Как программа свободного доступа к интернету от Facebook пыталась запуститься в Индии, но что-то пошло не так

в 15:13, , рубрики: Facebook, Госвеб, Доверие к соцсетям, Индия, кейсы, колонка, Медиа, мобильный интернет, перевод, соцсети, телеком, метки: , , , , , , , , , ,

В понедельник Управление телекоммуникациями Индии решило приостановить программу Facebook Free Basics, по которой индийцы могли получить доступ к определённому списку сайтов бесплатно. Власти посчитали, что Facebook нарушает концепцию "сетевого нейтралитета", то есть ставит в невыгодное положение малых интернет-провайдеров и стартапы.

Roem.ru приводит перевод статьи Backchannel от прошлой недели о том, как Facebook пытался зайти на индийский рынок и с какими проблемами столкнулся. Редакция благодарит бюро консульской легализации и переводов Moscow Translation за подготовку материала.

***

1_galG0hzxc0BSE6k3U6p1uw[1]

1_IJH6CVOts11XiTvUnJCUdA[1]

В надежде на то, что индийцам «понравится» это: щит с рекламой Free Basics в Мумбаи во время кампании и после нее

Если вам захочется хоть мельком взглянуть на то, как Facebook будет бороться, если его прижмут к стене—имея ограниченный арсенал средств в виде огромного желания предоставить странам развивающегося мира доступ и подключение к глобальной сети   —  то прогуляйтесь по финансовой столице Индии Мумбаи на рубеже 2015-2016 годов.

Рекламные щиты повсюду. Вдоль автострады под пеленой городского смога. Над автобусными остановками с надписью — «Миллиард причин поддержать цифровое равенство» и изображением устаревшего сотового телефона. На оживленной торговой улице щиты с текстом «Первый шаг к цифровому равенству», на котором изображены две женщины в сари, непринужденно беседующие и поглядывающие на телефон. В течение двух недель реклама появилась в шести больших городах.

Реклама на каждом шагу: в газетах — реклама во всю газетную полосу, даже на двух полосах! — с изображением индийских фермеров и раскрашенных хной рук, а также историями о том, как Facebook позволил не имеющим связи людям выйти в интернет. Написанная самим Цукербергом статья (на целую полосу!) для Times of India, в которой спрашивается: «Кто может быть против этого?».

Цель кампании — отстоять Free Basics, проект Facebook, предоставляющий свободный доступ к ограниченному числу сайтов (и в том числе, конечно же, Facebook) в 37 развивающихся странах. Год назад партнер Facebook, оператор телефонной связи Reliance Communications, позволил мобильным абонентам Индии заходить на заранее одобренные Facebook сайты без необходимости выбора тарифного плана. Это главный тезис Internet.org, структурного подразделения Facebook, которое продвигает идею подключения всего мира к интернету, и ключевая часть будущего наследия Марка Цукерберга. Это также подключение Facebook к филантропическим идеям Силиконовой долины под маркой «хорошо для нас — хорошо для всего мира» и еще один способ посоревноваться с Microsoft (планирующей подключение развивающихся стран к интернету через солнечные батареи и предоставление спонсорской поддержки), Google (с помощью воздушных шаров в рамках Project Loon) и компанией Илона Маска SpaceX (с помощью спутников).

1_KuLM7OnHSEl5FmUdeBa8ig[1]

Реклама Free Basics в Бангалоре с изображением руки в перчатке, идущей лунной походкой

Сейчас прогнозируется, что индийские законодатели наложат на Free Basics запрет решением, принятие котрого ожидается в течение недели. Что же происходит?

Реклама Facebook уделяет большое внимание программе «подключения Индии», где только 20% людей имеют доступ к Интернету и около 30% пользуются мобильными телефонами. (Я выяснила, что эта программа также помогает бережливым людям, которые уже имеют доступ к сети, каждый месяц экономить на тарифах несколько сотен рупий). Не упоминается в рекламе, но признается компанией и то обстоятельство, что Free Basics помогает такой рентабельной социальной сети как Facebook привлечь еще один миллиард пользователей. (Пользователям не нужно заводить аккаунт на Facebook, чтобы получить доступ к остальным сайтам, сотрудничающим с Free Basics, но Facebook — первый в списке сайтов на выбор. Также в список предложений входит Facebook Messenger.)

Итак, кто же может быть против этого?

Ревностные хранители сетевого нейтралитета. Free Basics предоставляет пользователям свободный доступ только к небольшому числу выбранных Facebook сайтов —это «золотая клетка», как говорят оппоненты, тогда как за доступ к других сетевым ресурсам пользователи должны платить. Как некоторое  время назад отмечал Backchannel, противники Free Basics видели в этом нарушение принципов сетевого нейтралитета, поскольку для сохранения здоровой конкуренции у пользователей должен быть одинаковый доступ ко всему интернету: состоятельным компаниям не должен предоставляться более быстрый обмен данными; пользователи не должны платить за вход на одни сайты, в то время как за вход на другие они не платят; частные компании не должны перекрывать участки интернет пространства.

В декабре, через год после запуска Free Basics в Индии, регуляторы индийского рынка телекоммуникаций отдали индийскому партнеру Facebook распоряжение придержать общенациональное разворачивание до тех пор, пока не будет найден способ управления дифференцированными ценами (или метод выбора разных цен для разных интернет данных ). При этом явно подразумевался Free Basics. (В прессе заявлялось, что Free Basics продолжает функционировать, а генеральный директор Babajob, одного из включенных в сайт сервисов, сказал мне 28 января: «У нас по-прежнему наблюдается приток пользователей»). Потом законодатели предоставили индийцам возможность в течение января высказывать свое мнение, обещая при этом принять до конца января решение, которое так и не было принято, но принятие которого ожидается в течение недели. Тем не менее, стало известно, что решение будет объявлено в течение ближайших дней — и похоже, Facebook останется в проигрыше.

Для того, чтобы понять, насколько важна для компании эта битва, (с возможным возникновением эффекта домино в других странах, где предлагается Free Basics), взгляните только, как яростно боролся Facebook.

Это приводит нас к золотой жиле рекламы: Facebook не оставлял попыток получить доступ к второй по величине в мире области распространения потенциальных пользователей интернета (и самой большой для Facebook, с тех пор как он запрещен в Китае)  — особенно в тех случаях, когда это могло вызвать эффект домино в других странах. Еще до последнего скандала Facebook создавал для себя в стране хорошую репутацию, встречался с представителями стартапов в Индии и с премьер-министром Нарендрой Моди, защитником ориентированных на высокие технологии инициатив. После декабрьского скандала Цукерберг обзвонил главных критиков на рынке стартапов в Индии, а представители интересов Facebook лоббировали заинтересованные круги в Дели. Facebook изображает оппонентов как скряг из элитных кругов, которые строго придерживаются принципов «экстремального» сетевого нейтралитета, «даже несмотря на то, что это означает оставить позади миллиард пользователей», как говорится в статье Цукерберга. В декабре Facebook опубликовал в своей сети обращение к пользователям с просьбой поддержать «цифровое равенство». Подписи пользователей были направлены в законодательные органы.

1_3HY01sbTY-lH8GFkEKxCww[1]

Статья Цукерберга в Times of India от 28 декабря

Один законодатель раскритиковал прошение, назвав его «жестко мажоритарным и режиссированным опросом мнений». (Законодательные органы высказали пожелание, чтобы пользователи лично написали ответы на четыре вопроса по поводу общей политики дифференцирования цен, а не выражали «диванный протест»). Многие индийцы отвернулись от проекта из-за рекламной кампании, стоимость которой по одному из сообщений в прессе составила 44 млн долларов — эту стоимость один из представителей Facebook назвал слишком завышенной.

Пользователи сети вернулись к Facebook с пародийной рекламой, заявлениями в духе Джона Оливера, критическими твитами видных индийских личностей в сфере технологий и потоком личных писем в адрес законодателей. Оппозиционное движение было общественной инициативой по названием SaveTheInternet.in, организаторы которой заявили продвинутому индийскому рынку высоких технологий и стартапов, что это задевает не только сетевой нейтралитет, но и их самих.

Вот почему в то время, как индийские компании сливаются, чтобы соревноваться с компаниями Силиконовой долины, Free Basics позволяет одной компании решать, на какую прослойку пользователей она ориентируется, делая невозможным обнаружить обычного человека в дебрях интернета, не охваченных Free Basics. «Facebook тратит огромные деньги на билборды, рекламу и крепкие объятия с Моди, — говорит Аравинд Рави-Сулеха, основатель приложения Hey, Neighbor! в Бангалоре. — Facebook говорит: «мы не представляем собой опасности, мы еще не задушили экосистему стартапов». Но больших успехов они все же не добились [в Индии]. Я полностью уверен, что Facebook с его хэкерской культурой еще решит эту задачу, и на том этапе будет слишком поздно останавливать их».

Кто прав? Обе стороны заявляют, что справедливость на их стороне. Итак, через 11 часов после принятия решения Backchannel направляется в Силиконовую долину Индии, чтобы лучше понять, каковы ставки в этой игре.

1_9oX7rHEFKlF1-3s1ylaO0A[1]

Еще больше рекламы в Бандре, районе Мумбаи

Защитники

Шону Благсведту Free Basics по-настоящему пришелся впору. Он основал Babajob в 2007 году после разрыва с Microsoft Research, первой компанией, которая привела в Бангалор жителей Калифорнии. Babajob — это классифайд с вакансиями на работу нижнего уровня пирамиды заработных плат (косметологов, электриков, поваров), которые составляют целевую аудиторию и новой программы Facebook.

Я приехала в деловую часть Бангалора на встречу с генеральным директором в его офисе, где его собака по кличке Берлин бегала по бывшим залам для собраний, которые имели чудаковатые названия, например, Надувной батут и Заколдованный круг — отсылка к юности Благсведта, проведенной в Санта-Крузе в Калифорнии. Он вышел на балкон на пятом этаже, посмотрел сверху на парк с развевающимся над верхушками деревьев зелено-оранжевым флагом Индии и, рассказал, как стать одним из тех немногих союзников Free Basics, который не особо уклонялся от сотрудничества.

Он рассказал, что Facebook впервые начал с ним переговоры в июле 2014 года, за несколько месяцев до запуска Free Basics — проекта, позже названного Internet.org — в Индии для того, чтобы узнать, захочет ли он видеть себя в списке предлагаемых на выбор сайтов. Представители Facebook сказали, что в Африке такие сайты с предложениями работы, как у него, являющиеся частью Internet.org Free Basics, привлекают значительное количество новых пользователей. Поэтому он присоединился к проекту.

На сегодняшний день число работников, которые зарегистрировались на Babajob через Free Basics — по-прежнему пользующихся услугами единственного оператора связи, в шести из 29-ти индийских штатов — составляет только десятки тысяч. «Откровенно говоря, это, пожалуй, меньше, чем мы ожидали, — сказал Благсведт. — Кажется, этот маневр был преждевременным. Мы говорим о том, что в будущем потенциально может принести прибыль или ущерб, говорим о чем-то, что пока еще не стало общепринятым и повсеместно распространенным».

Присоединится к Internet.org было довольно легко. Сайты не платили за включение в проект, а Babajob уже использовал упрощенный сайт, который соответствовал техническим требованиям Facebook для работы на более дешевых телефонах и 2g и 3g интернет соединении. Еще до запуска в Индии Internet.org стал предметом горячих дискуссий. Большинство оппонентов были недовольны тем, что Facebook сам выбирал сайты для проекта. Free Basics предлагал Bing, а не Google. В проекте принимали участие BBC News, Wikipedia и Reuters Market Lite. AccuWeather для просмотра прогнозов погоды. Версия Facebook для Free Basics не включала в себя рекламу, и компания говорила, что между ней и ее партнером-оператором связи, который платил за открытые данные, не происходило никакого обмена денежными средствами.

Но критика проекта в Индии звучала все громче, а некоторые стартапы, которые первоначально подписались на участие, отказались от сотрудничества с Free Basics еще до запуска. Только Reliance Communications, четвертый по величине и доступности оператор связи, предложил свои услуги и сотрудничество. В апреле Благсведт написал статью, в которой отстаивал свое решение, представляя его как способ подключения к сети нуждающихся в работе людей в стране, в которой только 20% населения пользуется интернетом.

Рекламный ролик для Free Basics

Тем не менее, Благсведт с маской беззаботного калифорнийского идеалиста на лице, негласно все же был не в восторге от того, что Facebook сам выбирал сайты, даже невзирая на то, что его сайт входил в число избранных. «Кто решает, что Babajob лучший сайт с предложениями работы, чем другой аналогичный сайт?» — спрашивает он. В мае Цукерберг объявил, что Internet.org будет открыт для любых заявок, соответствующих их техническим требованиям, но в случае с Благсведтом выход на рынок был недостаточно быстрым.

Благсведт сказал, что последний раз Facebook обращался к нему в августе с тем, чтобы связать его по телефону с самим Цукербергом. Благсведт предположил, что этот звонок был одним из многих звонков, совершаемых Facebook для связи с компаниями-участницами, чтобы получить их комментарии, или ввести их в курс дел. После соединения Благсведт попросил Цукерберга ускорить процесс открытия платформы. «Если быть более точным, я сказал, что Babajob будет очень трудно остаться в проекте, если платформа не будет открыта для других», — позже писал мне в электронном письмо Благсведт.

Возразил ли что-нибудь Цукерберг? «Нет, — говорит Благсведт. — Он сказал: хорошо, все сделаем». Продукт был запущен в сентябре, а Internet.org стал выходить под новым именем Free Basics. (Критики выдвигали возражения против названия инициативы Internet.org, которое было, по их мнению, ошибочным, так как это не было ни благотворительное учреждение, ни весь интернет в целом). До декабря количество сайтов выросло от 30 с лишним до более 130, включая сайт против домашнего насилия, сайт для обучения английскому языку и произвольно выбранный персональный блог парня по имени Радж Рами, который вывешивал фото своих друзей.

Facebook сказал, что они никогда не отклоняли заявки, которые соответствовали их требованиям, а вице-президент Internet.org Крис Дэниэлс ответил на домыслы критиков сказав, что они не позволят их соперникам спекулировать. «Мы [были бы] очень рады, если бы Google или Твиттерr присоединились к Free Basics, потому что чем больше доступно сервисов, тем лучше воспринимает сеть человек, который впервые к ней подключается». Действительно, Google получил предложение попробовать поучаствовать в инициативе Internet.org в Замбии, но в январе компания пошла на попятный, сказав только в своем электронном сообщении для Backchannel, что «Google не сотрудничает с Free Basics или Internet.org», без объяснения каких-либо причин.

«Я хотел бы чтоб все взгляды, направленные на Free Basics, обратились к вопросу — почему у нас нет финансируемых правительством хот-спотов с доступом к беспроводному интернету? — говорит Благсведт. — Почему мы не запускаем громадные инициативы, которые могли бы помочь издателям создавать контент на языках коренных народов? Как можно привлечь к интернету больше пожилых людей, женщин и жителей сельских местностей?» Вместо этого, все дискуссии зациклились на Facebook.

С момента своего запуска в первоначальном виде пять лет назад миссия Free Basics из инструмента привлечения новых пользователей из развивающихся стран стран постепенно преобразовалась в поистине благотворительное начинание (BuzzFeed News опубликовала отличную подробную историю об этом), в котором Цукерберг выполнял роль проповедника. Я спросила Благсведта, считает ли он, что Цукерберг, с которым он дважды беседовал (второй раз во время его приезда в страну прошлой осенью), по-настоящему верит в свое дело подключения всего мира к интернету.

«В этом смысле я верю Марку Цукербергу, — ответил Благсведт. — он уже заработал все, что ему было нужно. Я думаю, что сейчас речь идет уже о том, каким будет его наследие и что он сможет оставить миру после себя. Думаю, он на самом деле хотел бы сказать, что это именно он помог 3 миллиардам человек получить доступ к интернету».

Благсведт не единственный представитель мира технологий, которого можно отнести к защитникам Free Basics, но он один из немногих, которые решились открыто обсуждать этот вопрос в прессе. Среди основателей индийских стартапов, сотрудничающих с Free Basics, я нашла еще одного приверженца этого проекта. Сидя в баре на крыше в Бангалоре, он утверждал, что какой-то интернет — это лучше, чем вообще никакого. Тем не менее он пожелал остаться неизвестным. Большинство представителей сферы высоких технологий выступают против проекта, а ему еще нужно подумать о будущем своего только зарождающегося стартапа.

На сегодняшний день в индийском мире высоких технологий поддержка Free Basics стала в некоторой степени непопулярной.

Противники

На прошлой неделе армия критиков подавала прошения, заявляла протесты, сообщала в Twitter и писала редакторские статьи, выражая различные мнения, играя роль цифрового Давида перед одним очень богатым Голиафом. Согласно морали этой легенды, нет никакого смысла в том, чтобы бороться с акулами пера. Тем не менее, Facebook поступил именно так, что просто взбесило индийских технократов. Free Basics является предметом сильного беспокойства своих оппонентов: если для вас эта программа — единственная возможность получить хоть малейшее представление об интернете (Facebook говорит, что это справедливо всего лишь для пяти процентов пользователей), то вряд ли у вас вообще возникнут какие-либо аргументы против нее.

Главный аргумент стартапов  —  457 компаний подписали единое письмо с протестом против Free Basics, более 800 основателей поставили свои имена в письме, направленном Моди на прошлой неделе  — состоит в том, что программа на каждом шагу создает индийским стартапам препятствия для веб-доступа. За последние пять лет Индия из ИТ-цеха, размещенного на заднем дворе мира, превратилась в рынок стартапов с внезапным притоком венчурного капитала и амбициями Силиконовой долины. Ola Cabs грозится «переплюнуть» Uber на рынке компаний агрегаторов информации об услугах такси, а Flipkart уже вплотную приблизился к Amazon — и все большее число предпринимателей отказываются имитировать американские компании в пользу создания специфичных для Индии решений. Вдобавок к таким оптимистичным тенденциям наблюдатели сообщают, что сейчас страна находится на пороге серьезных успехов. Об этом говорится с учетом таких инициатив премьер-министра Моди, как Start Up и Digital India, и ввиду развития India Stack— созданного в Индии общедоступного API, включающего в себя базу данных цифровой идентификации по национальному признаку и систему онлайн-платежей, на основе которого можно разработать любой стартап.

Поскольку службы такси и интернет-магазины не рассчитаны на целевую аудиторию Free Basics с низким уровнем дохода, люди с перспективным мышлением стали убеждать стартапы в том, что если не сегодня, то в будущем, этот проект нанесет им серьезный ущерб, подрывая основы свободного веб-пространства и создавая, таким образом, предпосылки для распада компаний, которые уже заявили о себе на рынке.  Это может привести к ситуации, когда, например, какой-то созданный в комнате общежития Кембриджского университета сайт соцсетей отбирает у такой компании-гиганта, как MySpace, ее позиции.

«Дайте любому человеку прийти и работать на этом рынке, — говорит Шарад Шарма, соучредитель iSPIRT, базирующегося в Бангалоре научно-исследовательского центра, в котором частично разрабатывался India stack. — Но существуют определенные правила, которые обязательны к исполнению — так Индия не становится цифровой колонией», в которой иностранный бизнес может находить своих клиентов, не давая при этом возможности преуспеть местному бизнесу.

Часть решения этой задачи состоит в том, чтобы создать нейтральное веб-пространство. Именно поэтому, когда прошлой весной индийские законодатели в сфере телекоммуникаций издали внушительную 118-страничную работу, посвященную вопросам сетевого нейтралитета, Киран Джоналагадда понял, что нашел свое призвание.

1_xyuIBelkYu1OUeCgu7S-LA[1]

Исключительная команда в реальной жизни: активисты SaveTheInternet.in (слева направо) Киран Джоналагадда и Картик Балакришнан от HasGeek; Амод Малвийя, бывший владелец Flipkart; и Аравинд Рави-Сулеха, основатель Hey, Neighbor!

В 1991 Джоналагадда просто валял дурака с компьютером своего отца после школы, а позже отметился в цифровом поколении Y, начав вести в 2000 году LiveJournal блог. Через десять лет произошел один случай. Тогда он работал веб-разработчиком в многоэтажном офисном комплексе под названием «Карлтон Тауэрз» в Бангалоре. Внезапно загорелся кабель и из вентиляционных труб клубами повалил дым. В то время как другие офисные работники в панике выбрасывались из окон (некоторые в результате не выжили), он с несколькими товарищами закрыли лица мокрыми полотенцами, высунулись из окон, а Джоналагадда написал в Твиттере несколько сообщений величиной в 140 знаков. Он выжил и через несколько месяцев основал HasGeek, компанию по производству технологий для конференц-связи в доме в нескольких кварталах от Карлтон Тауэрз, и присоединился к внезапному движению стартапов в Бангалоре.

Когда вышла работа законодательных органов по сетевому нейтралитету, Нихиль Пава, автор передовых статей новостного сайта Medianama в Дели, пришел в ужас. В работе затрагивались вопросы сетевого нейтралитета, дифференцированных цен, лицензирования деятельности интернет-компаний — все данные были искажены в пользу телекоммуникационных технологий.
«Работа состояла из 118 страниц неудачных идей, — сказал Пава. — Работа была невероятно плохой. Мы подумали, что доступ к интернету должен измениться навсегда». Он тут же решил связаться с некоторыми представителями сообщества цифровых технологий с целью создания массового оппозиционного движения и пригласил Джоналагадду, чтобы тот возглавил техническую часть общественной кампании. Команда HasGeek организовала сайт SaveTheInternet.in, а также призывала вносить на рассмотрение законодателей письма в поддержку сетевого нейтралитета. Другие, например, Шарма из iSPIRT, помогали убеждать учредителей стартапов подписывать письма в адрес регуляторов, призывая своих партнеров, которые главным образом были мало осведомлены о сетевом нейтралитете, склонять их на свою сторону, одного за другим.

Десятикратное же — по-другому не скажешь — ускорение сообщил их деятельности комедийный эпизод. Вдохновленная миниатюрой Джона Оливера на тему сетевого нейтралитета, которая появилась в то время, как Соединенные Штаты проводили свою дискуссию по этому вопросу, команда SaveTheInternet.in попросила All India Bakchod, комик-группу из Бомбея, у которой на YouTube было 1 млн 490 тыс. подписчиков, создать на тему сценку с призывом к действию. После просмотра видеоролика все, от звeзд Болливуда до членов парламента, начали писать сообщения в Твиттере в поддержку идеи, сетевой эффект отлично сработал, и до конца апреля миллион индийцев представили на рассмотрение законодательных органов письма в пользу сетевого нейтралитета. «Это был первый в Индии подобный случай — все произошло в режиме онлайн, — говорит Джоналагадда. — Это потрясло многих. Политики не могли поверить, что такого результата можно было достичь, фактически не собирая толпы людей».

В то время, как многочисленные организации продолжали обсуждать этот вопрос в правительстве, в декабре законодательные органы вынесли приказ приостановить внедрение проекта Free Basics, попросили индийцев высказать свои мнения и пообещали до февраля принять решение. Facebook пустил в ход рекламные щиты, и снова пришло время прибегнуть к помощи уже сформировавшейся аудитории SaveTheInternet.in.

Пользователи

Важная часть борьбы Facebook за Free Basics заключается в продвижении идеи предоставления малоимущему населению доступа к сети. Вице-президент Internet.org Крис Дэниэлс называет ее «связующей нитью с интернетом» и пишет в Q&A: «40% людей, начинающих пользоваться интернетом через Free Basics, получают доступ ко всем возможностям интернета на 30-дневный срок». (Это утверждение было опровергнуто журналистами как вызывающее сомнение, и свело оппонентов с ума, поскольку они имели только слово Facebook, а не первичные данные. На мой запрос по поводу деталей в Facebook не ответили). В заявлении Facebook, распространяемом на его платформе, говорилось: «Проект помогает тем, кто не может себе позволить платить за трафик, или тем, кому нужна небольшая поддержка в самом начале пользования интернетом». В своей колонке в Times of India Цукерберг приводит пример Ганеша, фермера, который пользуется Free Basics для просмотра прогноза погоды в период муссонов и следит за ценами на товары, чтобы заключить более выгодную сделку, а теперь вкладывает средства в новый урожай и поголовье скота. Реклама не утверждает, но наводит на мысль о том, что до этого момента Ганеш интернетом не пользовался: «… если люди потеряют доступ к бесплатным базовым сервисам, они потеряют доступ ко всем возможностям, предлагаемым на сегодняшний день интернетом».

В нескольких словах можно сказать: Free Basics помогает людям начать пользоваться всеми возможностями интернета, и теряя доступ к бесплатным базовым сервисам, они теряют весь интернет.

Чисто из любопытства я подумала, что было бы неплохо лучше присмотреться к пользователям Free Basics. Я попросила дюжину людей представить свои «за» и «против» Free Basics и спросила, знают ли они кого-нибудь, кто бы им пользовался. Только один человек откликнулся: работник общественной организации, который пользовался приложением My Rights, посвященным вопросам борьбы с семейным насилием. Оттуда он брал информацию для своих двухдневных тренингов, рассчитанных на женщин из сельских местностей. Он также фигурирует в рекламном ролике Free Basics. Конечно, бесплатно пользоваться приложением могли только женщины, которые были абонентами Reliance, и выйдя из приложения, опрашиваемый не имел ни малейшего представления, продолжали ли они пользоваться им и дальше.

1_owFmCjFOyi7t48G7QRLe_w[1]

Франшизное предприятие Reliance в Бангалоре

Я попросила Facebook связать меня с пользователями Free Basics. Меня сразу направили к Паванкумару Шенде, сказали, что это фермер, проживающий в небольшом городке в пяти часах от Мумбаи. Я ожидала увидеть кого-то похожего на Ганеша, возможно кого-то, впервые пользующегося интернетом.

Когда с помощью переводчика хинди я связалась с этим человеком, оказалось, что Шенде 28 лет, он наблюдает за фермерским хозяйством, зарабатывает 10 000 рупий в месяц (около 150 долларов США). Free Basics был не первым его опытом пользования интернетом. Он рассказал, что уже пять лет пользуется интернетом и имеет аккаунт на Facebook и при этом наперед оплачивает по 100-200 рупий в месяц за пакеты трафика, т.е. два процента от своего заработка. Несколько месяцев назад ему на телефон пришло сообщение, в котором говорилось, что он может бесплатно пользоваться Facebook через Internet.org. Он начал использовать бесплатный трафик для доступа к Facebook и некоторым из предлагаемых Free Basics сайтам, например, BBC и сайту новостей из области технологий, а полученной на AccuWeather информацией о погоде он мог поделиться со своим отцом, который занимался выращиванием риса. Он как и прежде, до знакомства с Free Basics, проводит в интернете 2-3 часа в день, но его месячный счет уменьшился до 50 рупий в месяц. И он периодически покидает Free Basics, чтобы как и прежде попользоваться поисковиком Google («Google есть Google», — сказал он).

Короче говоря, Free Basics не стал для него дверью в интернет или Facebook. Он просто был возможностью тратить меньше денег. А еще — средством заработка для Reliance — с тех пор, как (в соответствии с информацией Facebook), Reliance предоставляет доступ в сеть со скидкой. Я связалась с двумя его друзьями, которые также пользуются Free Basics и услышала ту же историю: к тому времени они уже от трех до пяти лет пользовались интернетом и Facebook, а к Reliance подключились, чтобы получить скидку.

Будучи совершенно анекдотичными, их истории никак не соответствовали официальной концепции Facebook. Но они перекликаются с рекламой Reliance для Free Basics. В прошлом году на телефонной конференции Reliance заявила, что главной причиной того, что они предложили эту программу, стало желание показать своим пользователям WhatsApp «настоящий интернет». Рекламные объявления — оплаченные и Reliance, и Facebook— далеки от изображений фермеров и сельских школьниц, пользующихся Facebook. В современных объявлениях отсутствуют слова «Free Basics». Вместо этого в рекламных роликах преуменьшается значение благотворительного аспекта и настойчиво предлагаются самые интересные варианты: «Свободный Facebook» или «Наслаждайтесь Facebook без платного трафика». Герои рекламных видеороликов —представители среднего класса в возрасте 20 с лишним лет на грузовике с сеном и поедающие готовую еду в современной квартире, с последующим уличным протестом с участием молодых людей, у которых в руках свечи и плакаты с надписью «Мне нужен бесплатный интернет». В одном несанкционированном рекламном трюке, проведенном в режиме реального времени, мотоциклисты с ревом ездят по городу, удерживая плакаты с надписью «Свободный Facebook».

Мероприятие по внедрению Free Basics или незаконный массовый митинг

Маркетинг работает. Пользователь франшизы от Reliance из торгового района среднего класса в Бангалоре рассказал, что клиенты периодически заходят и спрашивают про «Свободный Facebook». Он подсчитал, что среди посетителей его магазина бывает где-то 50 процентов студентов на мели, которые ходят туда-сюда и не могут себе позволить заплатить за трафик, и 50 процентов взрослых людей с низкими доходами.

Я рассказала Facebook историю Шенде. Представитель компании смягчил формулировку «путешествие в интернет», сведя ее к менее броскому выражению, которое означает снижение барьеров на пути к интернету в целом: «Цель Free Basics — повысить возможности людей и их осведомленность о барьерах, которые мешают им пользоваться онлайн-услугами. Особенно это касается тех, кто мало знаком или вообще незнаком с интернетом (это необязательно должны быть люди, пользующиеся интернетом впервые)… Например, они могли как-то воспользоваться такой услугой, но не смогли себе позволить оплатить тариф, или попробовали ее, но не разобрались, как этой услугой пользоваться, поэтому больше к ней не возвращались. Так, Free Basics фиксирует внимание на том, чтобы сделать данные более доступными для людей (предлагая воспользоваться ими бесплатно) и повысить их осведомленность (предоставляя пользователям доступ к сервисам, о которых они раньше не знали)».

Факт остается фактом: по крайней мере трое молодых людей в штате Махараштра используют Free Basics просто как купон на скидку. И они так же, как и индийская женщина из сельской местности, у которой газета взяла интервью, высказали пожелание, чтобы в число предлагаемых сайтов вошел также Google.

В середине января, покинув офис Babajob, я неожиданно решила нанести визит в офис Ola Cab в главном здании HasGeek, чтобы посмотреть, как развиваются события. По пути я позвонила Джоналагадде, чтобы он дал молодому водителю указания на каннаде, местном языке: хотя водитель пользовался приложением Ola на своем смартфоне, он так же, как и огромное количество водителей, с которыми я ездила в Индии, не умел пользоваться GPS. Я вспомнила свою беседу днем ранее с Пратибхой Састры, посредником между стартапами и властями, которая собирает данные о пользовании интернетом в сельских местностях, путешествуя по Индии на автомобиле в рамках проекта Digital Desh Drive. Мы встретились с Састры в кафе в современном торговом комплексе, до сих пор украшенном рождественскими венками, в центре Бангалора. Беседа происходила в перерывах между деловыми звонками и тем, как она в режиме реального времени комментировала рекламные ролики в Твиттере в Q & A с участием работающих с технологиями государственных служащих.

Во время опроса владельцев магазинов в рамках Digital Desh Састры обнаружила, что большинство из них были в сети — включительно с рыбаком, отправляющим фотоснимки своего улова оптовикам прямо с лодки через WhatsApp. Некоторые подключались к беспроводной сети соседних торговцев или точки доступа с телефонов сослуживцев. Она увидела, что здесь самой большой проблемой был не доступ к интернету, а цифровая грамотность. «Нужно организовывать курсы повышения компьютерной грамотности», — сказала Састры, потому что люди как всегда хотят знать, как все устроено.

Тем не менее, я обнаружила, что есть один сервис, с которым были знакомы все индийцы, с которыми мне удалось пообщаться. Тот же водитель, которому нужны были инструкции другого человека во время поездки, очень удивился, когда я через окно сфотографировала рекламу Reliance «Свободный Facebook» на автобусной остановке. Между моим английским и его языком каннада слово «Facebook» было одним из немногих общих для нас слов.

Объехав множество пробок, он высадил меня возле штаб-квартиры HasGeek на усыпанной листьями улице из жилых домов. Джоналагадда был весь в подготовке кампании, отслеживая и комментируя новостные заметки по следам горячих дискуссий между законодательными органами и Facebook по поводу онлайн-петиции компании. Джоналагадда рассказал, что в этот раз большая часть работы оппозиции была сделана за счет повсеместного проведения собственной рекламной кампании Facebook. «Индийцы не доверяют слишком «прилизанной» рекламе. Мы имеем историю компаний, которые с помощью рекламы пытаются сохранить свой имидж, особенно после того, как в 90-х с индийской экономики были сняты ограничения и компании попытались сгладить скандалы с градом выходящих за рамки приличий газетных объявлений, — сказал он. — Это как в дзюдо, когда ты позволяешь противнику споткнуться о собственную мощь».

На прошлой неделе Джоналагадда третий раз за последний год полетел в Дели. Там он должен был выступить в здании администрации перед представителями законодательных органов в пользу сетевого нейтралитета. Пока там велись дискуссии между сторонниками SaveTheInternet.in по поводу того, как дифференцированные цены могут поставить под угрозу запущенную премьер-министром Моди инициативу Start Up India, на прошлых выходных было объявлено о предоставлении высокотехнологичным компаниям привилегий в сфере налогообложения и соответствия деятельности законодательным нормам.

На прошлых выходных Джоналагадда и его команда опубликовали на SaveTheInternet.in последнее отчаянное письмо, адресованное Моди, в котором говорилось: «То, что мы решим в ближайшие недели, будет иметь длительный эффект; это начертит траекторию нашего будущего». Они просили Моди сделать заявление и убедиться в том, что индийское правительство защитило сетевой нейтралитет. Через два дня более двух тысяч человек подписали письмо, среди них 800 основателей стартапов.

Постаравшись привлечь большое внимание к процессу регулирования, который обычно протекал вне поля зрения общественности, и собственно к самому Моди, оппоненты усложнили правительству установление дифференцированных цен. «Они традиционно придерживались усредненного варианта, стараясь удовлетворить обе стороны, — сказал Пава по поводу решений законодательных органов. — Думаю, что благодаря всему, что мы уже сделали, мы получаем хотя бы шанс приблизить их усредненный вариант к нашей точке зрения. Мы возвращаем себе влияние в сфере пространства шаг за шагом, день за днем… Власти совершенно этого не ожидали: они привыкли, что им все дается легко».

В этот раз все получилось иначе. Через неделю Times of India опубликовала сенсационную новость из высших источников о том, что законодательные органы собираются запретить предложение бесплатных или дисконтированных услуг— включая Facebook, Твиттер или WhatsApp — или услуги прослушивания музыки или доставки сообщений самих телекоммуникационных компаний по сниженным ценам. Такие услуги «искажают способ получения людьми доступа к интернету», сказал безымянный источник газете, и «выступают против концепции цифровой демократии». CNBC Moneycontrol сообщил, также из анонимных источников, что законодательные органы скорее всего позволят предоставлять скидки, если будет задействован весь интернет, а не отдельные сайты.

Защитники SaveTheInternet.in затаили дыхание. Даже если решение будет соответствовать их ожиданиям, «… мы думаем, что телекоммуникационные компании попытаются его оспорить, — сказал Джоналагадда. — Мы в ожидании нового этапа борьбы».

И за неделю до принятия решения Facebook уже начал подводить итоги. В середине января вице-президент Internet.org Крис Дэниэлс сказал мне, что если они не смогут приступить к реализации Free Basics, то сосредоточатся на других инициативах по подключению Индии к интернету — точках беспроводного доступа, дронах для раздачи интернета.

«Каким бы ни был результат, мы будем продолжать работать с местной общественностью, что как можно больше людей подключить к интернету и сделать мир более открытым и имеющим бОльшие связи», — сказал он.

Он выглядел, как человек, который рассматривает план Б.

Фото в начале статьи — Филипп Калийя. Остальные фото предоставлены автором - Лорен Смайли

Статьи в тему на английском:

Если хотите вернуться к основным фактам этой дискуссии, посмотрите горячую словесную баталию между индийским венчурным предпринимателем Махешой Мёрти и вице-президентом Internet.org Крисом Дэниэлсом.

Тем временем на Medium, Роин Дхармакумар пишет о потенциально возможном «злоупотреблении платформой», если высокотехнологичные компании будут склонять своих пользователей поддерживать политические причины также как и фантастическую историю про судьбу фермера Ганеши в 2025 году после внедрения Free Basics. (В таком же чудаковатом ключе Джон Ауэрбах пишет сценарий дискуссии Цукерберга с Симпсонами по поводу Free Basics.)

Здесь Уман Галайя утверждает, что Free Basics следует дать шанс. «Как только эти люди в сельских местностях поймут, какой мощью обладает интернет, я уверен, они будут платить за доступ ко всем удивительным ресурсам, не включенным в Free Basics». Ашиш Дуа также выступает в поддержку, говоря в этом посте, что «не бывает таких вещей, как бесплатный ланч».

Д-р Вандана Шива предостерегает против филантрокапитализма технологических воротил, которые принимают ключевые решения по поводу того, каким должен быть развивающийся мир.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js