Новый «упрощенный» документооборот от Upwork для российских ИП

в 11:36, , рубрики: Upwork, Законодательство и IT-бизнес, индивидуальный предприниматель, фриланс

Всем привет! Не успели пользователи Upwork привыкнуть к новым сумасшедшим тарифам, как данная биржа снова решила поменять правила игры, на этот раз точечно — для российской аудитории. А именно: они решили «упростить» жизнь российским пользователям, работающим на данной бирже в качестве индивидуальных предпринимателей, введя новый документооборот о котором и пойдёт речь ниже.

13.09.2016 примерно в 9 часов утра по МСК я, как и многие участники биржи, получил от апворка письмо такого содержания:

Hi -username-,

Great news! If you choose to receive payments from your Upwork clients via wire transfer* to a Private Entrepreneur (“PE”) bank account in Russia, we’ve made the process easier for you. Upwork now provides Service Contract and Act of Acceptance documents online for you to download and complete for each wire transfer withdrawal.

These new forms replace the old Service Contract form (also known as “Confirmation of Services”); that form should no longer be used.

To begin receiving your payments using wire transfers as a Private Entrepreneur in Russia, please follow the instructions in this help article.

For a complete list of options to receive your earnings from clients on Upwork, take a look at this overview.

Best,
The Upwork Team

*Please note that Upwork charges a $30 fee for USD wire transfers. Contact your bank directly to find out what charges they will apply.

Краткая суть нововведений: Upwork подготовил новые шаблоны для договора и для акта сдачи-приёмки в формате pdf с заполняемыми инпутами. Оба документа завизированы представителями биржи.

Более детальная информация расположена в этой статье. Это своего рода руководство по использованию новых документов, ссылки на которые даны в той же статье.

Прочитав в письме от апворка «we’ve made the process easier for you», я сперва обрадовался: «Вау, круто!». Но, начав разбираться в новых документах, а также прочитав статью-руководство по их использованию, моя радость сменилась резким чувством недоумения по многим деталям нововведения и я тут же обратился к сообществу с довольно банальным (но как оказалось, не тривиальным) вопросом: Как работать с новым договором upwork для российского ИП?. Как я узнал позже, данная тема поднята и в самом дискуссионном форуме апворка: Russian Freelancer Documentation for Wire Transfers

Итак, ниже перечисляю основные претензии и вопросы участников биржи к нововведениям и их авторам.

1. Основная сложность — в случае работы со множеством клиентов получается слишком много возни с бумагами, калькуляцией комиссий, уплатой налогов не только с доходов, но и НДС с комиссий апворка (да-да, по закону даже те кто на УСН обязаны платить НДС с комиссий upwork'а, пруф).

Почему?

Суть новых документов в том, что для каждого контракта (клиента) на апворк должен заключаться отдельный договор (Service Contract) и подписываться отдельный акт сдачи-приёмки (Act of Acceptance) при каждом выводе средств. Если с договором ещё как-то можно разобраться и заполнить все поля, то с актом всё гораздо печальнее, так как комиссии у апворка с 1 июня имеют пропорциональную систему, то и сложность расчёта налогов увеличивается в разы (не только подоходника, но и вышеупомянутого мной НДС на комиссии сервиса). А что если у пользователя на Upwork десятки контрактов, и деньги он привык выводить раз в квартал (упрощая себе отчётность) — об этом никто из авторов новшества, видимо, не задумывался.

В старых документах такого не было, в них фигурировал лишь один клиент — Upwork, который и являлся плательщиком по всем контрактам.

1.1. Отдельно к данному вопросу идёт нюанс с фактическими датами и суммами получения денег на счёт Upwork (Escrow) и датами и суммами денег, выводимых на р/c ИП в банк. Так, по закону, может возникнуть курсовая разница между этими двумя датами, и если она положительна — с данной суммы нужно также уплатить подоходный налог. Не знаю насколько это связано с новыми документами, скорее всего и раньше был такой нюанс, но тут опять же вопрос в объёме и сложности расчётов — раньше это был один клиент и это всё куда не шло, а сейчас нужно для каждого вести отдельные расчёты.

2. Документы составлены крайне некачественным образом, а именно: плохой скан, неудобное впечатывание заполняемых данных (например, при вводе ФИО буквы уменьшаются до нечитабельных размеров). Множество опечаток, самую ярую и нелепую из которых я продемонстрирую в конце статьи

3. Сама идея впечатывания букв поверх сканированных (и заранее подписанных) копий может вызвать сомнение в подлинности документов у других участников процесса: у валютного контроля, у налоговой службы, и может привести фрилансера-предпринимателя к некоторым наказуемым последствиям. Например, могут привлечь за подделку документов, или за нарушение процедур валютного контроля, что, насколько я знаю, карается штрафом на сумму до 100% от полученных средств. Ну или как минимум деньги развернут обратно в сторону апворка и их пользователь потеряет в лучшем случае 30$ (плюс возможная комиссия банка-корреспондента), что тоже будет не совсем приятно.

Далее, я позволю себе немного грубой критики в адрес авторов документов, публикатора статьи и всех тех, кто модерировал и подписывал эти нововведения. Ими была допущена очень, очень грубая ошибка:

image

Вроде бы разница в одном слове, скажете вы, ну что ты придрался, скажете вы. А я отвечу:

1. Upwork — многомилионная биржа с огромными оборотами средств. Зарегистрирована в США и успешно работает много лет, поглощая других участников рынка. Вроде бы её должны представлять серьёзные и ответственные люди… Итак, в связи с этой нелепой ошибкой возникает резонный вопрос:

— тот, кто подписывал, не читал, что подписывает? Но там подписи аж двух(!) лиц-представителей Upwork. Могли ли они вдвоём одновременно так грубо ошибиться, читая и подписывая документ на родном английском (я бы ещё понял, если бы опечатка была на русском) — крайне маловероятно. Тогда вытекает следующее. Авторы документов просто воспользовались подписями (факсимиле?) представителей руководства, при этом сами не проверив, что написали. Это больше похоже на правду, особенно учитывая какие адские условия они сегодня предлагают своим пользователям, каково у них в целом отношение к своим пользователям (привет комиссии 20%), какие неудобные поля для заполнения новых договоров были сделаны ими.

2. В статье на сайте Upwork, ссылка на которую давалась мной выше, были упомянуты несколько российских банков, которые якобы согласились работать с новыми (да-да, теми самыми, где грубая ошибка) документами. И тут опять возникают вопросы:

— либо не было никаких переговоров между представителями российских банков и Upwork, а упомянули их в статье «для красного словца»;

— если были переговоры, выходит, что представители упомянутых банков даже не вчитывались в документы, на работу с которыми они дали своё одобрение. Хотя банки, перечисленные в статье апворка, довольно крупные и серьёзные.

Почему всё так безответственно? А самое главное — как работать дальше нормально, легально и выводить средства, аккумулированные на счёте Upwork? У меня нет ответов.

Данной статьей я хочу призвать задуматься всех участников биржи Upwork, кого касаются новые правила документооборота. На сегодня можно сделать вывод, что предложенные апворком документы вносят много трудностей в легальную работу российских пользователей данного сервиса. И более того — данные документы не имеют никакой юридической силы, так как содержат грубые опечатки, и, учитывая плохое качество копий (шаблонов) в целом — можно себя не хило подставить при взаимодействии с валютным контролем и налоговыми органами.

Автор: thinkbrain2

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля