В поисках иных измерений

в 7:56, , рубрики: космонавтика, Научно-популярное, перевод с английского, физика

В поисках иных измерений - 1

После двухлетней масштабной модернизации Европейская организация по ядерным исследованиям CERN перезапускает Большой адронный коллайдер, планируя приступить к новым экспериментам по раскрытию сущности «темной материи» и поиску микроскопических черных дыр, которые могут быть шлюзами в параллельные вселенные и иные измерения. Да, современная наука действительно не исключает вероятность существования параллельных вселенных, но доказательств пока еще нет.

Обновленный Большой адронный коллайдер — самый мощный ускоритель частиц, когда-либо созданный человечеством, — с апреля снова начал запускать пучки протонов, причем с почти вдвое большей энергией, чем раньше. Приступать к сталкиванию частиц ученые собираются в середине мая.

Естественно, для сохранения и обработки данных главной физической лаборатории мира необходимы немалые технические мощности, ведь при работе ее сложнейших научных инструментов генерируются феноменальные объемы данных. Теперь этому поспособствует платформа Seagate Kinetic Open Storage, способная как оптимизировать управление уже сгенерированными коллайдером сотнями петабайт данных, так и обрабатывать еще по два-три петабайта, сохраняемых каждый месяц.

В поисках иных измерений - 2

Если темная материя действительно есть, она появилась во время Большого взрыва вместе со всем остальным веществом. Чтобы уточнить это предположение, ученые пытаются воссоздать соответствующие условия. Максимальное приближение к ним происходит в момент столкновения протонов в кольце Большого адронного коллайдера. Чем выше скорость частиц, тем очевиднее сходство с тем, что случилось во время Большого взрыва.

Почему коллайдеру нужно так много энергии для новых экспериментов? «Все сводится к формуле E = mc2», — объяснил физик Джош Томпсон в прошлогоднем интервью Швейцарской вещательной корпорации. «E» в формуле Эйнштейна — это количество энергии. Раньше в БАК оно составляло 8 тераэлектронвольт (ТэВ). После модернизации «E» увеличилась на 62%: до 13 ТэВ. «Повышая 'E', мы рассчитываем получить больше 'm', то есть массы вещества на выходе», — продолжил Томпсон, добавив что увеличение энергии позволит получить более тяжелые частицы, то есть именно те, которые могут доказать существование темной материи.

В поисках иных измерений - 3

Астрофизики считают, что материя, которую мы можем зарегистрировать приборами (галактики, звезды, планеты, кометы, космическая пыль) — это лишь 5% Вселенной. Остальные 70 и 25% — темная энергия и темная материя соответственно. О последней мы не знаем практически ничего. Но физика и математика указывают на то, что она должна существовать, как и бозон Хиггса, наличие которого было предсказано уже давно, но обнаружили его лишь в 2012 году.

«Темная материя — это одна из самых больших головоломок в современной физике, — признается Дейв Чарлтон, исследователь CERN. — Мы не знаем, из чего на 95% состоит Вселенная. Судя по астрономическим наблюдениям, темной материи в ней, возможно, в пять раз больше, чем обычной, видимой. Так что же это? Один из вариантов объяснения дает теория суперсимметрии — в соответствии с ней темная материя состоит из частиц, которые мы сможем получить на Большом адронном коллайдере».

Еще один крупный проект для Большого адронного коллайдера — микроскопические черные дыры ничтожного размера, которые могут быть лазейками в параллельные вселенные и другие измерения. О возможности существования многих вселенных говорят эксперименты и гипотезы в области современной космологии и физики частиц. Уже разработано несколько теоретических моделей параллельных вселенных, но ни одна из них еще не доказана.

В докладе, опубликованном в журнале Physics Letters B учеными университета Ватерлоо, предлагается способ доказательства того, что черные дыры с минимальной массой соединяют нашу Вселенную с другими. В CERN хотят проверить эту гипотезу. Такие черные дыры уже пытались найти с помощью БАК, но пока безуспешно. Авторы доклада приводят возможное объяснение провалу экспериментов и предлагают новые, которые, как они надеются, подтвердят их гипотезу: по словам ученых, «есть возможность создания черных дыр в шести и более измерениях при уровнях энергий, достижимых в ближайшем будущем».

Если эксперименты окажутся успешными, это будет означать существование особой реальности, абсолютно отличающейся от общепринятых представлений, описанных в научно-фантастических произведениях.

Эксперименты на коллайдере могут подтвердить еще одну спорную теорию о том, что Вселенная началась не с одиночного Большого взрыва, а является частью огромной мультивселенной, не имеющей ни начала, ни конца.

В результате модернизации Большого адронного коллайдера он может работать на вдвое больших энергиях, чем те, что позволили открыть бозон Хиггса.

Автор: Seagate