От работы по найму до бизнеса и обратно

в 11:12, , рубрики: бизнес студии, свой бизнес, фриланс, метки: , ,

Часто я замечал, что очень много людей завидуют предпринимателям или хотят ими быть, но очень мало что-то для этого делают. Я тоже хотел создать свой IT-бизнес и меня интересовал вопрос: только ли в психологии дело или какие-то из мифов о бизнесе в этой стране являются правдой? Я попробовал всего понемножку и в этой статье сравню доходы, риски и, главное, моральное удовлетворение от работы по найму, фриланса и маленькой веб студии из четырех человек, а так же расскажу немного о популярных мифах, связанных с этой темой и дам пару советов, которые могут пригодиться тем, кто только начинает аналогичную деятельность.

Описанные в статье события произошли за последние полтора года.

Первая работа

Как-то раз мы болтали с другом по скайпу, и он спросил, а что же я делаю для того, чтобы купить мазерати? (Почему-то мне тогда хотелось именно мазерати, а потом выяснилось, что сцепление у нее — это расходник, бензина ест много, а удовольствия мне хватает от «гражданской» иномарки).

На следующий день я открыл hh и нашел несколько интересных вакансий. Мне повезло, где-то через неделю я уже устроился на работу чем-то вроде эникейщика, но занимался там в основном самообразованием и применением свежих знаний в области сайтостроения. А подвох был в размере компании. Я специально искал маленькую, чтобы побыстрее вместе с ней подняться в должности и заодно посмотреть на все этапы развития, но просчитался. Компания, которую я выбрал, развалилась (из-за того, что бюджет не позволял больше ждать следующего крупного клиента, а мелкие заказы не покрывали даже зарплаты работников, некоторые из которых уходили и мирно ждали оплаты, а другие пытались судиться). Эта история оказалась очень полезным опытом, который к тому же был получен за короткое время.

Фриланс

Как ни странно, я не пользовался для поиска заказов специальными сайтами, а искал места, в которых мои потенциальные клиенты могли бы что-то узнавать, спрашивать или просто общаться. Такой подход принес результаты и я нашел самых разных клиентов: кому-то был нужен только логотип, кому-то простой сайт, кому-то 3D макет, кому-то интернет-магазин. Я принимал все подобные заказы. Обычно те, кто хочет подешевле, интересуются всего двумя вещами: как быстро это будет готово и насколько красиво это будет выглядеть «снаружи». На таком уровне освоить и моделирование, и основы дизайна было не трудно (есть много уроков, особенно мне удобны видео). Постепенно то, в чем я уже разобрался, я решил делегировать (кроме, разумеется, контроля качества и общения с заказчиками).

Бизнес

По сути бизнес студии оказался посредничеством между заказчиками и исполнителями. Проблема последних была в том, что они не могли найти достаточно заказов и/или не родились в крупном городе. В Москве люди готовы платить от одного отзыва до миллионов рублей всего лишь за сайт и логотип студии, которая его сделала, а в регионах средняя зарплата бывает и 20 тысяч, и ниже. На такой разнице построить бизнес пытается чуть ли не каждый школьник, и какую бы цену вы ни поставили, клиенты найдутся.

Ценовые сегменты

От отзыва до 1 т. р. — школьники и очень скромные студенты;
1-5 т. р. — студенты без портфолио или скромные, но с портфолио или отзывами;
5-50 т. р. — студенты с большим портфолио и разной степени наглости, возможно посредники.
Студии с офисом обычно не могут держать такие низкие цены из-за аренды офиса и налогов. Их цены начинаются от 100 тысяч и до верхнего предела в зависимости от наглости, размера штата, известности, жадности и других факторов.
Цены указаны для Москвы, в регионах они обычно ниже, но проверенной лично информации у меня нет.

Советы

Всем, кто хочет попробовать такую деятельность, можно дать советы, но без знания конкретных условий они получатся слишком общими. Хотя есть исключения:
1.
Офис не нужен даже если вы официально оформлены. Аренда переговорной намного выгоднее.
2.
Не бойтесь торговаться, идите на уступки, но знайте себе цену. Почти все клиенты просили сделать им скидку или даже изменить цену после того, как мы только что о ней договорились. Не стесняйтесь отвечать наглостью на наглость или найдите того, кто будет вести переговоры о цене за вас.
3.
Тот, кто обсуждает техническую сторону дела и функционал, должен иметь представление о времени разработки и знать хотя бы один способ реализации обсуждаемой задачи.
4.
В процессе работы требования меняются в сторону увеличения почти всегда. Не стесняйтесь сказать, что это повлечет увеличение цены и сроков, можно предупредить об этом клиента заранее, сославшись на свой опыт.
Всегда начинайте работу с дизайн-макета, всегда просите предоплату. Это поможет вовремя понять, чего хочет клиент, исправить ошибки, не быть кинутыми и поможет объяснить задачу разработчику и верстальщику. Обычно я назначал предоплату, полностью покрывающую стоимость работы исполнителей. Это составляло около 25-30%, все оставались довольны.
5.
ТЗ никогда не бывает достаточно точным, чтобы был смысл его составлять, если вы делаете сайт. Я записывал только требования к функционалу и даже они в процессе изменялись и дополнялись. Расположение блоков обсуждалось уже на основе дизайн-макетов, тогда же выбиралась и общая для всего дизайна концепция. Реализовать сайт любыми средствами так, как он выглядит на утвержденном дизайне, не такая уж сложная часть работы. В общем, удачно выстроенный итеративный подход обеспечивает сведение количества необходимых переделок к минимуму.
6.
Я делал этот с позволения сказать «бизнес» с другом (как и другие наши «бизнесы», но только этот принес прибыль), чего и вам желаю, если вы способны смотреть на каждую ситуацию по-разному, правильно подбирать аргументы и отключать эмоции на время таких разговоров. Увеличение количества людей, принимающих решения, с одного до двух может стать качественным скачком и глупо не использовать такую возможность. При этом важно иметь общие интересы и, основываясь на этом, полностью доверять друг другу. Никаких проблем не было, пожалуй, только в этом вопросе, дружбу не приходилось как-то специально «сохранять», а бизнес не развалился.

Некоторые из этих советов могут показаться очевидными, но такова плата за их универсальность. Задавайте вопросы в комментариях, отвечу.

Моральная сторона

Почти все заказчики не были компетенты в IT области и не могли самостоятельно провести декомпозицию своей задачи, а если бы могли, то скорее всего подобное посредничество было бы не выгодно. Вы помогаете им в решении их глобальной задачи, а так же берете на себя риски, связанные с качеством и сроками работы исполнителей. Вопрос только в том, во сколько вы это оцениваете.

Тенденции

Уже сейчас профессиональную студию легко отличить от остальных по единственному критерию — спектру предоставляемых услуг. Если кроме всевозможных дизайнов и создания сайтов предлагается поддержка всего, что можно поддерживать, составление рекламной кампании, разработка стратегии присутствия в социальных сетях и создание видеороликов и презентаций, то с большой вероятностью можно сказать, что этим занимается штат наемных работников, а не кучка фрилансеров, потому что удержать в боевой готовности такое количество народу без зарплаты слишком сложно по сравнению с возможной выгодой от таких усилий. Кто успел войти, тот, возможно, сделает такую студию, но стоимость работ вырастет из-за штата сотрудников, а кто не успел, тот уже вряд ли сможет работать как раньше, потому что доля грамотных в области IT людей, как мне кажется, скоро станет настолько высокой, что найти человека, не способного разделить свою задачу на дизайн, разработку, поддержку и рекламу, будет слишком трудно. Как мне кажется, сейчас войти еще можно без особых затрат — пары стипендий хватит.

Стабильность и профит

В итоге с одной стороны у нас хождения по куче гос. учреждений, уплата налогов на прибыль, налогов на дивиденды, налогов на зарплаты, налогов на налоги, отчислений в фонды, ведение бухгалтерии, контроль за большим числом разных сотрудников или работа с меньшей прибылью в черную, а с другой работа по специальности — инженером-разработчиком. Мне больше интересно второе.
Опубликованная в недавних статьях зарплата опытных специалистов сравнима с прибылью небольшой студии, но степень рисков и объема работы не сравнима. Нельзя сказать, что работа по найму стабильнее бизнеса, но только из-за недостаточности информации об условиях. Если сравнивать работу программиста с аналогичным по доходности бизнесом, то на мой взгляд выигрывает первое, ведь по сути сравнивается стабильность бизнесов, к тому же хорошие разработчики будут востребованы еще долго и их процент не так велик, а редкость дополнительно увеличивает стоимость.
Надежность фриланса как источника постоянного дохода я отношу к обычной наемной работе при наличии постоянных заказчиков. В случае их временного отсутствия риски могут покрываться большой разницей между рассчетной стоимостью жизни (со стороны заказчика из-за границы, например) и реальной.

Вместо заключения

Возможно, сладок только запретный плод. В ближайшее время к идее создания собственного бизнеса я вряд ли вернусь, потому что в этой области есть только одна задача, не имеющая тривиального решения: как найти достаточное количество клиентов вовремя.

Автор: ch3rn0v

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js