Кратко от том как сделать свой Qt geoservice plugin

в 7:27, , рубрики: DIY, gps, OpenAutomotive, OSM, OSM Scout, qt, QtLocation

image + image =?
Следующим шагом после GPS модуля, стало его практическое применение в моем проекте. Возможно кому-то этот пост будет интереснее.

Для начала немного исходных данных:
Требуется:

  • Оффлайн картографический сервис
  • Интеграция с QML

Имеется:

  • libosmscout — библиотека, предоставляющая OSM данные в обертке, с удобным API
  • Qt5Location с dev бранча

Краткое содержание предыдущих 160 серий

В Qt с незапамятных времен был замечательный пучок-отросток QtMobility и был он настолько замечательный, что пожил, пожил, да и загнулся. Да, конечно, он никуда не делся, и даже используется в моей N9 и чьём-нибудь Blackberry, но факт в том, что Digia больше не будет поддерживать этот API at-all.

Но в Digia работают не дураки, они постепенно взялись перетягивать куски QtMobility в Qt5. Одной из таких компонент стала QtLocation. В Qt 5.3 можно увидеть только кусочек QtLocation, который Digia именует QtPositioning. Надо сказать приятная штука, скормил ей NMEA из локального сокета, а она тебе в ответ объектик на блюдечке с голубой каёмочкой. Все это здорово, но зачем мне позиция если нет карты? Тут Digia наверно задалась тем же вопросом, и в Qt5.4 я надеюсь она зарелизит QtLocation со всеми его плюшками.

Приступая к работе

Я не буду в статье описывать как собирать Qt из исходников, по скольку там тьма тонкостей связаных с платформой под и на которых происходит сборка. Перейду сразу к програмной части.

Для начала создаем директорию, в которой будет лежать плагин, например <путь к исходному коду QtLocation>/src/plugins/geoservices/osmscout
Затем создаем проектный файл osmscout.pro (тут может быть любое другое название) следующего содержания:

TARGET = qtgeoservices_osmscout #название вашей библиотеки, в конечном итоге будет примерно таким libqtgeoservices_osmscout.so
QT += location-private positioning-private network #указываем куски Qt, которые будут использованы в проекте,
                                                   #линковка с библиотеками и добавление путей к заголовочным файлам будет
                                                   #происходить автоматически
PLUGIN_TYPE = geoservices #тип плагина, тут нужно просто поверить на слово
PLUGIN_CLASS_NAME = QGeoServiceProviderFactoryOsmScout # имя класса, по которому будет осуществляться доступ к интерфейсам плагина
load(qt_plugin) #выполняем qt_plugin.prf для окончательной настройки плагина основываясь на переменных выше

Отлично! Какие мы все молодцы. Теперь можно открыть проект в QtCreator и наслаждаться жизнью приступить к разработке самого плагина.

Добавляем класс, который мы обещали qt_plugin'у — QGeoServiceProviderFactoryOsmScout.

class QGeoServiceProviderFactoryOsmScout: public QObject, public QGeoServiceProviderFactory
{
    Q_OBJECT //Кто не знает что это, выйдите я вас не звал!
    Q_INTERFACES(QGeoServiceProviderFactory) //Этот макрос очевидно скушается qmake препроцессором как и предыдущий
                                             //и развернется в нечто прекрасное. Во что именно сказать затрудняюсь - не смотрел.
    Q_PLUGIN_METADATA(IID "org.qt-project.qt.geoservice.serviceproviderfactory/5.0"
                      FILE "osmscout_plugin.json") // Это более интересные строчки, о них чуть ниже по тексту.

public:
    QGeoMappingManagerEngine *createMappingManagerEngine(const QVariantMap &parameters,
                                                         QGeoServiceProvider::Error *error,
                                                         QString *errorString) const; //Из интерфесов мне пока нужна только картография, его я и буду имплементировать.
};

Помимо метода createMappingManagerEngine вы можете также реализовать один из следующи интерфейсов:

    virtual QGeoCodingManagerEngine *createGeocodingManagerEngine(const QVariantMap &parameters,
            QGeoServiceProvider::Error *error,
            QString *errorString) const; // Интерфес предоставляет геокодирование
    virtual QGeoRoutingManagerEngine *createRoutingManagerEngine(const QVariantMap &parameters,
            QGeoServiceProvider::Error *error,
            QString *errorString) const; // Интерфейс предоставляет маршрутизацию
    virtual QPlaceManagerEngine *createPlaceManagerEngine(const QVariantMap &parameters,
            QGeoServiceProvider::Error *error,
            QString *errorString) const // Интерфейс предоставляет поиск Point-of-interest.

По поводу макроса Q_PLUGIN_METADATA, обрабатывается он аналогично многим макросам qmake препроцессором. Нам важны только аргументы:
IID «org.qt-project.qt.geoservice.serviceproviderfactory/5.0» — это общий идентификатор интерфейса, который мы реализовываем
FILE «osmscout_plugin.json» — файл с подробным описанием, а что мы всетаки реализовали.

О загадочном и мистичесом файле osmscout_plugin.json

По поводу формата файла я думаю вопросов нет, а вот по содержанию вопросы большие. Ответ на эти вопросы пока может дать только исходный код, возможно в будущем это будет где-то документировано самой Digia.

Итак, поля:

  • "Keys":<array[string]> - честно затрудняюсь ответить что это и с чем его едят.
    В коде каких-то конкретных упоминаний не нашел, да и не искал особо. Наверно зачем-то нужно.
  • "Provider":<string> - имя провайдера для для использования в QML/метаобъектном интерфейсе
  • "Version":<int> - версия провайдера, формат <major>:<minor>:<patch>
  • "Experimental":<bool> -  тут интересный момент. Если поставить флаг Experimental в true,
    то при прочих равных Ваш плагин не будет виден в приложении.
    Чтобы сделать такие плагины доступными, необходимо выставить "allowExperimental"
    флаг в QDeclarativeGeoServiceProvider вашей карты. Как это сделать позже в QML части
  • "Features":<array[string]> - в поле можно впихнуть нефпихуемое, поэтому описание чуть ниже

Фичи делятся на категории:

  1. RoutingFeature — фичи маршрутизации
    • NoRoutingFeatures — Маршрутизация не поддерживается(К.О.: эту опцию можно не указвать)
    • OnlineRoutingFeature — Поддержка онлайн маршрутизации
    • OfflineRoutingFeature — Поддержка оффлайн маршрутизации
    • LocalizedRoutingFeature — Поддержка маршрутизации с локализацией
    • RouteUpdatesFeature — Поддержка динамического обновления пути
    • AlternativeRoutesFeature — Поддержка нескольких альтернативных машрутов
    • ExcludeAreasRoutingFeature — Поддержка исключающих факторов прокладки маршрута
    • AnyRoutingFeatures — Поддержка всего чего душа пожелает для прокладки маршрутов

  2. GeocodingFeature — фичи геокодирования
    • NoGeocodingFeatures — Геокодирование не поддерживается
    • OnlineGeocodingFeature — Поддержка онлайн геокодирования
    • OfflineGeocodingFeature — Поддержка офлайн геокодирования
    • ReverseGeocodingFeature — Поддержка обратного геокодирования
    • LocalizedGeocodingFeature — Поддержка геокодирования с локализацией
    • AnyGeocodingFeatures — Все выше перечисленное за исключением NoGeocodingFeatures

  3. MappingFeature — фичи картографии
    • NoMappingFeatures — Картография не поддерживается
    • OnlineMappingFeature — Поддержка онлайн карт
    • OfflineMappingFeature — Поддержка офлайн карт
    • LocalizedMappingFeature — Поддержка карт с локализацией
    • AnyMappingFeatures -Все выше перечисленное за исключением NoMappingFeatures

  4. PlacesFeature фичи Point-of-interest
    • NoPlacesFeatures — Point-of-interest не поддерживается
    • OnlinePlacesFeature — Поддержка онлайн Point-of-interest
    • OfflinePlacesFeature — Поддержка офлайн Point-of-interest
    • SavePlaceFeature — Поддержка сохранения пользовательских точек на карте
    • RemovePlaceFeature — Поддержка удаления Point-of-interes на карте
    • SaveCategoryFeature — Создание и сохранение пользовательских категорий Point-of-interest
    • RemoveCategoryFeature — Удаление категорий Point-of-interest
    • PlaceRecommendationsFeature — Поддержка рекомендованых Point-of-interest согласно ключевым словам
    • SearchSuggestionsFeature — Поддержка предложений согласно части поискового запроса
    • LocalizedPlacesFeature — Поддержка локализаций для Point-of-interes
    • NotificationsFeature — Поддержка нотификаций об изменениях Point-of-interes
    • PlaceMatchingFeature — Поддрежка сравнения Point-of-interes от двух различных провайдеров
    • AnyPlacesFeatures — Вам пора отдохнуть

От себя добавлю:

Файл с описанием интерфейсов Вашего плагина — это своего рода обещание пользователю того, что он может сделать с его помощью.
Вывод: не обещайте больше чем может ваш плагин, стабя функции чем-то вроде:

qDebug() << "Wanna LocalizedPlacesFeature? Comming soon...";

Этого ни вам, ни пользователю ни к чему.

У меня интерфейс достаточно простой, в сухом остатке я получил вот это:

{
    "Keys": ["osmscout"],
    "Provider": "osmscout",
    "Version": 100,
    "Experimental": false,
    "Features": [
        "OfflineMappingFeature"
    ]
}

Имплементация картографического сервиса

Как было видно выше, интерфейс нашего плагина обязуется вернуть пользователю QGeoMappingManagerEngine. Сейчас я активно ковыряю векторные карты с непрерывным рендерингом, но пока ничего достаточно вменяемого для показа не готово. Поэтому расскажу об уже имеющемся и сносно работающем плиточном тайловом сервисе.

Наследоваться нужно будет от QGeoTiledMappingManagerEngine, который несет в себе стопку обязанностей со стороны программиста.
Исходя из RAII в конструкторе нужно сделать следующее:

    QGeoCameraCapabilities cameraCaps;
    cameraCaps.setMinimumZoomLevel(0.0);
    cameraCaps.setMaximumZoomLevel(19.0);
    setCameraCapabilities(cameraCaps); //Задаем поддерживаемые картой уровни приближения
                                        //тут же можно заявить о поддержки всяких вкусняшек
                                        //по типу склонения карты относительно горизонта и т.п.

    setTileSize(QSize(256, 256));//Размер тайла. Выбран стандартный для OSM размер, 
                                 //который по утверждению самих OSM продиктован Google.
    setCacheHint(QGeoTiledMappingManagerEngine::MemoryCache);//Эта опция выставлена намерено,
                                                             //поскольку мы генерируем тайлы по данным с жесткого диска,
                                                             //хранить их в дисковом кэше смысла нет. 

    QList<QGeoMapType> mapTypes;
    mapTypes << QGeoMapType(QGeoMapType::StreetMap, tr("Day Street Map"), tr("OpenStreetMap street map"), false, false, OsmScoutDefaultDayMap);
    setSupportedMapTypes(mapTypes);//Типы поддерживаемых вариантов карт.
                                   //Опция нужна при наличии например различной стилизации или спутниковых карт

    QGeoTileFetcherOsmScout *tileFetcher = new QGeoTileFetcherOsmScout(this);//Создание загрузчика тайлов
    setTileFetcher(tileFetcher);

Идем глубже

Остались два ключевых класса которые необходимо имплементировать чтобы получить результат:
Наследник QGeoTileFetcher и наследник QGeoTiledMapReply.

QGeoTileFetcher требует переопределения только одного интерфейса:

    QGeoTiledMapReply *getTileImage(const QGeoTileSpec &spec);

Этот метод должен вернуть указатель на объект класса наследника от QGeoTiledMapReply в соответствии с QGeoTileSpec. QGeoTileSpec определяет спецификацию тайла.

Ключевыми в нем являются следующие поля:

  • zoom — уровень приближения, для которого запрашивается тайл
  • x — положение тайла в проекции меркатора по горизонтали
  • y — положение тайла в проекции меркатора по вертикали

Для кого-то возможно пригодятся отставшиеся 2 поля mapId, version.

Небольшой ликбез по координатной сетке тайлов

Для тех кто не знает тайлы в OSM да и в Google имеют застолбленные под собою номера.
Номера распределяются слева-направо, сверху-вниз на проекции Меркатора, разбитой на 2zoom секторов.
Подробнее об этом можно почитать тут.
Для меня самым важным из этой статьи была формула обратной конвертации номеров тайлов в географические координаты, по скольку libosmscout, которую я использовал поддерживала общение только по средствам географических координат:

Конвертация номеров тайлов в геокоординаты

По QGeoTileFetcher сказать больше нечего. А вот по QGeoTiledMapReply есть. Наследник этого класса должен выполнить 4 функции:

  • void setMapImageData(const QByteArray &data) — помещаем данные тайла в QGeoTiledMapReply
  • void setMapImageFormat(const QString &format) — задаем формат в котором лежат данные тайла
  • void setFinished(bool finished) — сообщаем QGeoTileFetcher'у что мы закончили работу с этим QGeoTiledMapReply
  • void setError(Error error, const QString &errorString) — задание кода ошибки в случае если что-то пошло не так
Небольшая рекомендация:

Метод getTileImage(const QGeoTileSpec &spec) вызывается в графическом треде приложения, отсюда вытекает неприятный момент — если он занимает сколь угодно значимое время, GUI подвисает. Выходите из getTileImage чем быстрее тем лучше, рендеринг/скачивание/обработку тайлов делайте в отдельном потоке.

Когда все готово

Qt очень идейный framework и любая идея в нем приводит к результату. В случае с нашим плагином после успешной имплементации нам достаточно будет создать новый QML-проект, и написав всего пару строк, получить карту:

import QtQuick 2.0
import QtLocation 5.3
import QtPositioning 5.2

Rectangle {
    id: rect
    width: 800
    height: 600
    Map {
        id: map
        anchors.fill: parent
        plugin: Plugin {
            name:"osmscout" //Имя нашего плагина вписывать тут
            allowExperimental: true //Разрешаем использование экспериментальных плагинов
        }
    }
}

К чему я все это написал

Готовый плагин можно найти в моем форке qt-location на gitorious:
qt.gitorious.org/qt/qtlocation-semlanik/source/798639ef13821155730cb83abac7e7821506df31:
Он использует libosmscout в качестве оффлайн фреймфорка, мой форк от него на sourceforge:
sourceforge.net/u/semlanik/libosmscout/ci/master/tree/
Ну и конечно же все это работает в связке с GPS модулем:

Это все делается для моего OpenAutomotive проекта.

Спасибо всем осилившим.

Автор: semlanik

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля