- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
С ней я познакомился много лет назад. Отец моего друга, тогда еще вполне молодой профессор, однажды рассказал о своих исследованиях на тему стратегии и тактики при поиске, в том числе при поиске нового.
И, в частности, об установленной им и его сотрудниками оптимальной пропорции целенаправленного, спланированного поиска по критериям, а также поиска свободного, основанного на случайностях.
Помню, как я тогда обрадовался. Гипотеза стала бальзамом на мои раны, потому что именно случайности я очень любил, и всегда считал, что без них в жизни не обойтись. А разнообразное планирование было для меня чем-то вроде необходимой, навязываемой традициями процедуры, которая нужна и полезна, но во многом ограничивает свободу, и вообще может пригодиться лишь в начале поиска. Большинство окружающих считали иначе, столкновения наших взглядов и приводили к душевным ранениям, в основном пострадавшим оказывался я.
Теперь же авторитет профессора примирил меня с необходимостью планирования и контроля, ведь результаты его исследований говорили, что оптимальным подходом является сочетание примерно двух третей активности, направленной на деятельность организованную, упорядоченную, планомерную, и не более одной трети, отданной свободному, нерегламентированному поиску.
Есть несколько слоёв при ответе на этот вопрос.
С одной стороны, фриланс часто практикуют специалисты, занятые на основной работе в офисе. Думаю, для них гипотеза значимая, в плане того, сколько времени и усилий имеет смысл уделять свободному творчеству.
Также «чистый» фрилансер, занятый в крупном проекте, или выбирающий только крупные или профильные заказы от солидных работодателей, может задуматься — обращать ли ему внимание на проекты небольшие, неочевидные, простые, необременительные, немного не по специализации, в том числе разнообразные «инди» и стартапы.
Здесь же я расскажу, что думаю и практикую в плане выбора фрилансера на роль сотрудника или исполнителя на те или иные проекты. В свете означенной гипотезы.
Публикую этот текст я, в частности, еще и потому, что недавно приступив наконец к реализации серьезного многоуровневого проекта с участием удаленных сотрудников, решил ограничить себя в личных контактах, социальной активности и даже некоторых удовольствиях — всё для более эффективной деятельности по проекту. Уже полтора месяца с людьми общаюсь почти исключительно текстом и по делу, в гости не хожу и не зову, но переписку веду со многими десятками фрилансеров.
И вот на фоне такой выборочной социальной изоляции и интенсивной работы и общения исключительно с фрилансерами два разных подхода к подбору специалистов обозначились особенно ясно. Потому что к разработке некоторых простых элементов проекта я привлек нескольких удаленных исполнителей, исходя совсем не из их опыта, уровня профессионализма и репутации, и получил достаточно опыта для небольшой систематизации.
Первый эпизод сотрудничества с вольным художником был у меня в 90-х годах. Слово «фрилансер» тогда ещё не употреблялось.
С начала 2000-х постоянно обращаюсь к фрилансерам и как прямой заказчик, и как подрядчик. В основном работаю с дизайнерами, художниками, программистами.
Опыт в большинстве случаев успешный, единичные провалы были только в последнее время, о них, как о примерах, чуть позже.
Все просто.
Если у меня важный проект, к выполнению которого я привлекаю удаленного сотрудника, или заказ срочный, сложный, или иной какой «особый» — главным критерием для меня при выборе фрилансера являются его опыт(портфолио), репутация, иногда — наличие команды, физическая доступность, возможность встречи и заключения договора.
А в случаях, когда есть запас по времени, особенно если проект простой, небольшой и недорогой — я часто выбираю среди начинающих или молодых, не имеющих большого портфолио или опыта в данной конкретной сфере, среди живущих в небольшом городке, в одной из республик, на краю света…
Основной критерий при таком выборе — он(она) явно способный, или необычный, интересный человек. Причем, с одной стороны, я надеюсь найти перспективного специалиста для проекта. Но другой мотив для меня — дать возможность проявить себя и заработать человеку, у которого на данное время не так много возможностей для этого.
Много лет я поступаю именно так, и, несмотря на очевидные риски при втором подходе, планирую продолжать эту практику.
Однако есть несколько моментов.
Каким бы талантливым на первый взгляд не был выбранный таким образом фрилансер, если он невежлив, необязателен, неаккуратен при первоначальной переписке — заказа не будет.
Если в переписке выяснится, что мы с трудом находим общий язык, плохо понимаем друг друга, топчемся на месте и никак не можем договориться — тогда лучше и не начинать сотрудничество, шансов на успех явно мало.
Случается разное. Например, взяв заказ, человек может вдруг стать недоступным — заболеть, внезапно уехать, да мало ли какие бывают причины. Но если, получив доступ к интернету, он сразу написал мне, извинился, предложил варианты решения ситуации или конструктивно участвует в предложенном мной диалоге — я продолжу сотрудничество с ним, до результата.
И результат будет критерием для оценки.
Если большинство примеров графики в портфолио не подходят по стилю и настроению — скорее всего результат работы такого художника не устроит заказчика. Как бы интересен и необычен этот фрилансер не был. Нужна веселая жизнерадостная картинка? Тогда выбирайте того, кто рисует именно так.
Когда, вместо ответов на мои вопросы в опубликованном проекте претенденты не отвечают, а упорно пишут «Мы хорошие, всё умеем, но сидим без работы, поэтому дайте нам заказ», при этом называясь студией, а в портфолио минимум — не дам я им заказ. Раз студия, пусть и из небольшого городка — должен быть менеджер, умеющий работать с заказчиком. Не вижу я, что они умеют работать.
Когда в портфолио совсем пусто, а на словах большой опыт, присутствует хорошее владение терминологией и по текстам сообщений видно, что человек интересный и непростой — возможно, только и есть, что непростой человек.
Так что жалость, сочувствие к сложностям жизни, очарование стилем письма или юзерпиком(здесь смайл) фрилансера — не те мотивы для выбора специалиста при втором подходе.
С одной стороны, это бОльшие риски и неопределенность, возможность потери времени, денег, вероятность разочарований и огорчений.
И вот как раз сейчас, привлекая на некоторые этапы большого проекта исполнителей без опыта, портфолио, или поддавшись дурному мотиву, я слегка переборщил с надеждой на случай. Превысил рекомендованный уровень, уделил случайности при подборе исполнителя больше половины своего внимания, и сразу получил отрицательный результат, пару небольших, но неприятных эпизодов, когда меня подвели.
С другой стороны, уже не раз было — найденный таким образом фрилансер довольно быстро уходит на постоянную работу в офис, уезжает в другую страну. Или быстро начинает важничать, слишком высоко ценить свой новый опыт и уровень профессионализма, небольшие заказы его перестают интересовать. Впрочем, это как раз естественно и объяснимо, талантливый человек способен активно расти, и теперь ему можно доверять более серьезные проекты.
Их много. Очень приятно, когда, казалось бы новичок, присылает великолепно сделанную работу.
Когда видишь свежие и необычные решения.
Когда понимают замысел с полуслова и прекрасно делают за день то, на что опытные профессионалы требуют неделю.
И основной плюс — есть ощущения новизны и развития, непредсказуемости и движения вперед.
Уже давно я сомневаюсь — а вдруг профессор, который знает меня с детства, не проводил никаких исследований, а рассказал тогда байку — с целью приучить меня к планированию своей деятельности?
Но ведь в таком случае он достиг своей цели. Планирование вошло в мою жизнь, без него никуда. А от экспериментов в поисках я не отказался.
А еще иногда приходят сомнения — может, ну его, этот второй подход? Может, лучше всегда отдавать опытным и проверенным, знать, что сделают в срок, и всё будет профессионально, красиво и стабильно?
Автор: AtoZ
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/frilans/26424
Ссылки в тексте:
[1] Источник: http://habrahabr.ru/post/168345/
Нажмите здесь для печати.