- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как Uber играет на психологии клиентов: разряжающиеся телефоны, круглые числа и избегание потерь

image

Одной из особенностей компании Uber является «динамический тариф». В зависимости от востребованности автомобилей в данный момент цены могут повышаться в несколько раз — вплоть до 9,9 раз от стандартной цены. Но пользователей сервиса это всё равно не останавливает.

Директор по экономическим исследованиям компании Кит Чен [Keith Chen], дав интервью в подкасте «Hidden Brain» [1], поделился психологическими приёмами, которые используются в компании для относительно честного вытягивания денег из клиентов Uber.

Во-первых, приложение сообщает пользователю об увеличении тарифа и о степени этого увеличения. Но оказалось, что пользователь охотнее пойдёт на оплату поездки при увеличении тарифа в 2,1 раз, чем в 2,0 раз.

Экономистам уже известно, что среди продавцов, размещающих свои лоты на eBay, быстрее продают товар те, кто пишет для него круглую цену — $50 вместо $49. Есть предположение, что круглое число говорит о небрежности или торопливости продавца, и такое предложение покупатель подсознательно воспринимает как более выгодное – раз продавец торопится, цена должна быть ниже рыночной.

В случае с Uber увеличение тарифа ровно в 2 раза воспринимается скорее как жадность компании, которая хочет сорвать денег. А увеличение тарифа в 2,1 раз показывает, что за расчётами стоит некий сложный алгоритм – значит, цена наверняка справедлива. По крайней мере, так рассуждает клиент.

Во-вторых, компания установила, что клиент скорее оплатит более высокий тариф, если у его смартфона почти разрядился аккумулятор (а приложение Uber как раз запрашивает доступ к информации о том, перешёл ли телефон в режим экономии энергии). Понятно, что человек с разряжающимся смартфоном не захочет оставаться без такси и оплатит поездку даже по более высокому тарифу. Правда, Кит Чен клятвенно обещает, что эта информация не влияет на формирование тарифа для клиента…

До работы в Uber Чен был экономистом-бихевиористом (так он сам себя позиционировал), и изучал психологию приматов [2]– в частности, капуцинов. Оказалось, что и у низших приматов есть потребность избегать потерь [loss aversion [3]]. Психологически приматы (включая людей) воспринимают потери сильнее, чем приобретения (в исследованиях [4]утверждается, что потеря некоей ценности воспринимается в два раза сильнее, чем приобретение такой же ценности).

Получается, что многие особенности, влияющие на принятие человеком решений, заложены природой и не являются результатом воспитания. Использует ли Чен опыт работы с приматами для формирования ценовой политики Uber – остаётся только догадываться.

Автор: SLY_G

Источник [5]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/e-lektronnaya-kommertsiya/121283

Ссылки в тексте:

[1] дав интервью в подкасте «Hidden Brain»: http://www.npr.org/2016/05/17/478266839/this-is-your-brain-on-uber

[2] изучал психологию приматов : http://www.nytimes.com/2005/06/05/magazine/monkey-business.html

[3] loss aversion: https://en.wikipedia.org/wiki/Loss_aversion

[4] исследованиях : http://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/08876040410520690

[5] Источник: https://geektimes.ru/post/276162/