Как объяснить дизайн четырехлетним?

в 15:56, , рубрики: Блог компании Логомашина, графический дизайн, дизайн, просто о сложном, Работа с векторной графикой, типографика

image

Недавно я пришел с предложением в местную начальную школу. Мне хотелось поговорить с детьми о моей работе, рассказать им какие-то основы дизайна, возможно, чему-то научить.

Я планировал пообщаться со старшими ребятами, рассказать то, что считал действительно крутым в своей работе, поделиться каким-то интересным опытом, но в итоге меня попросили провести урок с учениками подготовительной группы (примерно 4-5 лет). Несмотря на то что сначала я был скорее разочарован, это оказалось очень интересной задачей!

Главная особенность работы с детьми такого возраста в том, что ты не можешь ничего рассказать о брендах с которыми работал. Четырехлетние дети не будут восторженно реагировать на истории о работе на Channel 4, BBC и Disel. «Я получал награды BRIT, и даже разработал веб-сайт, на котором получил запись imdb!» — дети не поймут, о чем я вообще говорю. Поэтому нужно было в самых простых выражениях объяснить то, что я сделал, и почему это так важно. Я подумал: было бы здорово показать детям дизайн во всех его формах.

Что я сделал?


У меня уже давно сформировалось представление, что все формы дизайна эффективно связаны с коммуникацией — будь то дизайн пользовательского интерфейса, промышленный дизайн или дизайн одежды. Я пришел к мысли: дизайн — это, что-то простое в использовании и легкое для восприятия.

Затем я объяснил, что существуют разные дизайнеры: есть те, которые решают,
как увеличить количество комнат и где расположить двери и окна, бывают дизайнеры,
которые создают книги, которые вы читаете. Еще есть дизайнеры игр которые решают,
как сделать игру Angry Birds забавной, и где расположить кнопки чтобы нам было удобно играть. Дизайнеры мебели, они определяют, какого размера будут стулья,
и как сделать их удобными.

Я также отметил важность дизайна туалета — мы все пользуемся туалетами каждый день, и они должны быть правильного размера и удобны для сидения, к тому же, нам должно быть легко добраться до бумаги. В ответ я услышал много хихиканья и бормотания слова «туалет», хотите получить обратную связь и привлечь внимание 4-летних? Поговорите с ними о туалетах.

После этого, мы выполнили упражнение «да/нет». У меня был список разных вещей,
а дети должны были отвечать, делали ли эту вещь дизайнеры или нет? Мы начали:

— Лужа («неееет!»)
— Книга («даааа!»)
— Белка («неееет!»)
— Автомобиль («дааааа!»)
… и так далее.

Теперь, когда дети узнали о том, что такое дизайн, мне надо объяснить им, что такое графический дизайн.
Я задумался, как сделать свое объяснение легким для их восприятия? И через какое-то время пришел к простому выводу — надо использовать цвета, буквы и рисунки, чтобы помочь людям понять, что-то чего они не знают. Уф! После долгой карьеры, в которой приходилось отталкиваться от комментариев о «раскраске» и «создании вещей, которые выглядят хорошо» мне наконец удалось попасть в точку. Эта формулировка оказалась прекрасной в своей ясности,
я даже мог бы цитировать её на своих визитках.

Я начал с того, что спросил у класса: какой цвет помогает понять что перед нами кран с горячей водой?

image

После того как один ребенок успешно сказал «красный», я спросил их: почему мы думаем, что красный означает «горячий»? Почему «жарко» — это именно красный цвет? Среди ответов малышей мелькали очень хорошие для их возраста: «Огонь», «Солнце», «Лава». Мы выяснили что люди используют красный цвет для обозначения «горячего», потому что он ассоциируется с горячими вещами. Тоже самое происходит с синим цветом:

— «Дети, что бывает голубым и холодным?»
— «Лед!»
— «Да, иногда лед может выглядеть голубым и холодным, вот почему платье Эльзы из мультфильма морозно-голубого цвета.»

Пришло время поговорить о главном! Я сам отец двоих детей, поэтому знаю, что дети в таком возрасте не будут сидеть долго. Мой напарник (учитель начальной школы), сделал несколько небольших книг с образцами цветов, чтобы раздавать их детям, и попросил класс выбрать цвета на основе вопросов.

— Выберите цвет, который напоминает вам о ночи.
— Выберите цвет, который заставляет вас думать о фруктах.
— Выберите цвет, который напоминает вам о Gruffalo!*

* Персонаж книги английской писательницы Джулии Дональдсон — мохнатый и клыкастый житель леса.

На последний вопрос дети отвечали по разному — большинство выбрало коричневый цвет, но некоторые дети останавливались на оранжевом (цвет глаз Груффало), черном (цвет его языка) или фиолетовом (цвет его колючек). Так дети начали понимать, что часто возникает много ответов на вопросы связанные с дизайном, и как цвет помогает чувствовать разные объекты и вещи.

Затем, мы провели еще одно упражнение, в ходе которого я дал детям список слов, которые нужно было раскрасить определенным цветом. Так они смогли продемонстрировать свои знания на практике. Результаты были великолепны!
Множество красного цвета — для слова «сердитый», яркие цвета — для «сладостей», зеленые — для «травы». Потом я спрашивал у детей, почему они выбрали именно эти цвета? И получал очень убедительные ответы! Конечно, иногда они выбирали цвет «потому что мне это нравится», но ведь это тоже актуально :)

Типографика

Когда мы закончили с цветом, я перешел к тому как выглядят сами слова. Я рассказывал детям о том, как знаки рассказывают о важных вещах и что слова должны быть легко читаемыми. В качестве примера я показал классу слово напечатанное на листе и спросил детей — что я могу сделать с этим словом, чтобы оно стало понятнее?

image

Дети ответили, что нужно сделать его крупнее. Я показал им это слово крупнее и мы согласились, что это делает слово более важным и его становится видно издалека.

Я рассказал ребятам о том, что можно делать с целыми текстами и отдельными словами, чтобы их легче было читать. Мы поговорили про их любимые книги и про то, что слова используются всегда и везде, чтобы рассказывать истории и передавать важную информацию. В качестве примера, я показал им простое предложение, которое мы все прочитали вместе:

image

А затем показал тоже предложение, но с выделенным словом «большая»:

image

Дети согласились что это делает предложение более захватывающим. Мы произносим выделенное слово уже иначе, чем в прошлый раз и начинаем задумываться, насколько же велика была эта собака, из этого предложения?

Кроме этого, я показал как можно сделать серию изменений в простом слове, чтобы снова почувствовать его смысл. Я демонстрировал все следующие итерации по очереди:

image

Каждый раз дети соглашались, что новое слово ощущалось быстрее, чем названное до этого.

К сожалению, к этому моменту у нас уже не хватало времени. Хотя в планах были еще упражнения, в том чтобы «проектировать» слово, используя интересные комбинации цветов и некоторые визуальные трюки: например, составить слово «праздник», используя вещи, которые помогают детям чувствовать себя празднично — колпачки, мороженное, сладкая вата и так далее.

Я был удивлен двум вещам: насколько легко большинство детей понимали, что такое дизайн, и что у них легко получалось самовыразиться с его помощью. Этот опыт также полезен для тех, кто специализируется на разъяснении чего-либо неподготовленной аудитории. Мне нужно было поговорить с детьми на их языке, объясняя ценность своей профессии в ясных выражениях и посмотреть на то чем я занимаюсь, со стороны.

Через неделю я с радостью получил материал урока, по темам, которые мы затронули на в прошлый раз. Большинство детей остались довольными.

Автор: Логомашина

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js