Чего ждать от рекрутинговых онлайн-площадок?

в 10:16, , рубрики: Блог компании Рекрутинговая компания iChar, онлайн-сервисы, подбор кадров, подбор персонала, рекрутерам, рекрутинг, управление персоналом, фриланс

Российский рекрутинг обладает грандиозным потенциалом развития. Ежегодно возникают и адаптируются к нашим реалиям новые рекрутинговые сервисы. Среди них — онлайн-площадки для работы с фриланс-рекрутерами, такие как HR Time, JungleJobs и т. п. Последний, кстати, недавно получил крупные инвестиции от принадлежащего Р. Абрамовичу инвестфонда Impulse VC. Как считает партнер Impulse VS Кирилл Белов, JungleJobs (видимо, наряду с аналогичными площадками) станет «одной из компаний, которые изменят архаичный и непрозрачный рынок подбора персонала, и сделает его удобным как для клиентов, так и для рекрутеров».

Организованы подобные платформы по принципу онлайн-аукциона: работодатель размещает вакансию, рекрутер на нее откликается, а затем работает над закрытием позиции. О том, как устроена эта сторона рекрутинга, нас заставил задуматься пост Арамиса Каримова на Facebook. Кстати, интересен не только сам пост, но и комментарии к нему.

image

По слухам, JungleJobs предлагает подработку рекрутерам из агентств. За закрытие вакансии сервис берет вознаграждение в размере одного оклада успешного кандидата. 20% суммы забирает сам проект, 80% уходит рекрутеру. Этот гонорар гораздо выше, чем бонус, положенный в агентстве. Рекрутер может получить его, не отрываясь от основной работы, — особенно если будет пользоваться информационной базой кадровой компании и оплаченным ею доступом к работным сайтам.

Тут-то и встает вопрос этичности. Если описанная схема работы реальна, это значит, что рекрутинговые онлайн-сервисы используют рекрутеров из агентств для бесплатного доступа к ценным ресурсам. Положение крайне выгодное. С одной стороны, сервис не отвечает за способы, которыми рекрутер закрывает доверенную ему вакансию. С другой, платформа не имеет прямого касательства к чужим базам резюме. Удобно, что ни говори.

Обезопасить себя не выйдет

Первое, что приходит в голову в связи с описанной ситуацией, — охранять собственные ресурсы, чтобы рекрутеры использовали их только по прямому назначению. Но как?

Эффективно защититься от «разворовывания» базы, при этом сохранив лицо, у рекрутинговых компаний не получится. Как можно ограничить доступ сотрудника к резюме, если их обработка входит в круг его обязанностей? Пока рекрутер работает с базой по вакансии из портфеля, ничто не мешает ему найти кандидатов, подходящих для вакансии «на стороне». Телефон или e-mail можно сохранить в память смартфона, отправить себе на почту или, как в XX веке, переписать на бумажку. Воспрепятствовать этому может лишь тотальный контроль: слежка за компьютером сотрудника в режиме реального времени, обыск на выходе, система выговоров и штрафов — чтоб боялись. Но всё это как-то слишком. Кто захочет работать в такой компании? Кто захочет такой компанией управлять?

image

Уже в комментариях к посту мы видим характерную позицию: якобы пострадавшая сторона «сама виновата». Всегда найдутся те, кто скажет, мол, «нечего быть таким наивным и доверять всем направо-налево». И всё же, изначально все человеческие отношения (личные и деловые) строятся на доверии. Возможно ли создать семью без взаимного доверия? Можно ли вести бизнес с человеком, которому не доверяешь? И наконец, как работать на того, кто постоянно заглядывает через плечо и бьет по руке? В рекрутинге нечего делать без оптимизма и веры в людей, и тотальным контролем проблему точно не решить. База агентства останется закрытой для посторонних лишь при одном условии: если рекрутеры мотивированы, самосознательны и ценят доверие сильнее, чем легкие деньги.

Даешь демпинг!..

Предположим, рекрутинговые онлайн-сервисы ждут бурное развитие и стремительный рост. Сценарий вполне правдоподобный: на первый взгляд, предложение для клиентов явно выигрышное. По ценам фриланса они получают в свое распоряжение ресурсы агентства, выгодно решая для себя проблему, о которой мы писали в одном из прошлых постов. Всё это кардинально меняет ценовые ожидания клиентов и их представление о ценности рекрутинговых услуг.

image

Универсально ожидаемой стоимостью рекрутинга будет всё чаще объявляться один оклад нанятого сотрудника. Если для фрилансеров это гонорар по умолчанию, то традиционная ставка агентств значительно выше. Обвал цен, весьма вероятный при успехе онлайн-платформ для рекрутеров-фрилансеров, станет для рекрутинговых агентств настоящей проблемой. Им придется либо снижать ставки, либо расширять сервис, либо глубоко задуматься над маркетинговой стратегией. В общем, потребуется предпринимать срочные меры и какое-то время управлять компанией в ручном режиме.

… или низкую результативность?

Если первый аспект работы с онлайн-сервисом по рекрутингу радужный, второй — скорее возвращающий с небес на землю. Итак, вот что мы имеем: онлайн-аукцион вакансий для рекрутеров на фрилансе, стоимость услуг — один оклад нанятого кандидата. Фрилансеры параллельно работают в рекрутинговых агентствах. Что может пойти не так?

Как правило, пользоваться сервисами и услугами начинают с самого доступного по цене варианта. Если мы говорим о поиске и подборе персонала, то здесь первая ступень – это оплатить доступ к работным сайтам. Изучив их вдоль и поперек и не найдя нужных кандидатов, компания готова перейти на следующую ступень – нанять подрядчика. При этом она пока не торопится выбирать самый дорогой вариант — рекрутинговое агентство. Использовать сервис по найму фрилансеров и потратить один лишний месячный оклад кандидата на его фоне кажется меньшим из зол.

За эту цену заказчик получает исполнителя, который воспринимает его заказ как подработку; некое дополнение к своим служебным обязанностям; халтурку, которой можно заняться в свободное время. На рабочем месте рекрутер занят своим портфелем вакансий и мимоходом выбирает резюме для подработки. При такой схеме взаимодействия ни заказчик, ни рекрутер не занимаются вакансией прицельно. Рекрутер желает найти легкий заработок онлайн и потихоньку отправляет клиенту найденные в базе агентства резюме. Клиент получает менее интенсивный поток кандидатов, и вероятность найти среди них именно того, кто нужен, снижается. Процесс поиска очевидно начат, но течет вяло и демонстрирует гораздо меньшую результативность, чем можно было ожидать.

image

Более низкая стоимость услуг в данном случае предполагает более низкий уровень сервиса. Агентство будет опекать клиента, отвечать на все его вопросы и при необходимости связываться с ним лично. Как только вакансия поступает в работу, рекрутинговая компания подробно ее снимает, чтобы узнать все требования к кандидатам и нюансы. Онлайн-сервис такого подхода гарантировать не может. Возможно, некоторые рекрутеры-фрилансеры и вовсе будут присылать резюме с работных сайтов, которые заказчик уже видел сам.

И что теперь?

Рынок рекрутинга узок — гораздо уже, чем может показаться. Рано или поздно фриланс рекрутера из агентства станет достоянием общественности, а клиент онлайн-сервиса узнает, каким способом была закрыта его вакансия. Репутационные риски ничуть не менее важны, чем финансовые — особенно для рекрутеров, чей успех во многом держится на личном бренде.

Автор: Рекрутинговая компания iChar

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля