Две стратегии в IT: поглощать или быть поглощённым

в 13:37, , рубрики: Facebook, Google, uber, аналитика, колонка, перевод, Стратегия, Текучка, эффективность бизнеса, метки: , , , , , , , ,

Оригинальная статья на Re/code. Редакция Roem.ru благодарит Варвару Болховитинову из сообщества переводчиков зарубежной прессы «Newочём» за подготовку материала.

Ouroboros2[1]

«Уроборос». Автор: художник Дэвид Принс

Еще в декабре Uber и Facebook объявили о том, что договорились сотрудничать, что позволит пользователям обоих сервисов заказывать машину в Uber через Facebook Messenger. Эта сделка крайне показательна в том смысле, что она олицетворяет пару стратегических императивов, которые становятся все более очевидными и которые, как минимум в данном случае, оказались взаимовыгодными. Эти стратегические императивы таковы:

  • Если вы стремитесь привлечь внимание пользователей, то ваш сервис должен содержать столько функций, сколько вообще возможно.
  • Если вы стремитесь предоставлять одну качественную услугу, то вы должны удостовериться, что у пользователей есть широкий доступ к нему через различные сетевые ресурсы, в которых они проводят много времени.

Поглощать

В значительной степени Facebook относится к первой категории и, как я уже когда-то писал, именно по этой причине Facebook выстраивает то, что всё сильнее начинает напоминать нечто вроде Мета-ОС, слоя поверх настоящих мобильных операционных систем, становящегося всё более и более функциональным. Instant Articles, Facebook Video, Messenger, недавно внедренный виртуальный помощник М и многое другое — это примеры того, как Facebook вбирает в себя контент и функции, которые исторически находились вне его, и начинает их контролировать и монетизировать. Добавляя всё больше возможностей, Facebook удерживает пользователей внутри сервиса и получает возможность продолжать предлагать им рекламу. Даже когда ему не удается удерживать их в пределах фирменных проектов Facebook, таких, как приложения Facebook и Messenger, привлекать внимание удается благодаря Instagram, WhatsApp и технологии виртуальной реальности Oculus Rift.

Или быть поглощенным

Проблема Uber состоит в том, что он представляет собой один функциональный элемент, который с самого начала локализован в собственном приложении. Но пользователям незачем открывать приложение до тех пор, пока не понадобится вызвать машину, даже если действия в других приложениях эффективно наводят их на совершение заказа. При таком раскладе стратегический императив Uber — внедрять свой функционал в как можно большее количество площадок, в том числе — в приложение Facebook Messenger.

С этого момента Uber стали работать над более широким внедрением этой стратегии, и ранее в этом месяце они объявили о старте программы Uber Trip Experiences. В ней используется API Uber, что позволяет разработчикам добавлять в свои приложения функциональност, которая сможет определенным образом объединить их с Uber. В качестве примера можно привести музыкальные приложения, составляющие плейлисты, продолжительность которых идеально подходит для того, чтобы вы не скучали в течение всей поездки, сводки новостей, которые занимают вас по пути на следующую встречу, рекомендации, где поесть по прибытии, и автоматическое включение термостата в тот момент, когда вы выдвигаетесь в сторону дома. Функций Uber вполне достаточно для автономного сервиса и приложения, но чтобы быть действительно полезным, ему нужно внедряться и объединяться с бесчисленным множеством сторонних систем на смартфонах пользователей.

Взаимодополняемость и конкуренция

В ситуации с Facebook и Uber эти стратегические императивы отлично дополняют друг друга: Uber хочет проникнуть во всё вокруг, а Facebook — вобрать в себя всё вокруг, так что эти двое решили объединиться. Проблемы между двумя императивами начинаются тогда, когда компании, которые до этого были взаимодополняющими, начинают конкурировать, особенно если обе они стремятся поглощать, а не быть поглощенными. Facebook оказался в большом выигрыше благодаря подъему Android и iOS, их магазинам приложений и базам данных пользователей. Но теперь он сам стремится поглотить многие из функций, которые эти операционные системы или продавцы приложений на этих платформах изначально считали своими, и владельцы ОС начинают сопротивляться происходящему.

Apple создала собственный музыкальный сервис, чтобы удерживать пользователей в своей сфере влияния, когда они хотят послушать музыку, вместо того чтобы позволять им уходить на территорию Spotify или Google. Также Apple сделала приложение News, чтобы привлечь внимание пользователей, которое они могли уделить Facebook, а рост инвестирования iMessage, вероятно, является ответом на инвестирование Facebook в Messenger. Усилия последних лет, положенные на развитие Siri и Spotlight, были реакцией на доминирование Google в сфере поиска и стремлением избежать поглощения сервисами Google большего количества внимания пользователей техники Apple. Между тем, компания Google при помощи функции Google Now on Tap сама накладывает новый слой поверх своей операционной системы, который позволяет удерживать пользователей в зоне влияния Google даже во время пользования другими приложениями. По мере роста стремления Google, Facebook и Apple к поглощению, они будут все чаще конкурировать там, где раньше дополняли друг друга. В их разнообразных отношениях в конечном счете начинают возникать трещины.

Поглотители будут становиться всё сильнее

Те компании, которые стремятся поглощать, а не быть поглощенными, в свою очередь, обретают всё большую власть над однофункциональными приложениями, которые будут вынуждены играть по их правилам, чтобы проникнуть на их территорию. Разработчики приложений уже привыкли к капризам Apple и Google, когда дело касается ситуации в их магазинах приложений, но Facebook в роли поглотителя обладает совершенно иными повадками, и им нужно будет учиться считаться и работать с ним. Обретение большей мощи приведет к тому, что поглотители начнут оказывать более сильное давление на своих пользователей, которым придется пробираться через управляемые и контролируемые элементы связанных с ними платформ, чтобы добраться до искомого контента. Это, в свою очередь, поднимет вопросы о мотивации поглотителей и о том, совпадают ли их мотивы с интересами пользователей.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js