«E-commerce просто перестал быть cool&sexy» — инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле

в 6:30, , рубрики: 220 Вольт, Babadu, e-commerce, E-commerce и кризис, ebay, Sferiq Capital, TMT Investments, Вадим Арсеньев, Владимир Долгов, Герман Каплун, инвестиции, Леонид Довладбегян, Наталья Шкиртиль, Павел Никонов, Станислав Косоруков, Текучка, фрии, метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,

E-commerce возглавил список наименее интересных сегментов для инвестирования, согласно исследованию Prostor Capital. И это после нескольких лет, в течение которых онлайн-магазины лидировали в рейтингах самых крупных инвестиций. Вспомнить хотя бы $130 млн, вложенные в Lamoda.

За 2014−2015 году российские офисы закрыли Mangrove Capital Partners, группа Blackstone и фонд DMC Partners; Tiger Global Management вышел из капитала своей российской портфельной компании Wikimart. Объем инвестиций на рынке e-commerce упал с $395,6 млн в 2012 году до $96,4 млн в 2014 году, по данным РВК. В 2015 году не произошло ни одной крупной сделки.

Представляем вашему вниманию специальный проект Roem.ru, посвященный e-commerce. В рамках проекта мы пообщались с руководителями крупнейших интернет-магазинов в России, с теми, кто получил инвестиции и мудро — или не очень — ими распорядился. Мы поговорили с действующими предпринимателями об инвестклимате, о взаимоотношениях инвесторов и фаундеров, о кризисе и потенциале отдельных ниш онлайн-торговли.

Но первый материал в рамках спецпроекта посвящен инвесторам в e-commerce. Что случилось? Отчего они так охладели к рынку? И главное, есть ли у e-commerce надежда на возвращение золотой эры?

Завышенные ожидания

Вера в e-commerce у инвесторов жива до сих пор: «Потенциал у этого сегмента рынка по-прежнему гигантский, — говорит генеральный директор Sferiq Capital Вадим Арсеньев. — Хотим мы этого или нет, он будет расти и дальше».

Но требования к игрокам существенно выросли: «Инвесторы изначально ждали большего от e-commerce, объясняет инвест-менеджер ФРИИ Павел Никонов. — Сектор был сильно заинвестирован, однако некоторые компании не смогли выйти на прибыль и/или устойчивый рост и закрылись или поменяли свое позиционирование или бизнес-модель».

Помимо разочарования в самих компаниях, инвесторов расстроило и общее замедление темпов роста рынка. «Да, перетекание покупателей в интернет происходит, но не такими темпами, как ждали многие», — объясняет сооснователь и директор по стратегии TMT Investments Герман Каплун.

Переоценили и надули

Инвестиционные пузыри — второй важный фактор, который подорвал веру инвесторов в сектор, соглашаются эксперты. Компании, которые на старте казались супер-привлекательными, на деле оказались набором дутых цифр без реальной экономики. Каплун приводит в качестве примера компанию fab.com: «Сначала это был супер-успешный проект, который заливал проблемы деньгами и внешне был суперэффективен. Когда деньги кончились, история тоже закончилась… Просто вначале они получили инвестиции на ожиданиях тренда, чуда и личного обаяния, а позже не получили».

Стало ясно, что рост оборота сам по себе не гарантия успешного выхода инвесторов из проекта: «Это была принципиальная ошибка на самом старте, никто не учитывал, что в России, в отличие от западных стран, нет развитого рынка стратегов, и неприбыльные проекты с раздутой капитализацией просто некому будет покупать», — поясняет инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков.

Не нашлось покупателей и на внутреннем рынке: «Возможно, в первую очередь была переоценка не столько самого сегмента, сколько M&A активности. Пока многие оффлайн-гиганты типа X5 Retail Group не особо активно покупают стартапы», констатирует Никонов из ФРИИ.

«Даже если и не относить все вложения в данный сегмент к высокорискованным, количество е-коммерс компаний, которые никогда не станут прибыльными, все равно может оказаться подавляющим», — подводит итог Арсеньев из Sferiq Capital.

Маржа не радует

Еще одной причиной, почему e-commerce перестал был столь привлекательным для инвесторов, эксперты называют сокращение маржинальности сектора. Особенности российского рынка: высокое проникновение кросс-бордера и существенная доля серых игроков на рынке."Бизнес стал низкомаржинальным из-за низких барьеров входа и, как следствие, высокой конкуренции в центральном регионе", — сетует Вадим Арсеньев.

О конкуренции говорит и Косоруков из Prostor Capital: «Проекты привлекали большие суммы, и после этого начиналась гонка за пользователей, привлечение новых клиентов, трафик. А стоимость привлечения росла по мере насыщения рынка и появления новых игроков».

Также в качестве возможных факторов снижения интереса инвесторов к сегменту эксперты называют недостаток квалифицированных управленцев на рынке и формальный подход фондов к отбору интересных проектов.

А может, все из-за кризиса?

А вот общеэкономический кризис тут не при чем, соглашаются все эксперты. «Кризис, безусловно, влияет на инвестиционный климат в России, но здесь у е-коммерс нет никаких привелегий — он страдает не больше и не меньше остальных», — утверждает Станислав Косоруков.

«Основная проблема е-коммерса в кризис — это недоверие поставщиков, которые боятся банкротств и неохотно дают отсрочки», — добавляет Вадим Арсеньев из Sferiq Capital.

Павел Никонов, инвест-менеджер ФРИИ, еще более категоричен: «Спад интереса к е-коммерсу наметился еще до кризиса. Я не вижу здесь прямой связи. Например, нашей портфельной компании Babadu кризис помог расти еще быстрее».

Сам рынок перестал верить в себя

«E-commerce просто перестал быть cool&sexy, — объясняет Владимир Долгов, генеральный директор Ebay в России. — Рынок достиг насыщения, у нас уже есть все, что-то уникальное предложить сложно; последний прорыв был в тот момент, когда на рынок выходили проекты, связанные с fashion». Эксперт уверен: рынок, которому уже более 15 лет, может считаться зрелым, и сейчас у инвесторов есть много других вариантов, куда можно вложить деньги и получить большую отдачу. Впрочем, это касается новых проектов, что, по мнению Долгова, совершенно не исключает новые раунды для уже существующих успешных проектов.

Россия не очень удачный рынок для e-commerce, раньше инвесторам это не было очевидно, — уверен Леонид Довладбегян, СЕО «220 Вольт». — У нас очень избалованный сервисом покупатель, который не готов делать предоплату, не готов ждать доставку несколько дней — он хочет сегодня — плюс у него нулевая лояльность. В России до сих пор люди считают, что интернет — это чтобы сделать дешевую покупку. Культура покупки через интернет так и не сложилась".

А вот СЕО Babadu Наталья Шкиртиль видит будущее e-commerce в более радужных тонах: «Инвесторов, вкладывающих в e-commerce и до кризиса было крайне мало. Это сложный и капиталоемкий бизнес. После того как западные инвесторы с рынка ушли, то инвестрынок опустел. Но рост e-commerce неизбежен. А если есть растущий рынок, то логично, что инвесторы будут на него смотреть и искать возможности сделать на этом рынке деньги».

E-commerce просто перестал быть cool&sexy - инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле

Что дальше?

Восстановится ли инвестиционная привлекательность e-commerce? Мнения экспертов расходятся. «Инвесторы не хотят вкладывать в малопрогнозируемый сектор со слабым финансовым результатом. Интерес к сегменту в том виде, который был раньше, больше никогда не появится», — уверен Вадим Арсеньев.

«Интерес к сегменту есть и сейчас, особенно к тому, что стоит на стыке е-коммерс и оффлайн. Если ситуация стабилизируется, то, конечно, спрос на такие проекты вырастет в десятки раз», — оппонирует ему Герман Каплун.

«Я бы тоже хотел знать», — отвечает инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков.

«E-commerce просто перестал быть cool&sexy» — инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле - 2«E-commerce просто перестал быть cool&sexy» — инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле - 3

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля