Фриланс, такой фриланс

в 11:56, , рубрики: заказчики, фриланс, фрилансеры, метки: , ,

В прошлом десятилетии я имел счастье фрилансить некоторое продолжительное время. Веселое было время. Не стабильно, местами чугунно, но в целом было интересно.

Сейчас я работаю в компании, которая достаточно активно контактирует с фрилансерами, и естественно, соучаствую в этом процессе.

На правах заказчика и фрилансера в одном лице, оглядываясь на хороший опыт, им, собственно — опытом — и делюсь.

Применимо и к дизайну, и к копирайтингу, и к программированию, и к веб-мастерингу. Ракурс профессиональных отношений между людьми, объективных и субъективных обстоятельств, которые на эти отношения влияют.

Заказчики

Так исторически случилось, что услуги фрилансеров стоят дешевле, чем услуги организаций. Зачастую эта разница очень велика. Поэтому в числе экономических причин, которые стимулируют фрилансерский спрос, находится не только возможность найти интересующего специалиста без стеснения географическими рамками, не только возможность оптимизировать техпроцесс за счет сотрудничества с коллегами на удаленных рабочих местах, но и банальная дешевизна.
Последнее приводит к тому, что среди фриланс-заказчиков большую часть составляет любители халявы, неопытные, и просто лузеры, алкаши и даже оторванные психи.
В бытность фрилансерскую, при первом знакомстве с заказчиком для себя я основной целью ставил отделение последней категории от предыдущих. Судите сами, с кем работа принципиально может быть успешной?

  1. Профессионал, компетентный в ключевой сфере или не знакомый с ней (ваш коллега или нет, но умный и опытный в своем деле)
  2. Адекватный любитель халявы. Просто хочет подешевле решить небольшую задачу.
  3. Неадекватный или неопытный любитель халявы. Хочет подешевле решить большую задачу.
  4. Лузер, пофигист, алкаш и (или) псих

С первыми работать, действительно, комфортно. Здесь на принятие решений на всех стадиях, от знакомства до приемки и оплаты будут влиять скорее совершенно объективные факторы.
Про вторую и третью категории мы с вами поговорим отдельно.
А сейчас обсудим, как избавить себя от порожняков, связанных с тратами времени и нервов на общение с четвертой группой.

Не тратиться на лузеров

Итак, что именно мы хотим сохранить, оберегая себя от общения с теми, с кем работать не желательно.

  • Время
  • Силы, в том числе нервы, которые очень плохо восстаналиваются
  • Деньги
  • Репутацию

Обсуждение и консультирование по проекту — неотъемлемая часть работы фрилансера. У многих оно отнимает до половины рабочего времени, а иногда и больше.
Эмоциональные потери, а также срач в интернетах, играют известную роль в карьере фрилансера. В первую очередь страдает вдохновение, вера в людей, оптимизм. Даже одна острая неудача может серьезно выбить из колеи, и восстановление займет достаточно долгое время.
Вот несколько простых способом определить неудачника в новом знакомом. Можно выбирать из них, в зависимости от масштаба проекта и вашей собственной оценки риска участия.

  1. Позвонить и побеседовать скайпом с видео.
  2. Позвонить по телефону.
  3. Договориться о беседе в ближайшем будущем, и по факту оценить пунктуальность респондента (в дальнейшем обмениваться материалами, принимать работу и платить он вам обещает своевременно?)
  4. Личная встреча. Если проект стоит хороших денег, можно потратить время и немного денег на поездку, и убедиться в состоятельности респондента лично.
  5. Обсудить детальное представление технического задания.
  6. Расспросить о предыдущих проектах. И успешный, и неудачный опыт будет очень интересен — заведомо велика вероятность, что и отношения с вами будут «в тренде».
  7. Если просят что-то за кого-то доделать — поинтересоваться о предшественнике. Почему он не доделывает? Если информации нет — имеет смысл поискать самостоятельно. В любом конфликте всегда виновны оба участника, и вероятность вашего попадания в неудачный тренд в этом случае опять же заведомо выше среднестатистической.
  8. Поговорите о личном. Простые вопросы, конечно, когда они к месту, помогают выявить проблемы в психическом состоянии респондента. Именно обнаружить их, если они есть. Например, если собеседник не женат, спросить почему.
  9. В некоторых случаях актуально. Глобальные и пафосные планы соотнесите с реальным благосостоянием и социальным статусом респондента. Прямо спросите об успешном опыте, даже если он не профильный (заказчик не является профессионалом в той отрасли, в которой находится проект, над которым или над частью которого вам предлагается работать) — в любом случае, имеет полезным понять, сможет ли заказчик с вами рассчитаться, и как он будет рассчитываться.

В случае, если деньги, которые должны быть заплачены вам, будут больше, чем зарабатывает ваш респондент, даже если он платит чужими деньгами «из бюджета» — необъективных критериев приемки будет на порядок больше. Надо быть готовым к этому, или своевременно отказаться от работы, которую вы сделать сможете, а принимать результаты у вас будут не без секса с вашим мозгом, ЧСВ, вызывая взаимные сомнения в сексуальной ориентации, и прочими «неожиданностями».

Маячки

Некоторые моменты в общении, как маячки, сигнализируют о возможных будущих проблемах.

  • Несоответствие возраста и социального статуса автора проекта масштабу проекта. Даже если за спиной юного стартапера стоят «инвесторы» — проблемы все равно могут возникнуть, из-за недостатка опыта в личных отношениях и пробелов в компетенции вашего заказчика.
  • Избыточная разговорчивость «не по теме». До конца не понимаю как, но многократно замечал — когда собеседнику 90% времени есть что сказать, но это не относится к задаче, практические действия с его стороны будут подтормаживать. Могут существенно подтормаживать.
  • Интерактивный контроль. «Быть N часов в день в скайпе» и тому подобное. На самом деле это сигнализирует о неумении детализировать задачи и пояснять исполнителям критерии успешности. Это признак плохого менеджмента. Что проявится и при приемке вашей работы, и при оплате, и в дальнейших отношениях. Удачный контроль отличается прежде всего прозрачными критериями, понятными обеим сторонам фрилансерской сделки. Он может быть регулярным, но не интерактивным.
  • Требование детализации графика и точных оценок, при явно недостаточных исходных данных. Баян, который даже лишний раз обсуждать незачем. Все наталкивались на это.
  • Собеседник пьян и (или) очевидно неадекватен. Комментировать нечего.
  • Масштабы темы вашей беседы далека от масштабов вашей задачи. Вам дают задачку на 100-1000 долларов, а уши втирают про миллионы, светлое будущее, президентов, министров и сочей, лучших работодателей и прочую требуху. Вообще, необъективность в постановке задач косвенно свидетельствует о необъективности и даже неадекватности, которая проявится в дальнейшем. Наверняка, у каждого из нас на памяти есть такие примеры?

И дизайнер, и копирайтер, и программист как правило являются творческими личностями. Для таких людей большое значение имеет карма, и часто — интуиция.
Если не «поперло» сразу — может имеет смысл одуматься? А «попрет» ли оно в дальнейшем?

Любители халявы

На самом деле, и с такими работать можно.
Для начала, имеет значения масштаб проекта. Если требуется поднять блог на вордпрессе с готовой шкуркой, и за это предлагается 3000 рублей — почему бы и нет? Если у вас есть достаточный опыт, конечно, и вы действительно хорошо представляете себе масштаб задач.
Сложнее, когда масштаб проекта велик. Это притча, одна из самых популярных тем дизайнерских, копирайтерских и программистских опытов.
Фрилансеры, не очень хорошо представляющие себе масштаб задачи, с радостью хватаются за проекты с бюджетами в тысячи долларов. Искренний энтузиазм вызывает возможность получения предоплаты. А потом идут на форумы, и ищут решения. Хватаются за голову, осознавая реальные размеры своего обязательства постфактум.
Именно эта причина является наиболее частой для следующих суперизвестных явлений:

  1. проблемы со здоровьем бабушек;
  2. проблемы со стабильностью интернет-соединения;
  3. проблемы с работоспособностью компьютера и софта;
  4. внезапные переходы в параллельные реальности.

В произошедших явлениях, безусловно, большую роль играют обе стороны. И неопытный фрилансер, и заказчик — искатель халявы.
Вот некоторые варианты выхода из уже сложившейся патовой ситуации.

  • Вернуть деньги и двигаться дальше. Найти деньги не так уж сложно — сейчас их раздают на каждом углу. Если потратить 2-3 дня на общение с банком — можно получить займ на более выгодных условиях, чем экпресс-кредитование.
    Долги гнобят. Давят и разрушают ваше развитие. Избавляйтесь от долгов, управляйте своими обязательствами. Для успешного начинающего специалиста основной целью должно быть саморазвитие, а не сиюминутные потребности.
  • До начала общения вы убедились в том, что заказчик адекватный, и может быть даже лояльный? А может быть и просто повезло, есть смысл проверить. Покайтесь! Расскажите, что не дооценили задачу. Расскажите о своем творческом пути. Чего хорошего дала ваша работа, какие перспективы открыла. Попросите увеличить сроки и бюджет, основное — привлечь дополнительных специалистов (никто не мешает сделать это и самостоятельно). Если повезет, может быть и получите.
  • Делайте те части проекта, которые вы действительно можете сделать успешно. Как можно меньше «умностей» и специфики — работайте так, что проект будет сопровождаться, над ним будут работать другие люди. Кстати, это совершенно общая рекомендация, актуальная для всех случаев.

И главное — старайтесь быть честными и последовательными! Ищите это и у ваших респондентов. Не надо врать и скрываться, не надо тянуть резину — не доводите до конфликта. Ищите решения вместе с заказчиком, а не против от него. Советуйтесь с коллегами, в том числе и на форумах, и при этом совершенно не обязательно выделываться, показывать и доказывать свою крутизну. Будьте активными и объективными. А на будущее — еще и осторожными, чему и посвящена эта статья.

Все у вас получится. Удачи!

Автор: customtema

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js