СПО — очередной шаг к отрытому государству

в 8:30, , рубрики: GPL, open source, госзаказ, госучреждения, открытое государство, открытый исходный код, правительство РФ, республика Татарстан, СПО, электронное правительство, метки: , , , , , , ,

Спасибо за то, что поддержали идею проекта – Программное обеспечение для госучреждений создаваемое по госзаказу должно быть с открытым исходным кодом. То количество информации, которое мы получили благодаря вам, позволило нам до конца проработать наиболее сложные вопросы на данном этапе. Теперь, когда концепция проекта закончена, мы начинаем действовать.

Начнем с того, что попытаемся донести этот проект до руководителя республики Татарстан – Рустама Минниханова. Потому что он активно развивает АйТи отрасль в республики, да и к тому же территориально мы к нему ближе.

Параллельно отправим письмо президенту РФ через его интернет-приемную. Так же попытаемся наладить связь с зарубежным сообществом единомышленников для обмена опытом. Если удастся, привлечем СМИ к данной проблеме. Еще свяжемся с представителями различных партий с просьбой поддержать нас, помочь проблеме не затеряться в кабинетах государственной власти.

В общем, план действий нарисовался объемным, будем двигать идею, при этом держать вас в курсе событий – хронология в твиттере с ключевыми отчетами на хабре.

Концепция проекта

Итак, основная идея проекта заключается в том, что программное обеспечение, разрабатываемое по государственному заказу для государственных учреждений, должно быть свободным, с открытым исходным кодом. В основном это утверждение должно распространяться на программное обеспечение общего назначения, т.е. то, которое не имеет определенные уровни секретности. Сайты госучреждений, электронные услуги, электронное правительство, документооборот и т.п. К сфере, которая обеспечивает безопасность страны, идея СПО не относится.

Примечание. СПО – свободное программное обеспечение.

Прежде чем ознакомиться с текстом проекта-программы, приведу несколько примеров, как СПО может повлиять на развития отрасли АйТи в государстве.

Пример из комментария к статье

Взят отсюда, немного доработанный.

Государство выделяет финансирование на создание «типовой конфигурации» для регистратуры поликлиники и требует соответствие разрабатываемого продукта всем существующим законодательным актам.
Подрядчик разрабатывает хороший, качественный продукт, получает свою плату и передает этот продукт государству.
Потом нас спрашивают – а как же регистратура поликлиники города N, где все – немножечко по-другому?
А поликлиника города N нанимает за гораздо меньшие деньги местного Кулибина, который допиливает на условиях СПО большую систему.
А теперь представим областную больницу. У них ведь свои айтишники есть, да и с финансированием получше и клиентов больше. Они боятся за сохранность системы и данных. Получили большую систему, и наняли небольшого регионального оператора, который за меньшие деньги поддерживает и оперативно латает дыры этой системы на условиях СПО, причем уже совместно с Кулибиными из города N.

В итоге сэкономлены бюджетные средства, продукт разрабатывается на местах и единый формат данных выдержан.

Другой пример

Государство утвердило единый движок для официальных сайтов госучреждений.
Все госучреждения однотипные, со своими руководителями, регламентами, часами приема, структурой отделов и т.п.

Теперь, допустим, возьмем управление архитектуры из города N, в котором появляется инициативный руководитель. Этот руководитель своими силами привлекает программистов и на условиях СПО разрабатывает модуль к сайту — «Предварительное согласование эскизных проектов». Отлаживает работу этого модуля уже на практике.

Потом руководитель из города M узнает о существовании такого модуля, о том, как за счет него появляется эффективность в работе с посетителями госучреждения и внедряет этот модуль на сайт своего госучреждения. Кстати, узнает, потому что есть практика обмена опытом среди руководителей однотипных госучреждение разных городов/регионов.

А через некоторое время этот руководитель изыскивает возможность доработать модуль. Нанимает местных программистов и дорабатывает ряд функций в этом модуле. А потом делится этими наработками с госучреждением из города N.

А ведь всего-навсего, чтобы запустить этот механизм, не нужны многомиллионные бюджеты. Все что нужно, это утвердить законодательные регламенты, разработать необходимое СПО или взять готовое и внедрить его в госучреждения страны.

А если вы сомневаетесь в том, что бывают такие инициативные руководители, госслужащие, то зря. Управление архитектуры и градостроительства г. Казани — прямое тому доказательство. Сайт этого управления создан исключительно силами сотрудников управления, на открытом программном обеспечении. Ни копейки из бюджетных средств на это не запрошено.

А еще, после выхода статей на хабре об идеи СПО в госучреждениях, с нами связались госслужащие из других городов, которые своими силами, без привлечения каких — либо бюджетных средств, ежедневно внедряют СПО в свои учреждения.

Эта модель наведет порядок

«Ваша схема породит беспорядок в этой отрасли, вы дадите им исходники, и каждый будет разрабатывать так, как хочет» — хорошее утверждение, но ошибочное.

Вот как раз сейчас в этой сфере один сплошной беспорядок. Чуть ли не каждое госучреждение разработало столько различных и уникальных программных продуктов и исключительно для своего госучреждения, причем кто как смог, так это и сделал. Кто-то это делал, чтобы сделать качественнее работу, кто-то только для того, чтобы вырвать кусочек пирога из бюджета. Где-то централизовано внедрили областное программное обеспечение, причем каждая область, регион сделало это самостоятельно, со своими принципами, форматами данных и т.п.

С другой стороны, это закономерно, потому что АйТи так стремительно вошло в нашу жизнь, что мало кто-либо смог бы заложить изначально все эти схемы, законы и механизмы, чтобы сделать единое программное обеспечение для всех госучреждений такой огромной страны.

Причем самое страшное происходит сейчас, когда опять предпринимаются попытки разработать единое программное обеспечение для всей страны, но реализовывают это все по той же утопичной схеме. Ну, вот скажите мне, пожалуйста, кто лучше знает, каким образом нужно согласовывать эскизные проекты фасадов зданий? Госучреждение, которое занимается этим каждый день или разработчик/группа разработчиков, которая сидит рядом с правительством? И что, эти разработчики будут ездить в управление и изучать его работу? Консультироваться с сотрудниками, собирать и анализировать информацию, советоваться, как сделать наиболее правильно ту или иную функцию? Конечно же, нет. В итоге, опять получится продукт, который будет для «галочки», который либо не будет работать на местах, либо который только добавит этой работы сотрудникам учреждения.

Хотите примеров? Пожалуйста.

Когда-то давным-давно я разработал программу для расчета питания в детсадах для РОО Вахитовского р-на Казани. Разрабатывал его прямо на месте, каждую функцию прорабатывал и оттачивал с сотрудниками учреждения. В итоге получился продукт, заточенный под деятельность этого госучреждения. Причем продукт получился настолько удобный, высвободил время сотрудника в разы. Все, что нужно было сотруднику, это немного подкорректировать заявки на следующий месяц и дальше нажать кнопку, которая все необходимые расчеты, отчеты и прочую работу сделает самостоятельно. Конечно, здесь появилась другая тенденция, раньше сотрудники эти расчеты делали весь месяц, а теперь вся работа умещалась в один день, со всеми вытекающими. Но это уже другая история. И вот, продукт работает и в сопровождении не нуждается. Я забыл про него. Но однажды, мне позвонил руководитель этого учреждения с просьбой о помощи – «Нам централизовано внедрили продукт по расчету питания в дошкольных учреждениях, сотрудники отказываются в ней работать, чуть ли не под фактом увольнения. Пожалуйста, сделайте что-нибудь, поговорите с разработчиками этого продукта, пусть они его сделают таким же удобным, как ваш».

Конечно же, я говорил о своем продукте с соответствующими чиновниками и предлагал его внедрить по всему городу, республике. Но кому нужен готовый продукт? Продукт, на котором нельзя заложить бюджет, да как можно побольше?

А что в итоге? Еще несколько лет сотрудники этого госучреждения продолжали работать в моем продукте, а результат его работы копировать в централизованный продукт. И длилось это до тех пор, пока было возможным, пока окончательно не поменяли регламенты и механизмы.

Пользуюсь случаем, хочу выразить глубокое уважение и почет сотрудникам госучреждений. Как только над ними не издевается это «централизованное программное обеспечение». Через какие только абсурды не приходиться проходить этим сотрудникам. Но, зато есть и положительная сторона вопроса – все это настолько воспитывает в них смекалку, что порой диву даешься, глядя на очередную заплатку к очередному абсурду. В общем, почет и уважением вам, держитесь! Только благодаря вам, Россию не победить!

Так какое же решение должно быть, чтобы предложенная вами модель не породила очередной беспорядок в области программного обеспечения для госучреждений?

Ответ – однозначно СПО!
И порядок будет потому, что в организации этого порядка будут заинтересованы все участники программного продукта, спросите как? Сейчас объясню.

Представим ситуацию. Государство проводит аукцион на разработку продукта «P» с обязательным условием того, что этот продукт должен быть СПО. Ваша компания, участвующая в этом аукционе, побеждает в нем и разрабатывает этот продукт за бюджетные деньги. Далее исходный код продукта публикуется в государственном репозитарии открытых проектов (РОП). С этого момента ваша компания становится ведущим разработчиком в сообществе этого продукта. Зачем? Затем, что это хороший бизнес. С этого момента вы можете добавить дополнительные функции — адаптирующий этот продукт для коммерческих учреждений и если уж так хотите, именно эти дополнительные функции закрыть, закрыть исходный код. Зарабатывать на сопровождении этого продукта и прочих механизмах извлечения прибыли от СПО. Информации, за счет чего живут компании СПО, в сети интернет достаточно, здесь я их описывать не буду. И самое приятное для вашей компании и для самого продукта СПО, то, что очередной инициативный руководитель госучреждения будет дорабатывать его под свои нужды, причем тот продукт, который приносит прибыль вашей компании. А, следовательно, вы всячески будете помогать этому руководителю в том, чтобы он эти доработки сделал как можно правильнее, без косяков. А при необходимости и сами доработаете полностью или частично востребованные функции. И с этого момента, ваша компания будет делать все, для того, чтобы в стране появлялось как можно больше этих самых инициативных руководителей.

Доработка функционала СПО

Так же необходимо будет запустить открытый механизм доработки СПО за счет бюджетных средств. Работать он будет следующим образом.

Допустим, руководителю госучреждения необходимы новые функции в используемом СПО. По ряду причин он не может как-то решить этот вопрос самостоятельно. Но, в его силах описать эти функции на сайте РОП (напомню, РОП – государственный репозитарии открытых проектов) в систему тикетов, в раздел «необходимые доработки» этого СПО. Далее, ведущий разработчик этого СПО рассматривает эту заявку на доработку, при необходимости корректирует ее и формирует запрос на выделение бюджетных средств для разработки функций. Далее, государство на сайте РОП проводит открытый аукцион на доработку функционала. В деталях проводимого аукциона видны все характеристики, кто запросил эти функции, какие были комментарии и корректировки заявки, кто и когда формировал саму заявку, и все, что связанно с этими доработками. Всю историю в подробностях, потому как это будет полезная информация для исполнителей. Конкурс будет проходить на бирже проектов сайта РОП, на которой может подать заявку и физическое лицо тоже. Доработки могут быть не настолько масштабными, чтобы ими занимались компании. Необходимо дать физ.лицам, свободным программистам — фрилансерам возможность заработать.

Самое главное, вся история по исполнителю будет храниться на сайте РОП в открытом доступе. А именно, какие функции, программы он разрабатывал, когда, в какие сроки, сам исходный код этих изменений, СПО, его ревизия в репо. В общем, вся деятельность этого исполнителя на сайте РОП.
Это информация будет определяющей в выборе исполнителя по конкурсу на госзаказ. И позволит отсеять недоброкачественных исполнителей.

Разработка технического задания на СПО

Техническое задание (далее ТЗ) на разработку СПО необходимо проводить так же в открытом доступе, с сохранением всей истории. Причем разработчик ТЗ на равных правах будет участвовать в конкурсе на разработку самого СПО по этому ТЗ. Исполнитель, по факту разработки ТЗ, публикует весь его исходный текст на сайте РОП. ТЗ крупного объема необходимо делить на части, этапы. Все версии текста ТЗ должен быть доступен в репозитарии исходных текстов(кодов), например тот же subversion.

В общем, идея разработки ТЗ соответствует разработке исходного кода программы. Чтобы любой желающий мог видеть, на какой стадии находиться ТЗ. Как идет ход по его разработки? В том ли направлении исполнитель разрабатывает это ТЗ?

Во-первых, это обеспечит «народный» контроль, а так же позволит заинтересованным лицам СПО содействовать в его разработке.

Например. Ваша компания выиграла тендер на разработку ТЗ будущего СПО для госучреждения. Допустим, я являюсь руководителем госучреждения, для которого разрабатывают это СПО и мне не безразлично качество этого ТЗ (еще раз подчеркиваю, не надо всех чиновников грести под одну гребенку, есть такие чиновники, которые сопереживают за качество предоставляемых услуг своего учреждения). Итак, я как руководитель, издам указы внутри учреждения, по которым назначу сотрудников, которые будет контролировать ход разработки ТЗ и при необходимости вносить коррективы, обсуждать их, спорить, отстаивать. Все это на сайте РОП, в ветке самого ТЗ. Причем в открытом доступе, с возможностью участия любого желающего.

А если не найдется такой руководитель, который будет заинтересован в разработке ТЗ будущего СПО?
Вот для таких случаев необходимо разработать соответствующие законодательные регламенты, обязывающих этих руководителей участвовать в ходе разработки ТЗ. А чтобы все это опять не превратилось в бюрократические проволочки, необходимо сделать все эти процессы как можно проще. Хотя бы так (тезисно):

  1. Создали в системе РОП задачу – разработка ТЗ в два этапа, 1-общий, 2-технический.
  2. Тут же спустилась бумага-приказ руководителям госучреждений, для которых будет разработано СПО по этому ТЗ. И не надо привлекать все госучреждения страны, выборочно из разных регионов, 5-10 достаточно будет.
  3. По этому приказу, руководитель учреждения обязан назначить ответственного сотрудника, который должен перейти по указанной ссылке в интернет на сайте РОП, зарегистрироваться по форме и подтвердить участие в разработке ТЗ. Причем не сделает в установленный срок, держи штрафной бал.
  4. Далее сотрудник госучреждения оставляет свой отчет, комментарий к разработанному ТЗ, при этом все действия, его участие можно оценивать поощрительными балами.
  5. По окончанию работы над TЗ можно будет поощрять 10-25% самых активных сотрудников, например премией.

Все это схематично, но думаю, главная идея понятна. Это привлечь к разработке ТЗ тех, кто будет потом работать с этим СПО.

Лицензия СПО

Один из самых сложных вопросов в этом проекте. И к этому вопросу, нам, ведущим разработчиками своих открытых продуктов, нужно будет быть готовым. Готовым к тому, что наше правительство возможно захочет национализировать СПО, разработанное за бюджетные деньги страны. Сами понимаете, вопрос политический.

Ну скажет президент: «Мы разработаем СПО за деньги нашей страны, почему мы должны будем подарить это СПО другим странам»? Ну, вот что здесь ответить?

Мы — то с вами выпускаем наши продукты под GPL-подобным лицензиям, и для наших продуктов нет границ между государствами. Зато вот политические деятели обязательно эти границы укажут и установят.

Здесь нам с вами нужно будет отстаивать открытую лицензию «без границ», либо доработать открытые лицензии в плане локализации. Например то, что госучреждения других стран могут использовать продукты СПО, но на определенных условиях. Мы вам СПО, вы нам бананы :)

Существующие СПО

Большая часть продуктов СПО, которые подойдут под нужды госучреждений с небольшими доработками, уже разработаны и поддерживаются сообществом.

Единственная проблема, которая здесь может возникнуть, это опять вопрос лицензии. Допустим, правительство РФ настоит на том, чтобы доработки СПО существующих продуктов, финансируемые государством РФ, выходили под локализованной лицензией. Но некоторые лицензии существующих СПО обязывают все доработки касательно его выпускать только под определенной лицензией. Как быть в данном случае? Идти на переговоры с сообществом о корректировки лицензии или отказывать государству в доработке этих продуктов.

Это первое, второе — гарантии. Государству нужны гарантии.

Допустим, продукт СПО выходит под определенной лицензией и государство РФ завязывает госучреждения на этом продукте, а точнее на существенные наработки для адаптации полноценной работы этого продукта в госучреждениях. И в один прекрасный момент, сообщество распадается/решает сменить лицензию СПО или появляются какие-либо причины, которые, например вынудят пользователей этих продуктов (или доработок, используемых в этом продукте) платить дань. Как быть тогда? Нужны гарантии того, что государство, вкладывая бюджетные деньги в развитие этого СПО, впоследствии не подсядет на «иглу» зависимости от вновь выдвигаемых условий/обстоятельств.

Прошу лидеров Российских сообществ этих СПО, которые на ваш взгляд могут быть применены в госучреждениях, связаться со мной, чтобы продумать эти вопросы вместе.

Другие страны

Уважаемые активисты СПО других стран ближнего зарубежья. Как не крути, а правительство наших стран схожее. Эту модель вы можете также начинать продвигать в своем государстве. Давайте объединимся и будем прорабатывать этот вопрос вместе, делиться опытом, что получается, а что нет, какие подводные камни всплывают в процессе продвижения идеи. Хоть идея и имеет в некотором роде национальный контекст, он больше всего для политиков, а для нас такого контекста быть не может.

Начнем параллельно двигать эти вопросы в наших странах, это всё же легче, чем поодиночке. Да и потом фразы типа «А вон на Украине этот вопрос уже прорабатывают и внедряют в государство, а мы отстаем» могут сыграть некую роль в продвижении. Отголоски гонки вооружений сделают свою роль.

В заключении

Постоянно возникают вопросы, которые необходимо решать сообща, мозговым штурмом. Каждый раз писать статью из-за пары вопросов на хабре не будешь, а порой от их решения зависят некоторые ключевые моменты развития, продвижения проект-программы. И это продвижение начинает стопориться до нахождения ответа. Тем более сейчас, когда проект переходит из стадии разработки, в стадию внедрения.
Сообщество проекта открыто и на его сайте (ссылка в профиле) созданы инструменты, которые призваны всячески помочь нам в продвижении этой идеи.

Присоединяйтесь к сообществу, будем поднимать вопросы и обсуждать их вместе.
Присоединившись к сообществу, мы познакомимся с вами и уже будет понятно, кто и в каких областях является специалистом. Можно будет профильные вопросы уже решать напрямую с тем, кто является «спецом по теме».

В общем, обратного хода уже нет, начинаем хождение по кабинетам. Пока не доведем проект-программу до правительства, не остановимся. Ну, а там уже будем действовать по реакции руководства страны на данный проект.

Если уж совсем ничего не получиться, конечно, жаль, но это не будет концом нашей истории. Есть еще другие страны, с другой позицией по отношению к СПО. Обратимся к ним, проработаем проект у них и вернемся в Россию уже с новой силой.

В заключении говоря — движение вперед нам план укажет!

Благодарю за внимание!

Автор: roosit


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js