- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Сегодня я хотел бы вспомнить былое и рассказать вам, уважаемые читатели, об одном своём раннем опыте построения автоматизированных систем управления (АСУ), используемых на транспорте. Я опишу вам свой личный опыт по построению АСУ контейнерным пунктом. Этот проект является для меня, можно сказать, одним из таких, которыми я горжусь. Я пришёл на него в далёком 2002 году простым инженером-программистом, а закончил в 2005 руководителем проекта. Проект закончился внедрением в опытную эксплуатацию на одной из станций Московской железной дороги. К сожалению, потом в силу определённых обстоятельств компания, в которой я работал, перестала существовать, и я потерял концы. В каком виде эта АСУ находится сейчас, мне, к сожалению, не известно.
Тогда, в далёком 2002 году, в недрах одного ведомственного научно-исследовательского института МПС — ВНИИЖТ — разрабатывалась автоматизированная система управления контейнерным пунктом. Разработка велась уже давно, там были какие-то унаследованные старинные компоненты, которые запускались ещё на деревянных мейнфреймах Международных Деловых Машин. В общем, разработка велась на каком-то Foxpro (коллеги, я прошу прощения за такие ругательства, но слов из песни не выкинешь). За разработку отвечал один бессменный человек. В общем, всё как обычно.
Компания, в которой я тогда работал, вносила в деятельность МПС всякие инновации. Конкретно отдел разработки, в который я устроился тогда ещё простым инженером-программистом, занимался переработкой программного обеспечения использовавшихся на железнодорожном транспорте АСУ, выводом их на новые рельсы и технологии. И вот наш директор поставил мне задачу — провести обследование и предложить комплексное решение проблемы точного позиционирования козлового крана на контейнерной площадке.
А в те времена технология GPS была не то, чтобы неизвестна, но не пользовалась уж широкой популярностью. Бытовые навигаторы были довольно низкоточными, могли более или менее определять координаты в движении, лучше со скоростью побольше. Ну это было примерно как с первыми мобильными телефонами, которые надо было носить в чемодане. Утрирую, конечно, но тем не менее. И вот, перебрав множество вариантов (всякие там лазеры, RFID-метки и т. д., и т. п.), мы останавливаемся на использовании GPS-технологии. Я сажусь за изучение небесной механики и релятивистской физики, чтобы иметь самое непосредственное понимание того, как по мельчайшим разностям во времени приёма сигналов со спутников вычислять координаты. Но в итоге мы просто находим геодезические приёмники, которые работали в двух технологиях (GPS и ГЛОНАСС; да, я использовал ГЛОНАСС ещё до того, как это стало мейнстримом :). Они нам и помогли.
Что в итоге? На научно-технический совет выносится идея о точном позиционировании крана при помощи GPS-приёмников, работающих в дифференциальном режиме. Заявляем точность в полметра, при том, что производители тогда говорили о точности до 5 метров максимум (или минимум). При этому на своих полигонах мы добились именно такой точности — дифференциальный режим позволял нивелировать все ошибки, получаемые в локальной зоне из-за погодных условия и прочего подобного. Идея защищена, нам позволяют попробовать запустить пилотный проект на одной из станций МЖД. Это была станция Москва-Товарная-Рязанская.
В те далёкие времена очень модной была новая архитектура построения информационных систем SOA (service oriented architecture, сервисно-ориентированная архитектура). Она и сегодня не потеряла своей актуальности, а тогда с ней носились все, как дурень с писаной торбой. И вот наш молодой коллектив одним из принципов разработки АСУ и ИС взял на вооружение реализацию SOA при помощи технологии межсистемного взаимодействия CORBA. Сегодня об этой технологии уже мало кто вспоминает, а тогда она была на острие инноваций.
И вот наш отдел разработки берётся сделать новую инкарнацию АСУ КП для появившегося уже ОАО «РЖД» на технологии CORBA с использованием подхода SOA. Архитектуру системы нарисовали быстро, защитили на раз. Заказчика взяло за живое полная модульность и компонентность, взаимозаменяемость и открытость протоколов. Впрочем, были и противники. Куда без них?..
В итоге мы выходим на реализацию системы со следующим компонентным составом:
Всё это дело взаимоувязывалось и работало одновременно. Было несколько режимов работы, в том числе и такой, который показывал на экране АРМ приёмосдатчика в конторе графическое отображение контейнерной площадки и перемещение крана на ней в реальном времени. Некоторые смотрели на эту анимацию с завороженностью того свойства, что даже оторвать было нельзя. Человек втыкался в монитор, смотрел то на него, то в окно на двигающийся кран. Люди не могли себе представить, что мы реализовали давнишнюю мечту железнодорожников, которую многие коллективы пытались безуспешно разработать и реализовать ещё чуть ли не с 1970-ых годов.
Поскольку на станции Москва-Товарная-Рязанская имеется две контейнерные площадки для двадцатифутовых контейнеров, то система позволяла одновременно вести работы двух бригад, состоящих из приёмосдатчика в поле и крановщика. Впрочем, архитектура была разработана так, что в потенциале можно было подцепить хоть миллиард площадок — главное, чтобы вычислительных мощностей и пропускной способности канала хватило. Кстати, о канале. Для обеспечения связности компонентов системы мы развернули радиосеть, по которой и осуществлялось межмодульное взаимодействие. Да, мы сделали свой Wi-Fi ещё тогда, когда это не стало мейнстримом :).
Мы долго отрабатывали наши технические решения на самой площадке, благо руководство станции дало полное добро на наши эксперименты с краном и контейнерами. Но в конце концов настало время внедрения, приёмо-сдаточных испытаний и передачи в опытную, а затем и в постоянную эксплуатацию. В ЦКИ ОАО «РЖД» была сформирована комиссия для приёмки системы, в которую вошла куча сотрудников из различных подразделений. Были путейцы, был кто-то с коммерческой дистанции, были с дистанции электроснабжения. Приехали сотрудники из центрального аппарата, которые отвечали за безопасность, в том числе и информационную. В общем, всё было по-взрослому. Мне, ставшему тогда уже руководителем этого проекта, было совсем не до шуток. Несмотря на то, что Программа и методика испытаний была утверждена, а сами испытания по ней мы провели несколько раз, меня всё равно била мелкая дрожь.
Но всё прошло благополучно. Даже представитель службы безопасности, который с размаху кинул «жёлтенький» на пол, не смог помешать работоспособности системы. Да, на экране наладонника появилась надпись «Связь с сервером потеряна», однако это случилось лишь от того, что из разъёма вылетела антенна. После возвращения оной обратно, всё заработало так, как будто бы компьютер и не падал. В общем, все пункты ПМИ были сданы, мы ещё выполнили несколько дополнительных проверок, не предусмотренных процедурой приёмки. Большая часть сотрудников комиссии осталась вполне довольна. А иные просто не показывали своих чувств, поэтому сложно сказать, что они там думали на самом деле.
Однако на следующий день я на личном опыте узнал, что такое «технологический луддизм», как я это теперь называю. Ведь не секрет, что делу внедрения автоматизированных систем управления сопротивляется в первую очередь наименее квалифицированный персонал. В данном случае мы столкнулись с тем, что приёмосдатчики, чью работу, казалось бы, мы облегчаем в десятки раз. Но нет. Главарь приёмосдатчиков собрал в кучу всё оборудование, которое мы передали им по акту, и со словами «Заберите, нам это не нужно» придвинул его ко мне. Поскольку я отказался, он просто взял и положил эту кучу в сейф. Всё.
Но, на самом деле, в конечном итоге этот технологический луддизм был преодолён. Уговорами и разъяснениями с привлечением начальника станции, который дал честное железнодорожное слово, что никто не будет уволен из-за повышения производительности труда. Ведь это основная боязнь низкоквалифицированого персонала в деле автоматизации — как будто бы все такие работники поголовно читали труды Н. Винера про кибернетическое порабощение человека капиталистической системой, ставящей автоматизацию на службу эксплуатации трудящихся.
В общем, вот как-то так. С удовольствием отвечу на любые вопросы, если таковые найдутся…
Описание моего опыта управления проектами по разработке и внедрению автоматизированных систем управления и информационных систем:
Автор: Darkus
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/diy-ili-sdelaj-sam/35950
Ссылки в тексте:
[1] Стенд Комплексной Автоматизации: описание опыта разработки: http://habrahabr.ru/post/166397/
[2] Комментарии к героическому эпосу в трёх рунах о внедрении MIS: http://habrahabr.ru/post/170811/
[3] Источник: http://habrahabr.ru/post/182284/
Нажмите здесь для печати.