5 способов получить положительный отзыв

в 6:16, , рубрики: отзывы клиентов, фриланс, метки:

Как известно, репутация во фрилансе — это основа успеха. Ценность хорошего отзыва от клиента сложно переоценить. На этом строится успешная карьера, качество получаемых проектов и их стоимость. Рекомендации ниже помогут вам чаще получать положительные отзывы, а также застраховать себя от негативных.

Горький опыт

Для введения, хочу рассказать одну поучительную историю, которая со мной недавно приключилась. Я фрилансю разработчиком десктопного ПО на Upwork (formerly oDesk). Стаж работы уже близиться к 10 годам, именно на этой платформе. Стоит ли говорить, что это мой основной доход, основная работа и большая часть жизни. Работая там, я четко усвоил принцип — сначала ты работаешь на репутацию, а потом она на тебя. В формате фриланса это означает, сначала ты набиваешь профайл отзывами и портфолио, а потом они же и приводят тебе новых клиентов. Поэтому я всегда сильно волнуюсь за отзыв, который оставит клиент. Особенно если все не шло гладко, а такие случаи часты в разработке ПО, то при завершении контракта всегда приходится гадать — хорошо ли, плохо ли обо мне отозвались. Опишет ли клиент сложности, которые возникали в процессе, порекомендует ли? Целая история…

Так вот в последний раз, у меня был заказчик. Обычный, но со своими тараканами. Работали мы вместе порядка 4-х месяцев, к концу сотрудничества он без предупреждения остановил контракт, и я чтобы не потерять лицо, предложил перейти на фиксированную оплату с почасовой. Стоит ли говорить, что работать мне пришлось в разы больше, за в разы меньшую виртуальную сумму. Он начал диктовать условия, и когда казалось, что я уже все сделал — он завершает контракт без предупреждения. За свою карьеру, я не получал негативных отзывов, все колеблелось в промежутке 4.5 — 5.0. Поэтому в этот раз, я не стал сильно переживать, т.к. сделал что от меня требовалось. Каково же было мое удивление, когда мне оставили 1 балл. Все мои общие рейты резко опустили с 4.85 до 4.6, с 90% job success, до 60%. Для тех кто не в курсе, по правилам Upwork, последнее может сулить приостановкой аккаунта. Повлиять на ситуацию я не мог, исходники все залил на
сервер заказчика, в скайпе и почте — тишина, а в профайле ярко светилась Единица в самом его начале.

После этого проекта, я довольно долго искал новый, отправил в общей сложности 60 или более заявок, а клиентов видимо очень смущало, что открыв мой профиль, первое что они видели — это единица. Эта ситуация многому меня научила, и я для себя вывел методы, с которыми и хочу вас ознакомить.

5 способов получить положительный отзыв

Во входных данных мы имеем, что вы добросовестно справились с заданием, и все сделали что от вас требовалось.

  1. Прежде чем оставлять отзыв заказчику, свяжитесь с ним напрямую, узнав у него какую оценку он вам поставил. Это самый надежный способ избежать ситуаций вроде моей, когда сам думая «что все хорошо», оставляешь 5, а затем обнаруживаешь, что тебе поставили 1.
  2. Если клиент остался недоволен, попробуйте исправить это недовольство. Затем удостоверившись, что клиент
    удовлетворен — включите возможность поменять предыдущий отзыв.
  3. Не нужно просить изменить фидбек, не узнав у клиента как его можно исправить. Особенно через мессенджер
    фриланс биржи. Это нарушает правила системы, и за это реально могут забанить аккаунт. Общая рекомендация — не пользуйтесь чатами фриланс бирж ;) Это лишний повод, найти доказательство каких-то ваших нарушений,
    даже непреднамеренных.
  4. Всегда оставляйте страховку на случай негативного отзыва. Это может быть любая лазейка, которая поможет вам вести переговоры в духе «ты — мне, я тебе», а не «ну поожалуууйста». Например исходники программы или их часть, ограничение в фунционале,
    например на количество запусков. Для дизайна и текстов, ситуация похожая.
  5. Высылайте исходники после завершения контракта. Даже если контракт долгосрочный, и вы используете репозиторий, имеет смысл оттянуть последний коммит до завершения контракта. В крайнем случае, оставить небольшую правку не давая знать об этом клиенту. Как только контракт закончится, вы дадите знать об этом клиенту, это оставит шанс изменить фидбек. Эта схема себя хорошо рекомендует.
    Недавний пример:

    — Заказчик: я собираюсь закрывать контракт, вышлите пожалуйста исходники
    — Я: хорошо. Обычно я высылаю исходники, после получения отзыва.
    — Заказчик: ОК, я оставлю вам 5 и напишу то-то...

    Тут подразумевается, что написанная вами программа (сайт/дизайн/текст) работает как требовалось,
    и все что нужно заказчику — это исходники. Такая схема работает безотказно. Даже если заказчик все же настаивает получить ВСЕ до того как оставит отзыв, он все равно берет на себя обязательство.

Обобщая, хочу дать общий совет. Дружите с заказчиком, делайте то что он требует, но при этом оставляйте последнее слово за вами. Деньги не так важны, как репутация.

Автор: nrcpp

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля