями тела, за исключением строения конечностей — у них выгнутые назад колени и четырехпалые руки. Цвет кожи зеленоватый, синеватый или серый. Протоссы двуполые, известно, что и мужчины, и женщины у них диплоидны. Эта раса способна питаться энергией света, однако известно, что иногда рождаются дети со сниженной способностью к восприятию света. Такие дети без специальных мер крайне редко доживают до возраста, когда сами создают семьи. За способность усваивать энергию света отвечает гетеродимерный белок Stl из двух субъединиц — S и L, для поддержания его работы достаточно хотя бы одной.
Вам доступны архивные записи одного из крупных городов-миллионников протоссов, посвященные их демографии и записи о межклановых браках.
В результате изучения архивов вам известно следующее:
Свой ответ поясните.
Олимпиада Национальной Технологической Инициативы. Цель — к 2035 году захватить галактику. Средство — вырастим поколение Королевых, Менделеевых, Сикорских, Вернандских. Как — заинтересовав школьников интересными задачами.
Из 20 000 участников заочных туров в финал прошли 572 школьника. Первая часть финалистов, 360 человек, приехали в «Сириус» в Сочи, где соревновались по девяти направлениям. По остальным восьми профилям соревнования проходят в марте–апреле в семи регионах России — от Владивостока до Санкт-Петербурга.
Немного подробностей про 4 профиля (из 9), по каким направлениям проходила олимпиада.
В этом году финалисты делали систему управления бионическим протезом руки человека. Участники собрали протез, придумывали и реализовывали систему управления протезом на основе мышечной и мозговой активности.
Система должна обладать определенной мерой чувствительности, которая позволит осуществлять захват хрупких предметов.
Победителем стала та команда, у которой получилась наиболее точная система управления с минимальным количеством ошибок при выполнении заданий.
В распоряжении участников были наборы-конструкторы «Юный нейромоделист» и комплекты для сборки бионического протеза руки.
Список команд
Полезные материалы:
«Мы воспитываем в участниках системное понимание. Необязательно что все станут инженерами, но они должны понимать, что есть системы и они стыкуются в очень разных местах, что всегда физика цепляет инженерию, инженерия цепляет „софтовые скилы“ и так далее. И они должны чувствовать команду, среду, которая вокруг них. Мы, кстати, замечаем, что команды между собой не конфликтуют, они „борются“ с полигоном, а не друг с другом.»
Команде финалистов предстояло:
Электронная часть всех систем создается базе Arduino-совместимых платформ.
Это — звёздное небо. Все аппараты ориентируются «по звездам».
Для каждого из трех видов транспортных средств (ТС) необходимо решить две задачи: глобальную (сориентировать ТС «по звёздам» и довезти груз в конкретный порт, который стыкуется со следующим ТС) и локальную (в рамках движения каждого ТС избегать столкновений с препятствиями, реагировать на дорожную ситуацию, светофоры и прочее).
В ходе олимпиады мы собирали код, который написали школьники. Естественно, они интересовались, а зачем, а будет ли его кто-то читать. Получив ответ, что код будут читать и если там написана полная ерунда — баллы снимут, дети кинулись лихорадочно исправлять написанное.
Любой программист вставляет комментарии и отладочные сообщения понятные и веселящие автора кода [7]. В задаче, где нужно было обнаружить человека на изображении с камеры, у школьников программа выдавала "Кожанный ублюдок найден [8]".
Полезные материалы:
В этом году на этом профиле была интересная история. Медицинский физик Александра Далечина собрала данные по 900+ онкопациентам центра «Гамма-Нож» и данные по 5000+ очагам заболевания в
Финалисты — кстати, участникам лучшей команды 13 и 15 лет — обработали эти данные так, что точность диагнозов увеличилась в 6-7 раз.
Участники должны сначала разобраться с медицинскими терминами и назначениях, потом — проработать методологию решения двух задач, по выживаемости и по ремиссии. «Если взять средние значения и средние отклонения от значения, то ошибка будет в районе года. С использованием методов машинного обучения ошибка уменьшилась до 4-5 месяцев.
Курьёзные ситуации, конечно, тоже были.
«В прошлом году один парень победил в «Больших данных», а после олимпиады решил, что не будет поступать в вуз, а будет создавать базу по анализу данных, — рассказывает Алексей Федосеев. — Родители, естественно, просили не валять дурака. А он проявил характер, разругался с ними и специально написал ЕГЭ на 20 баллов».
«У меня даже новая лекция про религию Байеса».
Полезные материалы:
«Нашей команде дали разбалансированную установку. В ней накапливалось много аммиака — и рыбам плохо, и растениям. Мы должны были придумать, как её сбалансировать. Придумали систему «повешения», «соты отчаяния» и «перчатную затычку»».
В центре истории — рыбки.
Школьникам предлагалась система из кустиков салата, аквариума с форелью и дренажной системой. Все это надо было настроить, чтоб рыбки не сдохли.
— А что если сдохнут? У Ребят же будет горе?
— А мы каждое утро приходим пораньше, и если увидим, что рыба скоро «откинет копыта», выловим ее и заменим на новую. Но пока все рыбки живы. Только сбегали пару раз.
Но охранники Сириуса хитро поглядывали на мирно плавающую форель и ждали конца олимпиады…
Школьники 9 класса выполняли теоретические расчеты, составляли алгоритм автоматизации сбора основных показателей аквопонических систем и автоматизировали введение необходимых реагентов в установки.
Для работы будут предоставлены запущенные аквапонные системы в минимальной комплектации и комплект дополнительных «Модулей», которые возможно интегрировать в систему. Примеры «Модулей»:
Настоящие инженеры легко решают задачи при помощи подручных средств
«Самое сложное в начале олимпиады — это создать ситуацию, в которой дети выйдут за пределы зоны «учитель — ученик». Этот формат, когда все, что сказал учитель, верно, и ребенок должен сделать все, что он сказал, его мы должны срочно просто рубить. Потому что система открытая, способов решения может быть много. Более того, мы можем допускать ошибки и специально допускаем ошибки. И если ребенок находится в состоянии «да хозяин, все, что сказал учитель, верно», мы пытаемся его из этого состоянии вывести»
Полезные материалы:
Это ситх-пиарщик. Ольга Прудковская. Добрая внутри.
Это Ольга Шабалина. Это она спалила ИК-хакера.
Нейрорестлинг
Бобук рассказывает
— А можно сделать Олимпиаду НТИ, но без школьников?
— Она есть. Называется «Комкон».
Если вы во Владивостоке — то в Центре проектной деятельности ДВФУ [31].
Участникам Олимпиады НТИ рады на многих хакатонах, форумах и школах. Идеи того, куда можно съездить после финала:
21 марта 2018 года, Москва — «Нейрофест» [32]для любителей нейротехнологий.
26-30 марта 2018 года, Подмосковье — федеральный хакатон «Лиги роботов» [33].
Регистрация до 15 апреля: конкурс идей социального предпринимательства — Social Impact Award. [34]
6-11 апреля, Владивосток. Финал профиля VR — можно прийти на мастер-класс или волонтёрить. Напишите о своём желании здесь [35].
13-15 апреля, Москва — VI Форум Breakpoint: хакатон, кейсы, стартапы, эксперты. [36]Регистрация до 7 апреля.
17-20 апреля, Тюмень. Школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора» [37]. Регистрация до 9 апреля.
21 апреля — 11 мая, Владивосток — авиационная смена в ВДЦ «Океан» [38], призёры и победители ИРС и БАС имеют весомые бонусы (70 и 130 баллов) на конкурсе. Подача заявок до 23 марта.
28 апреля, Владивосток — Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады ВРО. [39]Регистрация команд открыта до 1 апреля.
28 апреля, Владивосток — Конференция исследовательских и проектных работ [40] в ДВФУ. Регистрация и заочный этап до 10 апреля.
22-25 мая, Владивосток. Школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора» [41]. Регистрация до 14 мая.
(даты определяются, лето 2018), Артек. Авиационная смена от ОАК. Туда
уже получили приглашение лучшие участники профиля «Беспилотные
авиационные системы».
1-24 июля, Сочи — образовательная программа «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус» [42]. Подача заявок до 31 марта.
1-10 июля, Владивосток — «Наноград» [43]. Отбор через конкурсы [44]и конференцию [45]. Кроме того, в «Наноград» едут победители и лучшая команда профиля «Нанотехнологии».
7-28 августа, Крым — школа «Юниквант» в Артеке [46]. Подача заявок до 27 апреля.
(даты определяются, осень 2018) Проектная смена Кружкового движения и Рыбаков Фонда в «Орлёнке».
Я реально благодарен. Во-первых, спасибо РВК и АСИ за всю рыбу то, что за 3 года с нуля сделали суперкрутую движуху, о которой я мечтал. Супер респект толкиенистам команде «делателей», кто своими руками это реализовал. Отдельное спасибо Ольге Прудковской за блат, за огонь-шутки, за 4 раза прослушанную экскурсию и звездный меч. Спасибо Дмитрию и Екатерине за то, что пригласили меня.
Надеюсь, на следующий год на Олимпиаде НТИ организовать (подпольную?) лабораторию по турбореактивному движению и реактивным ранцам.
Автор: Алексей
Источник [53]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/diy-ili-sdelaj-sam/275646
Ссылки в тексте:
[1] Курс по биомеханике: https://openedu.ru/course/spbstu/BIOMECH/
[2] Курс по биосенсорам: https://ru.coursera.org/learn/biosensory
[3] Видеоуроки BiTronics Lab: https://www.youtube.com/channel/UCGF1CvXMN8c-9aNx3c8tzng
[4] Вводный курс по Arduino: http://edurobots.ru/kurs-arduino-dlya-nachinayushhix
[5] Курс по программированию на Python: https://stepik.org/course/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-Python-67/
[6] Задания всех этапов профиля «Нейротехнологии» 2017 г.: https://drive.google.com/file/d/0B0X30BfOmpvzUm5xUjZCbVhlTW8/view?usp=sharing
[7] комментарии и отладочные сообщения понятные и веселящие автора кода: https://habrahabr.ru/post/343168/
[8] Кожанный ублюдок найден: https://www.youtube.com/watch?v=merCP413sfE
[9] Олимпиада НТИ 16/17. Все задания профиля «Автономные транспортные системы»: https://drive.google.com/file/d/0B0X30BfOmpvzV0YxZHBxMGdvMnM/view?usp=sharing
[10] Олимпиада НТИ 15/16. Все задания профиля «Автономные транспортные системы»: http://nti-contest.ru/wp-content/uploads/7-%D0%90%D0%A2%D0%A1.pdf
[11] Онлайн-курс «Программирование на языке Python»: https://stepic.org/course/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-Python-67/
[12] Онлайн-курс «Программирование на языке С++»: https://stepic.org/course/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5-C++-7/
[13] Видео-лекции по Arduino: https://www.youtube.com/watch?v=bO_jN0Lpz3Q&list=PLfDmj22jP9S759DT250VVzfZs_4VnJqLa&index=1
[14] Онлайн-курс «Arduino для начинающих»: http://edurobots.ru/kurs-arduino-dlya-nachinayushhix/
[15] Видео-курс «Электроника шаг за шагом»: https://www.youtube.com/watch?v=Wc_QtUzv_2k&list=PLBLtydguylgB-9FPU63TY_vtsj0xYt5li&index=1
[16] Хакатон по профилю «Автономные транспортные системы» 2017: http://nti-contest.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D1%85%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%90%D0%A2%D0%A1-compressed.pdf
[17] Введение в программирование С++: https://stepik.org/course/363/syllabus
[18] Строим роботов из Arduino: https://ru.coursera.org/learn/roboty-arduino
[19] Хакатон по профилю «Автономные транспортные системы» 2018: http://nti-contest.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-2018.pdf
[20] мозгу: http://www.braintools.ru
[21] Хабр посоветуй: как выиграть олимпиаду НТИ для школьников по профилю «Большие данные»: https://habrahabr.ru/company/goto/blog/339050/
[22] 10-11 кл., Обязательный курс: Биотехнология и генная инженерия: https://stepik.org/course/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-94/syllabus
[23] 10-11 кл.: Молекулярная биология. Введение: https://stepik.org/course/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-70/
[24] 10-11 кл.: Молекулярная биология (продвинутый уровень): http://lectoriy.mipt.ru/course/Biology-Molecular-14L#lectures
[25] 9 кл., Обязательный материал: Аквапоника, общая информация: http://www.wikiwand.com/ru/%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
[26] 9 кл., Обязательный материал: Замкнутые биосферы: http://www.catfish.lv/test/osetr.htm
[27] 9 кл., Обязательный материал: Замкнутые рыбоводные установки: http://aquacultura.org/upload/files/pdf/library/techno/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20-%20%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8.pdf
[28] 9 кл., Биология. Общий курс. : https://www.youtube.com/playlist?list=PL66kIi3dt8A60W5VQdodRocHu-scSl4wz
[29] 9 кл. Биология. Расширенный курс. : http://lectoriy.mipt.ru/course/Biology-Basics-14L#lectures
[30] Задания всех этапов профиля «Инженерные биологические системы» 2017: https://drive.google.com/file/d/0B0X30BfOmpvzUXJjcU1RaGViTVE/view?usp=sharing
[31] Центре проектной деятельности ДВФУ: https://goo.gl/kci2vx
[32] «Нейрофест» : http://polycent.ru/neurofest.php
[33] федеральный хакатон «Лиги роботов»: https://ligarobotov.ru/news/2018/02/13/federalnyjj-khakaton/
[34] конкурс идей социального предпринимательства — Social Impact Award.: https://vk.com/socialimpactaward
[35] здесь: https://vk.com/ddodvfu
[36] VI Форум Breakpoint: хакатон, кейсы, стартапы, эксперты. : https://vk.com/breakpointforum
[37] «Навигатор инноватора»: http://sk.ru/opus/p/ni-tyumen-2018.aspx
[38] авиационная смена в ВДЦ «Океан»: https://vk.com/wall-72046642_1211
[39] Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады ВРО. : https://goo.gl/Pkzxfm
[40] Конференция исследовательских и проектных работ: https://goo.gl/xgP52E
[41] «Навигатор инноватора»: http://sk.ru/opus/p/ni-vladivostok-2018.aspx
[42] образовательная программа «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус»: https://konkurs.sochisirius.ru/
[43] «Наноград»: https://goo.gl/Umtyn4
[44] конкурсы : http://contest.schoolnano.ru/programs/#contest
[45] конференцию: http://contest.schoolnano.ru/programs/netconference-2018/
[46] школа «Юниквант» в Артеке: https://vk.com/wall-114751985_3827
[47] «То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»: https://mel.fm/olimpiad/8015793-olympiada_nti
[48] Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить: https://www.ucheba.ru/article/6060#
[49] Знаю, в чем сила: https://chrdk.ru/other/i-know-ze-force
[50] Олимпиада НТИ: включите солнце!: http://%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0.%D1%80%D1%84/news/meropriyatiya/2168-olimpiada-nti-vklyuchite-solntse
[51] «Я училка до мозга костей, и готовить к олимпиаде для меня захватывающий эксперимент»: https://mel.fm/blog/vladimir-servetnik/65318-ya-uchilka-do-mozga-kostey-i-gotovit-k-olimpiade-dlya-menya-zakhvatyvayushchy-eksperiment
[52] НИЯУ МИФИ определил победителей олимпиады НТИ профиля «Ядерные технологии»: https://mephi.ru/content/news/1387/126176/
[53] Источник: https://geektimes.ru/post/299059/?utm_campaign=299059
Нажмите здесь для печати.