Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO

в 10:27, , рубрики: fiio, Блог компании Hi-Fi Hi-End, гаджеты, звук, история компании

2007 год во многом стал переломным для рынка звука — произошел конец бума цифровых плееров, когда каждый год спрос на портативные аудиоустройства увеличивался в два, а то и в три раза. С другой стороны, удешевление комплектующих и развитие флэш-памяти сильно подтолкнуло производителей вперед, и даже французская Archos, которая держалась до последнего момента, в конце концов представила три модели на флэш-памяти. А там и наушники не оставались в стороне — та же Audio-Technica начала выпуск линейки QuietPoint Noise-Cancelling Headphones — наушников с активным шумоподавлением. А в это время где-то в Китае рождался новый игрок — компания FiiO.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 1


Основанная 26 апреля, FiiO быстро превратилась из догоняющего в одного из лидеров отрасли — все же качество ее усилителей для наушников замолвило авторитетное словечко перед покупателями. Сейчас мы знаем, что эта компания известна своими устройствами с оптимальным соотношением цены и качества, тем самым за неполные 10 лет она успела перевернуть рынок портативного Hi-Fi с ног на голову. Но начиналось все совсем не так.

Часть 1 — спасибо, Meizu

Первое свое устройство компания FiiO представила в 2007 году — это была колонка PS1120 с доком, куда подключались плееры Meizu. Устройство имело интересный unibody-дизайн, два драйвера 50мм высокого качества, усилитель класса D, а питание осуществлялось как при помощи порта USB, так и от четырех батареек АА.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 2

Разработка устройства началась в 2006 году, когда создатели FiiO решили наладить контакт с представителями Meizu, чтобы выпускать для их плееров док-станции — тогда эти гаджеты продавались очень хорошо. К их удивлению, у Meizu тоже были планы на выпуск подобного устройства, поэтому было решено начать разрабатывать колонку со встроенной док-станцией. Вскоре дизайн был утвержден, все комплектующие закуплены, однако спустя несколько месяцев Meizu заявила, что не заинтересована в сотрудничестве.

Так получилось, что отказ Meizu стал поворотным в истории FiiO, ведь именно после этого создатели решили собрать все деньги, наладить производство и основать собственную компанию. Первое устройство FiiO разошлось десятками тысяч экземпляров, но главное — дало необходимый толчок для дальнейшей разработки новых портативных устройств.

Следующим в линейке гаджетов FiiO стал компактный, но громкий портативный динамик PS1100 Walkbox, представленный в 2009 году. Это был динамик с простым прямоугольным корпусом, почти вся передняя панель которого представляла собой решетку динамика. Два высокопроизводительных драйвера 27мм с использованием неодимовых магнитов выдавали крутой звук, а сам динамик был не толще, чем iPhone первого поколения.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 3

Работал девайс от двух батареек ААА и при помощи USB-порта, подключался к плеерам и даже мобильным телефонам по разъему 3,5 мм. По цене всего $14,90 было продано около 10 000 таких устройств, в том числе в некоторые страны Европы. Но это было только начало.

Часть 2 — усилители наушников

В 2010 году FiiO показала маленькую коробочку, которая представляла собой ее первый усилитель для наушников — E3. Два выхода снизу и сверху на 3,5 мм, красный диод, дверца для батарейки AAA, никаких кнопок и переключателей — выключается E3 простым выдергиванием наушников.

Пластиковый корпус, усилитель National Semiconductor LM4917 внутри, 15-сантиметровый провод в комплекте — и выглядел, и работал усилитель на отлично. Правда, не все замечали видимый эффект от его использования, а в России вовсе нельзя было купить это чудо — выручали путешественники из Китая.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 4

Вообще, поначалу E3 не продавался вообще. Затем один из китайских дистрибьюторов обратил внимание на интересный аксессуар и решил дарить его вместе с наушниками покупателям. Пользователи быстро оценили компактное, недорогое и полезное устройство, так что FiiO не сворачивала производство E3 вплоть до 2014 года. Эта маленькая коробочка стала первым шагом компании на пути выхода из убытков в прибыль.

Часть 3 — необычное

Четвертым продуктом FiiO стало (внимание) — универсальное зарядное устройство 5V/2A P3. Оно подключалось к источнику питания, имело порт USB для зарядки мобильных устройств и даже два специальных слота для зарядки батареек АА/ААА. А когда P3 не был подключен к сети, его можно было использовать в качестве внешнего аккумулятора 5V — нужно было только оставить внутри батарейки. Да, вот такой оригинальный Power Bank.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 5

К сожалению, P3 не стал устройством своего времени, все же тогда время автономной работы мобильных устройств исчислялось не часами, как сейчас, а днями. Поэтому о нем известно не так много. FiiO продала не более пяти тысяч таких девайсов.

Еще одним интересным продуктом того времени стал портативный динамик со встроенным картридером — S3. Можно было вставить карту памяти SD и прослушивать музыку, сохраненную на ней. Питание осуществлялось за счет двух батарей AA, при этом устройство могло непрерывно воспроизводить музыку в течение 8 часов. Цифровой регулятор громкости, усилитель класса D, два стереодинамика, вход 3,5 мм, порт USB — все это в комплекте. Последний использовался для закачки музыки на карту памяти и питания.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 6

В комплекте даже шла пластиковая ножка, которая позволяла удобно установить устройство на поверхности. S3 была воспринята покупателями хорошо — можно сказать, даже слишком хорошо, поскольку подобное решение стали быстро копировать конкуренты. Опыта у последних было побольше, как в маркетинге, так и в ценообразовании, что позволяло им держать низкую ценовую планку. Да и покупатели начинали все больше смотреть в сторону компактных плееров, нежели подобных устройств. FiiO в такой ситуации не оставалось ничего, кроме как покинуть рынок портативной акустики.

Часть 4 — возвращение

2010 год. Со своим шестым устройством FiiO решила вернуться на рынок усилителей для наушников с новой моделью E5. Он выполнен в металлическом корпусе, оборудован клипсой, работает даже с высокоомными и низкочувствительными наушниками. В конструкции устройства использован специально разработанный чип усиления от Texas Instruments, есть два эффекта воспроизведения (Bass Boost и Flat), а встроенный аккумулятор обеспечивает до 10 часов работы.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 7

С виду усилитель отдаленно напоминает iPod shuffle, да простит FiiO за такое сравнение. Зарядка устройства осуществляется с помощью разъема mini-USB, есть выходной разъем на наушники и кнопки регулировки громкости. Прямо с корпуса можно переключить режимы EQ (эквалайзер): Bass Boost (усиление низких частот) и Flat (обычный режим). В комплекте есть аж целых два аудиокабеля — длиной 15 см и 80 см, оба миниджек на миниджек.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 8

Основными покупателями E5 стали те, кому понравился E3. Чтобы сохранить небольшой размер усилителя, FiiO впервые использовала литий-полимерную батарею. Цена E5 была чуть повыше, чем у E3, но все равно не сильно ударяла по бюджету — 20 долларов. Вообще, E5 выполнил главную задачу — сделал FiiO имя среди пользователей и производителей во всем мире. Дистрибьюторы из разных стран захотели стать партнерами компании, а приятная цена привлекала все больше и больше покупателей.

Часть 5 — это казалось крутой идеей

Бум LCD-телевизоров в Китае пришелся на 2008 год вместе с саундбарами, которые стали отличной заменой привычным всем аудиосистемам. И здесь руководство FiiO пришло к идее, что было бы здорово сделать саундбар не для телевизора, а для обычного компьютерного LCD-монитора. Никто ранее этого не делал, а ведь первенство всегда гарантирует успех, не так ли?

Компания потратила месяцы на разработку дизайна и «начинки» нового устройства, но в итоге все оказалось зря. Каналов дистрибьюции не было, стоимость была слишком высокой, FiiO произвела всего несколько сотен подобных устройств. Саундбар даже не получил название, так и остался с рабочим.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 9

Мораль сей истории была очевидной — если чего-то еще нет на рынке, это вовсе не значит, что до этого еще никто не додумался. Просто на то есть свои причины.

Часть 6 — упор на усиление

Тогда же, в 2010 году, Fiio представила свой USB DAC и новый усилитель для наушников E7 — портативный и мощный компаньон мобильного аудиофила. Фирменный дизайн из черненого алюминия с текстурой, 2-цветный OLED-экран, небольшой вес и аккумулятор на 1050 мАч. Достаточно заряжать его в течение трех часов, чтобы обеспечить работу в течение трех суток.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 10

Здесь уже нас встречает множество кнопок — регулировка громкости, а также для отмены и подтверждения команды. Эквалайзер деликатно вмешивается в звук, регулировка звука — цифровая (диапазон — 60 шагов), в качестве микросхемы-контроллера USB используется TI PCM2706, а DAC Wolfson WM8740 позволяет использовать E7 еще и как внешнюю звуковую карту. По сравнению с тем, что мы видели ранее — настоящий шаг вперед.

2012 год стал для FiiO не менее поворотным. Компания обновила E7 и представила E07K Andes, многофункциональный комбайн для портативного аудио, который прежде всего являлся ЦАПом. По сути это звуковая карта USB с высокой частотой дискретизации и качественным звуком; и только во вторую очередь это портативный усилитель для наушников.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 11

Также в продажу поступает E1 — уникальный сверхкомпактный усилитель для наушников с пультом д/у для iPod и iPhone. Для этого у него 30-пиновый коннектор вместо привычного 3,5 мм. Эх, ностальгия.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 12

Новую версию получил и E9, который был обновлен до E09K Qogir. Он стал очень популярным усилителем для наушников. На передней панели вместо разъема в 3,5 мм добавился переключатель источника звука, внизу — 6,3 мм разъем для наушников. Но главное — док-разъем для Fiio E7/E17 (премиального усилителя за 130 долларов), что позволяет при желании подключить E7/17 и использовать его DAC.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 13

С этого момента FiiO выпускала новые устройства таким образом, чтобы не заменять, а дополнять друг друга. Так на рынке появился усилитель S1, который, правда, продавался не очень хорошо — несколько сотен устройств на внутреннем рынке и 1-2 тысячи за рубежом.

Или вот — миниатюрный FiiO D3, который можно подключить перед E09K, стоимостью полторы тысячи рублей.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 14

Часть 7 — дождались

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 15

2013 год стал для FiiO знаковым — компания начала экспансию на рынок своего плеера X3. А сколько было слухов, утечек и сожалений о том, что объявленный за несколько лет до этого проект долгое время не подавал признаков жизни! FiiO все же смогла преодолеть все препятствия и выпустить долгожданный плеер.

От FiiO все ждали настоящего прорыва, чего-то совершенно нового, ведь ее усилители и ЦАПы очень полюбились аудиофилам всего мира — по сути компания перевернула рынок портативного HiFi. Изначально планировалось, что X3 станет плеером, ориентированном на вывод цифрового сигнала или звука через линейный выход, однако затем концепция резко изменилась.

Рассказывать об этом плеере можно долго и много. Черный алюминиевый корпус с интересной текстурой под металл, размеры, сопоставимые со старыми мобильными устройствами, и много разъемов. На левом боку — гнездо для карты памяти, на правом — переключатель hold, блокирующий кнопки. На верхней панели выхода на наушники и S/PDIF, а на нижней — линейный выход и USB.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 16

Шесть кнопок расположены по диагонали под дисплеем — последний тоже радует своим качеством. Мощность > 540 мВт @ 16Ω, 270 мВт @ 32Ω, 30 мВт @ 300Ω, разделение каналов > 75 дБ @ 1 кГц, поддержка множества форматов — без потерь это APE (Fast) 24/192, APE (Normal) 24/96, APE (High) 24/96, FLAC 24/192, WAV 24/192, WMA 9.1 LOSSLESS 24/192 и Apple Lossless (ALAC) 24/192.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 17

Надо ли говорить, что X3 не имел равных по соотношению цена/звук. За 15 тысяч рублей это было просто незаменимое устройство для любого аудиофила. Чуть позже FiiO еще выпустила прошивку, которая позволяла использовать X3 в качестве внешнего ЦАПа. Плеер стал настоящим хитом, хотя и подвергался критике, но был продан в огромных количествах.

В 2015 году вышло второе поколение X3, и это событие привлекло не меньше внимания, чем выход первого X3. Последний стал вехой в мире портативного звука, но второму поколению все же удалось исправить все его недостатки — от дизайна до, непосредственно, самого звучания. За воспроизведение в X3 II отвечает CS4398 от Cirus Logic, усилитель использует OPA1642 и LMH6643.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 18

Новый X3 II сделан полностью из металла, было изменено расположение кнопок на корпусе, за счет чего улучшилась эргономика. При этом FiiO каким-то образом удалось сохранить низкую цену в 200 долларов — да так, что в его ценовом сегменте конкурентов просто сбрасывают с моста. Но об X3 второго поколения мы поговорим подробнее чуть позже.

Нельзя не отметить и новинку 2016 года — FiiO M3, которая стала дебютной для компании в бюджетном сегменте (около 50 долларов). FiiO немного отошла от традиций и сделала плеер не столько для аудиофилов, сколько для обычных слушателей. Металл заменили на пластик, элементы управления разбросаны по разным сторонам корпуса, шесть кнопок управления сделаны единым блоком под дисплеем. Поддержка карточек microSD никуда не делась. В остальном все, что нужно масс-маркету: крохотный размер, легкий, хорошее время автономной работы, доступная цена. Почти iPod Shuffle, да. Только круче.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 19

Но и это еще не все. Самым крупным из линейки плееров FiiO стал X5 второго поколения — брусок металла с грубой фактурой и ЦАПом Texas Instruments PCM1792A, поддерживающий lossless‑форматы в качестве до 192 кГц/24 бита, нативное DSD128‑декодирование и так далее. Отличительной особенностью плеера стал более качественный дисплей приличного размера.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 20

Кстати, уже в этом месяце на российский рынок выйдет третье поколение этого плеера. Новинка работает под управлением модернизированной Android 5.1, может функционировать в двух режимах (Pure Music и Android). Поддержка Wi-Fi 2.4 ГГц, двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, мощность звука в 300 мВт (для 32 Ом) и аккумулятор на 3 400 мАч делают его ну очень лакомым кусочком.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 21

А вот FiiO X7 запросто раскачает в одиночку 300-омники, но здесь прям все по-премиуму. Сенсорный экран, Android, Wi-Fi, Bluetooth, состоит из плеера и усилителя, который подключается снизу. Его особенность — возможность менять модуль усилителя, чтобы добиться нужной выходной мощности. ЦАП ESS ES9018S, модульный усилитель AM2 с чипом MUSES02 — словом, настоящий флагман.

Молод годами, да стар умом: история бренда FiiO - 22

Часть 8 — все только начинается

За неполные 10 лет своего существования FiiO смогла сделать столько всего на рынке звука, что кажется, будто это все нереально. И у китайцев, похоже, запала хватит как минимум еще на столько же — об этом свидетельствуют их плееры, которые с каждым годом становятся все лучше. При этом за 10 лет компания ни разу (ну, почти) не изменила своим принципам: практичности, удобству и надежности. И если все пойдет так и дальше, FiiO точно совершит звуковую революцию. Она же ее и начала.

Автор: Hi-Fi Hi-End

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля