Почему будущее за удалённой работой (часть 2)

в 17:59, , рубрики: Блог компании SourceTalk, Веб-разработка, удаленная работа, фриланс

Почему будущее за удалённой работой (часть 2)Немногим менее года назад я написал первую часть этой статьи, пообещав, что вторая будет посвящена рассмотрению самых частых возражений. Конечно, если кто-то и ждал продолжения, вероятно успел уже прочно забыть за это время. Утешая себя мыслью, что лучше всё-таки поздно, чем никогда, берусь наконец исправить ситуацию. Итак.

Возражение №1: не любой вид деятельности может выполняться удалённо

Начинаю именно с этого возражения, потому что оно наиболее обоснованно. Действительно, специфика многих видов деятельности такова, что не позволяет (по крайней мере при текущем уровне развития технологий) действовать удалённо. Однако если речь идёт об IT-индустрии (а мы всё-таки находимся на IT-ресурсе, поэтому говорим в первую очередь о ней), здесь процент работы, которая технически могла бы выполняться удалённо, очень велик. Например, это вся целиком веб-, мобильная и прикладная десктопная разработка.

Возражение №2: не каждый человек может работать удалённо

Это утверждение частично верно, но здесь следует разграничить два разных уровня проблемы. Первый состоит в том, что в силу индивидуальных особенностей характера некоторым людям работа в коллективе комфортнее, в то время как другим приятнее работать в одиночестве. Условно назовём эти группы людей «экстравертами» и «интровертами», хотя линия разграничения не проходит ровно по этому признаку. С такой постановкой вопроса спорить сложно, но давайте не забывать, что «интровертам» до недавнего времени приходилось работать в коллективе, и в общем они с этой необходимостью как-то уживались. То есть речь здесь об удобстве, но не более.
Однако если вы работаете удалённо, это не обязательно значит, что вы должны работать дома. Если персонально для вас комфортна работа в коллективе, к вашим услугам центры коворкинга, которых, убеждён, со временем будет становиться всё больше. Предвижу вопрос: в чём смысл работать удалённо из коворкинга? Ну например центр коворкинга ближе к вашему дому, чем офис компании. Или вы работаете на заказчика из другой страны/города, который предлагает более выгодные условия, чем то, что вы можете найти локально.
Второй уровень проблемы состоит в том, что удалённая работа требует от человека специфической дисциплины, и вот здесь мы плавно подходим к следующему пункту.

Возражение №3: удалённая работа снижает эффективность

На этом пункте я хочу остановиться подробно и считаю его одним из ключевых для понимания перспектив удалённой работы.
Здесь вот в чём дело. Удалённая работа требует специфического навыка и умения планировать время, но разве работать в офисе с 9 до 7 вы умеете от рождения? Это навык, который постепенно прививался вам институтами образования и социализации (детский сад -> школа -> университет), сформировавшимися в современном виде в индустриальную эру и специально нацеленными на формирование работника фабричного/офисного/кабинетного типа. И даже несмотря на это, ваша первая офисная работа наверняка потребовала от вас периода адаптации и перестройки.
С удалённой работой всё обстоит ровно тем же образом. Каждый человек сталкивается с трудностями в самом начале, просто потому что весь его предыдущий опыт сильно контрастирует с таким типом работы. Но проработав год-два, можно к такому режиму прекрасно приспособиться. К сожалению, сейчас каждому приходится это делать индивидуально, но такова судьба всех первопроходцев. Однако если бы система массового образования прививала навыки удалённого командного взаимодействия (а я уверен, что рано или поздно это случится), проблемы бы просто не было.
Сказанное касается как эффективности непосредственно выполнения работы, так и эффективности управления. Нет никаких объективных причин, по которым управлять удалённой командой сложнее, чем управлять командой, работающей в офисе. Есть отсутствие необходимых навыков и опыта у менеджмента, воспитанного в офисной парадигме.

Возражение №4: невозможно работать без полноценного опыта общения

С точки зрения эффективности (КПД) общения, отсутствие прямого контакта не накладывает почти никаких ограничений при современном уровне развития сетевых технологий. Более того, в ВУЗах прямо сейчас учится поколение людей, для которых общение в социальных сетях, онлайн-играх и VoIP-мессенджерах так же (а для кого-то более) привычно, как и общение оффлайновое. Я кстати убеждён, что для них проблема из предыдущего пункта будет стоять куда менее остро с самого начала.
Единственное реальное ограничение сетевого общения касается пожалуй сферы эмоциональной. Да, личный контакт позволяет достичь куда большей степени эмоциональной вовлечённости в рабочий процесс, и никакие технологии этого скорее всего не изменят (впрочем не буду зарекаться).
Однако как часто такая вовлечённость действительно требуется? Мозговой штурм? Пожалуй, но это ситуация принятия ключевых решений; ради такого случая можно съехаться командой (или нужной частью команды) специально и из разных городов. Дедлайн? Ну до этого лучше не доводить, да и не факт, что эмоциональная вовлечённость сыграет здесь в плюс. Мероприятие по укреплению командного духа (aka корпоратив)? Провести такое раз в год можно даже находясь в разных странах (как делают 37 Signals, которые теперь Basecamp), а если вся команда находится в одной стране, можно и чаще; к тому же не все любят корпоративы.

Возражение №5: для небольшой команды это может и подойдёт, но точно не для крупной фирмы

Вообще, это утверждение ни на чём не основано (в том числе и на практическом опыте), однако поскольку я его периодически слышу, оставить без внимания не могу. Лично знаю крупную фирму (несколько тысяч человек, 20 лет на рынке) начинавшую в полностью офисном формате, но теперь вполне лояльно относящуюся к сотрудникам, большую часть времени работающим дома. Не говоря уже о таких примерах, как IBM, 40% сотрудников которой работают сейчас удалённо.
Понятно, что функционирование крупной организации вряд ли может быть основано только на удалённой работе (то есть пример придумать можно, но вряд ли он будет жизненным). Но здесь мы плавно подходим к самому последнему возражению.

Возражение №6: меня (как работника, работодателя, руководителя) и так всё устраивает, зачем мне всё это?

Прекрасно! Хорошо, что есть на свете люди, которых всё в их жизни устраивает. Или всё-таки не всё? Точно ли не бывает в вашей жизни дней, когда вы не хотите высовывать нос из дома? Или нанять для проекта прекрасного спеца в своей области, живущего в трёх часовых поясах от вас? Или снизить затраты на офис на 30% в очередной кризис?
Удалённая работа — это инструмент, который, как и любой другой, можно использовать эффективно или неэффективно. Когда я говорю, что за удалённой работой будущее, это лишь значит, что она занимает в современном мире место, сильно несоответствующее её потенциалу, и в перспективе это место будет заметным образом меняться. Никто не утверждает, что офисы больше неактуальны или вам срочно нужно перевести всех сотрудников на удалённый режим. Но точно ли есть причины, по которым вы не можете позволить сотрудникам работать в офисе по 3 дня в неделю вместо 5 (многие скажут спасибо, серьёзно)? Или нанять того самого специалиста из другого часового пояса? Или прямо сейчас начать искать работу, сулящую втрое больший доход, чем то, что вы можете найти в своём городе?

Автор: malroc

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js