Почему команда проекта ZANO, собравшая на Kickstarter $3.5 млн. прогорела менее чем за год

в 4:09, , рубрики: Zano, Блог компании iCover.ru, гаджеты, квадрокоптер, краудфандинг, мультикоптер, мультикоптеры

Приветствуем наших читателей на страницах блога iCover! Напомним, что 8 декабря 2015 года администрация краудфандинговой платформы Kickstarer наняла журналиста для расследования одного из самых громких по масштабам обманутых надежд проектов в ее истории. Возможно, вы уже догадались, что речь идет о проекте дрона-папарацци ZANO, анонсированного компанией Torquing Group и собравшего только за один день более $1.020 млн., а за все время проведения краудфандинговой компании вместо заявленных целевых $190 тыс. более $3.5 млн. ($3,550,665.20 USD) с 12,075 бекеров. Финал истории оказался поистине драматичен, поскольку ни один обещанный дрон бекерам Kiсkstarter доставлен не был. Мы расскажем о результатах журналистского расследования причин фиаско одного из крупнейших в истории площадки европейских проектов.

image

Напомним, что еще в конце мая 2015 года команда Torquing Group объявляла о том, что проект успешно движется к завершению. По словам маркетингового и бизнес-директора проекта ZANO Риса Краутера (Reece Crowther), поставка дронов должна была стартовать уже в июне-июле 2015 года. Кроме того, компания опубликовала два обнадеживающих демо-видео, показывающих дрон в действии, и поделилась деталями последнего этапа разработки. Веским козырем Torquing Group в привлечении инвесторов был достаточно богатый послужной список компании, успешно работающей ранее над разработкой и выпуском дронов для военных целей. При этом качество продукции вполне соответствовало специфическим жестким требованиям ВПК.

В действительности, для инвесторов проекта ситуация развивалась крайне неблагоприятно. Когда журналист BBC посетил офис компании в августе 2015 года, он узнал, что дрон не способен взлетать на открытом воздухе и кое-как перемещается только в помещении. При этом заряда батареи хватало всего на 5 минут полета. Ясно, что ни о какой успешной съемке потокового видео и трансляции его на смарт устройства в течение 15 минут, селфи фото и поддержке функции стабилизации изображения, способности беспроводной зарядки, полете “вверх ногами”, поддержке тепловизионных камер и прочих перспективных, крайне аппетитных «пирожках», обещанных в рамках рекламной кампании в данном случае речь не идет.

Обещанная бекерам Кикстартер июльская отгрузка так и не состоялась. Вместо нее несколько сотен “едва живых” дронов в конце сентября были отправлены «счастливчикам» из числа 3000 заказчиков, оплативших дрон через сайт проекта. Это вызвало шквал справедливого негодования со стороны лояльных бекеров Kikstarter, оплативших ZANO ранее.

Вместе с тем, покупатели с сайта ZANO, все же успевшие получить дроны, были буквально шокированы уровнем качества и крайне разочарованы возможностями продукта. По описанию: полет дрона сводился, главным образом, к его подниманию над горизонтальной поверхностью на несколько сантиметров, зависанию в воздухе на некоторое время, последующей полной потерей управляемости и «влетанием» устройства в стену. О качестве видео и говорить не приходилось, как и о обещанной возможности огибания препятствий, контроле жестами и, тем более, полностью автономном полете.

Часть пострадавших бекеров создали инициативную группу и даже опубликовали на сайте change.org петицию с требованием передать дело в Арбитражный суд и взыскать с организаторов проекта понесенные издержки. В тексте документа утверждается, что предоставленной на уровне рекламы и видео информация была заведомо ложной.

image

В середине октября дата предполагаемой поставки ZANO бекерам Кикстартер была в очередной раз сдвинута на февраль 2016 года, а в ноябре CEO компании Айван Ридман покинул свой пост “…по личным причинам и непримиримым разногласиям”. «Топор упал» и параллельно с описываемыми событиями руководство компании объявило о банкротстве, ликвидации бизнеса и распродаже оставшихся активов компании в счет накопившихся долгов. После указанных событий всякое сотрудничество с платформой Кикстартер, предполагающееся регламентом платформы в случае неудачи проекта бывшая администрация Touring Group прекратила.

Как отмечало BBC в связи с происходящими событиями, попытки связаться с исполнительным директором компании Torquing Group Филипом Басби (Philip Busby) но и они не способствовали прояснению ситуации — никаких комментариев от него не последовало.

Определенные попытки устраниться от происходящего предприняли и официальные представители Kickstarter. Так Дэвид Галлахер (David Gallagher) в данной связи заявил следующее: «Организаторы проектов, желающие производить и поставлять технические средства, обязаны публиковать деморолик с функционирующим прототипом устройства на странице сайта своего проекта. Таким образом создатели самостоятельно отвечают за свои проекты, а бекеры принимают решение, стоит ли их профинансировать».

И тем не менее, масштабы инвестиций и количество участников проекта, вовлеченных администрацией Touring Group в проект ZANO не позволили Kickstarter ограничиться стандартными отписками. С целью выяснения обстоятельств, связанных с крахом проекта Кикстартером был нанят независимый журналист Марк Харрис (Mark Harris), известный по своим публикациям в таких популярных изданиях, как The Guardian, The Economist и Wired.

Причины провала проекта дрона ZANO на Kickstarter по версии журналиста Марка Харриса

image

Сегодня, когда результаты расследования независимого журналиста Марка Харриса уже известны, можно уверенно утверждать, что по объему инвестиций, числу бекеров и масштабам обманутых ожиданий рухнувший проект мини-квадрокоптера ZANO, рекламируемый на площадке Кикстартер компанией Torquing Group, стал одним из самых драматичных стартапов в истории индустрии краудфандинга. Собранные материалы позволили журналисту назвать основные причины, которые привели к столь драматичному финалу…

На момент старта кампании на платформе в распоряжении команды Torquing уже имелось порядка $282 тыс., причем большая часть средств была инвестирована британским бизнесменом, потерявшим в этом марафоне, в общей сложности, около $353 тыс. При этом кампания, проведенная на Kickstarter, оказалась “фатально” успешной. В результате многократного превышения объема поступивших средств в сравнении с первоначальной целью ($190 тыс.), команда Touring Group была в буквальном смысле “завалена” заказами, качественно и в срок обслужить которые физически, технически и «психологически» не сумела.

Столь стремительное развитие событий и пропуск серии дедлайнов, предварительно оговоренных условиями Kickstarter, вызвало панику в команде разработчиков. Вместо того, чтобы начать с малых тестовых партий, постепенно расширяя производство с акцентом на качестве и тестировании, Torquing приступила к массовому выпуску сырого продукта.

Несмотря на утерю контроля над ситуацией, руководство скрывало от подчиненных и партнеров истинное положение дел. Так удалось выяснить, что два ведущих разработчика комплектующих понятия не имели о том, насколько негативно развивается реальный сценарий. Причем их неведение имело место вплоть до того момента, когда скрывать истинное положение вещей было больше невозможно, поскольку с накренившегося корабля "… в связи с состоянием здоровья и непреодолимыми противоречиями” поспешил ретироваться генеральный директор Айван Ридман.

image

Айван Ридман (Ivan Reedman) — слева, и Рис Краутер (Reece Crowther) — справа

В процессе журналистского расследования выяснилось, что стенд на технологической выставке CES, благодаря которому компания получила массу одобрительных отзывов и одну из 49 престижных премий из более чем 20 000 кандидатов оказался фальшивкой в том смысле, что ни один из представленных дронов не то что продемонстрировать заявленные возможности, но и нормально взлететь фактически был не в состоянии.

Попутно с чередой провалов в выбранной маркетинговой стратегии и тактике руководство проекта успешно растрачивала средства бекеров. Немалую часть полученных денег компания потратила на закупку партии последних моделей мощных компьютеров Mac и на дорогие подарки. Так, по полученной информации, руководство Torquing купило дорогой BMW для сына одного из инвесторов, не имевших ни прямого, ни и косвенного отношения к этому проекту на Kickstarter.

Демонстрационное видео, рекламирующее дрон на Kickstarter, также оказалось липовым. Ролик отредактировали таким образом, чтобы у зрителя складывалась полная уверенность в непревзойденной функциональности ZANO. На самом деле, дрон за все время тестирования и существования так и не покинул пределов небольшого помещения. В настоящее время британские власти скрупулезно изучают запись, чтобы получить возможность оценить, насколько проведенная рекламная кампания была преднамеренным и запланированным обманом покупателей.

Последняя в некоторой мере обнадежившая инвесторов Кикстартер официальная информация поступила в середине октября 2015 года и оговаривала перенос сроков поставки уже на февраль 2016 года.

Часть недовольных покупателей, совершивших оплату через PayPal, смогли еще на ранней стадии производства отозвать свои средства. Это стало возможным благодаря практике Программы защиты покупателей, согласно которой сервис возвращает деньги покупателю, если обязательства продавца по заказу не выполнены.

Одна из названных причин – некорректный расчет себестоимости производства и объявленной цены дрона. Исходя из данных, представленных в рамках проведенной кампании, даже в случае предоставления каждому заказчику рабочего устройства, компания всё равно оказалась бы в минусе. По данным, предоставленным Харрисом размер прямых и косвенных убытков компании сверх суммы, инвестированной бекерами Кикстартер, составил $1,4 млн.

Итак, проект ZANO стал для Touring Group стал классической ловушкой, когда последняя взяла на себя значительно больше обязательств, чем способна была освоить. Причем, как утверждает Харрис по результатам расследования, намерения команды трудно назвать откровенно мошенническими. Со стороны руководства компании все что произошло стало следствием крайне безответственного отношения руководства Touring Group к собранным средствам и полнейшего неумения планировать бюджет.

Одна из сторон, имеющих к конфликту самое непосредственное отношение, по мнению Харриса, — это сама платформа, которой следовало тщательнее отбирать проекты, допускаемые к проведению рекламной кампании. Для Kickstarter, как и для индустрии в целом, опыт ZANO – отличный урок, позволяющий обозначить пути повышения качества и безопасности обслуживания клиентов. Правила платформы, считает журналист, должны более четко и однозначно доносить до потенциальных бекеров, что любая компания на площадке – не более чем сбор средств на развитие проекта, но не гарантированный предзаказ рекламируемого продукта. Для улучшения качества работы портала он предложил прикреплять к перспективным компаниям, анонсирующим свои продукты специальных менторов из числа авторов, уже успевших успешно реализовать на платформе свои проекты.

После столь масштабного и громкого провала генеральный директор Kickstarter Янси Стриклер был вынужден согласиться с тем, что платформе стоит организовать систему поддержки для пользователей, пострадавших в результате подобного развития событий.

image

Подробнее с мнением Марка Харриса вы сможете познакомиться на страницах его блога.


Другие наши статьи и события

Автор: neochapay

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля