- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Технологии виртуальной реальности в медицине

Технологии виртуальной реальности в медицине - 1

Сегодня подавляющее большинство новых IT-технологий в первую очередь находят применение в сфере развлечений. Яркий тому пример — виртуальная реальность. Но шлемы и очки, погружающие нас в иные миры, могут быть полезны вовсе не для одних лишь изощрённых игр. К примеру, технологии виртуальной реальности могут найти широкое применение в медицине.

Когда в октябре прошлого года Microsoft продемонстрировала [1]прототип Project X-Ray, геймеры по всему миру были в восторге. Пользователь в очках виртуальной реальности (ВР) и с манипулятором в руках сражался против роботов, прорывающихся сквозь стены. Ещё в первой половине 1990-х были неоднократные попытки использования технологий ВР в игровой индустрии. И в то время мало кто представлял себе иную сферу применения. Но сегодня ВР всё чаще находит применения в таких областях деятельности, как научные исследования, спорт, военные разработки, образование, автотранспорт и даже здравоохранение.

Согласно прогнозу [2]исследовательской и консалтинговой компании IndustryARC [3], к 2020 году общемировой рынок технологий виртуальной и дополненной реальностей в здравоохранении достигнет $2,54 млрд. В основном они будут применяться для обучения врачей и реабилитации пациентов.

В апреле этого года в Королевском Лондонском Госпитале была проведена операция по удалению раковой опухоли. Это событие примечательно тем, что весь ход операции транслировался в сеть [4] благодаря очкам Google Glass, которые были надеты на хирурге. 13 000 студентов-медиков не просто наблюдали почти в прямом эфире (с минутной задержкой), но и задавали хирургу вопросы, которые отображались в виде текста на периферии его поля зрения, а он отвечал на них голосом.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 2

Конечно, операции снимались и раньше, но это первый случай, когда:

  • Зрители могли наблюдать весь процесс глазами хирурга.
  • Операцию можно было смотреть практически в реальном времени на любых мобильных устройствах, в том числе очках ВР.
  • Можно было удалённо задавать хирургу вопросы и получать ответы.

Кстати, доктор Шафи Ахмед, проводивший операцию, вообще не чужд высоких технологий, и сейчас экспериментирует с 360-градусным съёмками. По его мнению, это позволит создавать более эффективные обучающие видео для студентов-хирургов.

Но даже имея возможность свободно осматриваться по сторонам при просмотре видеозаписи, студенты остаются пассивными наблюдателями. Поэтому совершенно логично, что ВР используется и для создания трёхмерных симуляций с полным погружением, в которых будущие врачи могут оттачивать свои навыки осмотра и лечения пациентов. Например, компания Medical Simulation Corp. [5] разработала комплекс Simantha [6], на котором хирурги-кардиологи учатся исследовать сердце человека. Здесь используется полноразмерный манекен, позволяющий вводить контрастное вещество в «артерии» и использовать различные инструменты для проведения всевозможных манипуляций с «сердцем». Человек контролирует все свои действия по мониторам, где отображается полноценная симуляция внутренностей сердца. При этом комплекс снимает всевозможную телеметрию и точно реагирует на действия врача, как это происходит в жизни. Могут симулироваться индивидуальные особенности системы кровообращения пациента, и даже нестандартная реакция на различные лекарства.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 3

Для обучения медицинских работников разных специальностей применяются и более традиционные виды технологий ВР — тематические приложения на базе трёхмерных движков. Например, под маркой HumanSim выпускаются программы для обучения основам общения с пациентами, анестезиологии, седации и вентиляции лёгких, оказания первой помощи в военно-полевых условиях и т.д. Движок HumanSim также может использоваться для создания собственных медицинских симуляций.

Пожалуй, именно в хирургии технологии ВР находят наиболее широкое применение. Оно и понятно — трудно найти другую область медицины, в которой визуализация и обратная связь на действия врача играет ещё более важную роль.

Как и в любой другой профессии, в хирургии мастерство нарабатывается с опытом. Никакие манекены не сравнятся по степени правдоподобия с качественно выполненным виртуальным тренажёром. А при обучении в анатомичке далеко не всегда «рабочий материал [7]» реагирует на ошибки студентов так же, как живой человек, например, если будет случайно задет кровеносный сосуд. Да и на всех студентов не напасёшься. А виртуальные тренажёры не страдают от нехватки образцов и виртуальных тел.

Например, в Стэнфордском Университете разрабатываются и применяются [8] программно-аппаратные комплексы с высокой степенью детализации различных органов и частей тела человека, обеспечивающие тактильную обратную связь. Это позволяет хирургу при обучении ориентироваться в ситуации не только визуально, но и тактильно.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 4

Технологии виртуальной реальности в медицине - 5Технологии виртуальной реальности в медицине - 6

Работая с цифровыми моделями органов человека, в виртуальном окружении, копирующем настоящее, уже состоявшиеся хирурги тренируются выполнять тонкие и сложные процедуры. Это помогает повысить точность действий врача, снизить вероятность ошибок и послеоперационных осложнений. К тому же, иногда лечение требует применять довольно редкие виды вмешательства, с которыми многие рядовые врачи просто не сталкивались. И недостаток реального опыта вполне можно отчасти компенсировать на виртуальных тренажёрах.

К слову, ВР позволяет тренироваться и врачам, использующим робохирургические установки — телехирургам и микрохирургам.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 7

Им в этом отношении даже несколько проще, ведь дисплей — неотъемлемый рабочий инструмент этих специалистов. Согласно ряду исследований [9], ВР-тренажёры заметно повышают эффективность [10]врачей, специализирующихся в робохирургии.

Всё на благо пациентов

Технологии ВР применяются в здравоохранении не только для обучения врачей. Реабилитация пациентов — важный этап на пути к выздоровлению или адаптации. Например, многие пациенты, потерявшие конечности в результате травмы или операции, сталкиваются с синдромом фантомных болей [11]. Это может выражаться в ощущении жжения, зуда, покалывания и иных формах. До недавнего времени не существовало достаточно эффективных способов избавления от фантомных болей. В Технологическом Университете Чалмерса (Chalmers University of Technology), Швеция, пациенту с ампутированной рукой подключили к культе датчики, снимавшие сигналы с сокращавшихся мышц, а компьютер транслировал их в движения виртуальной руки, отображавшейся в очках ВР. Причём рука не просто двигалась, пациент мог с её помощью водил виртуальный автомобиль. То есть мозг [12] получал хотя бы визуальное подтверждение того, что конечность, которой он пытается управлять, существует и реагирует не сигналы. Как отметил пациент, интенсивность болей после этого заметно уменьшилась, и возникать они стали реже. Правда, это не было полноценным клиническим исследованием на достаточно репрезентативной выборке, но всё же результат обнадёживает.

Другой интересный пример использования ВР — терапия пациентов с нейрофизиологическими нарушениями. Например, установка MindMaze [13] отслеживает движения человека и отображает их на дисплее. Как утверждают разработчики, стараясь выполнить предлагаемые задания, мозг [12] постепенно восстанавливает и перестраивает нарушенные нейронные связи.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 8

Наше сознание — невероятно мощный инструмент, способный полностью менять наше восприятие себя, своего тела и окружающего мира. К сожалению, мы очень плохо умеем управлять этим инструментом. Но есть и положительные примеры. Пациенты с обширными ожогами тела страдают от сильных болей, которые не удаётся полностью снять медикаментозными средствами.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 9

Специально для них была разработана виртуальная игра SnowWorld. Действие разворачивается в ледяном мире, в качестве врагов выступают снеговики и пингвины, а всё оружие — изо льда и снега. Согласно результатам исследований [14], благодаря этой игре ожоговые пациенты тратят втрое меньше времени на размышления о боли от ожогов: 22% времени вместо 76% [15].

Применяется ВР и для лечения психологических расстройств. Например, отмечены многочисленные случаи ослабевания фобий, когда применяется экспозиционная терапия в сочетании с очками ВР. Например, человеку с арахнофобией [16] демонстрируют виртуальных пауков. Сначала на расстоянии, потом к ним можно приближаться, и даже взаимодействовать с паучками.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 10

А страдающих от акрофобии [17]отправляют гулять по крышам виртуальных зданий, с постепенным увеличением этажности. Есть приложения для профилактики боязни летать, водить машину и ряда других фобий.

Виртуальные симуляторы военных действий могут служить не только для развлечения и тренировки солдат, но и для смягчения [18]симптомов посттравматического стрессового расстройства [19] у ветеранов. Это достигается с помощью обыгрывания различных сценариев и травматических событий, ставших причиной этого психического расстройства, с параллельной работой с психологом. Зачастую применяется отслеживание движений глаз пациента, что помогает точнее определить травмирующие события для последующей отработки с врачом. Но пока что среди специалистов существуют противоречивые мнения относительно эффективности использования ВР для лечения ПТСР.

Технологии виртуальной реальности в медицине - 11

Наконец, технологии ВР используются для социальной адаптации аутистов [20]. Это расстройство проявляется по-разному, и во многих случаях аутистам приходится нелегко, когда они сталкиваются с правилами и особенностями человеческого общества и окружающего мира. А с помощью ВР можно безболезненно обыгрывать различные ситуации, показывая, как лучше вести себя [21] в тех или иных ситуациях.

В целом, технологии ВР делают лишь первые шаги в здравоохранении. Растёт доступность и разнообразие устройств и программного обеспечения, и можно с достаточной уверенностью спрогнозировать, что новые технологии будут всё активнее использоваться при обучении врачей. Не исключено, что появятся новые разработки на стыке ВР, больших данных и искусственного интеллекта. Например, системы, которые в реальном времени будут анализировать текущую ситуацию и вырабатывать визуальные рекомендации и подсказки для врача, облегчая диагностирование и лечение, уменьшая вероятность врачебных ошибок.

Автор: ASUS Russia

Источник [22]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/130355

Ссылки в тексте:

[1] продемонстрировала : https://www.youtube.com/watch?v=gnlIEnHIJ7o

[2] прогнозу : http://www.pressreleaserocket.net/augmented-reality-and-virtual-reality-market-in-healthcare-industry-is-set-to-generate-2-54-billion-usd-by-2020-industryarc/432616/

[3] IndustryARC: http://industryarc.com/

[4] транслировался в сеть: http://www.telegraph.co.uk/news/health/news/10851116/First-operation-streamed-live-with-surgeon-wearing-Google-glass.html

[5] Medical Simulation Corp.: http://www.medsimulation.com/

[6] Simantha: http://lms.medsimulation.com/images/pc/PDF/Sellsheets/SimanthaOverview.pdf

[7] рабочий материал: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%BF

[8] разрабатываются и применяются: http://web.stanford.edu/group/sailsbury_robotx/cgi-bin/salisbury_lab/?page_id=205

[9] исследований: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24946742

[10] эффективность : http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23583618

[11] фантомных болей: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C#.D0.A4.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B1.D0.BE.D0.BB.D1.8C

[12] мозг: http://www.braintools.ru

[13] MindMaze: http://www.mindmaze.ch/hc/

[14] результатам исследований: https://www.hitl.washington.edu/projects/vrpain/

[15] 22% времени вместо 76%: http://www.gq.com/story/burning-man-sam-brown-jay-kirk-gq-february-2012

[16] арахнофобией: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

[17] акрофобии : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

[18] смягчения : http://ict.usc.edu/pubs/A Virtual Reality Exposure Therapy Application for Iraq War Military Personnel with Post Traumatic Stress Disorder- From Training to Toy to Treatment.pdf

[19] посттравматического стрессового расстройства: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

[20] аутистов: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

[21] как лучше вести себя: http://www.nbcnews.com/id/24100671/ns/technology_and_science-innovation/t/virtual-reality-helps-autistic-kids-develop-skills/#.UzSKWJTfaDc

[22] Источник: https://geektimes.ru/post/277028/