История Киберпонедельника. Как маркетологи придумали себе праздник

в 11:31, , рубрики: cyber monday, pochtoy, Блог компании Pochtoy.com, гаджеты, история, киберпонедельник, почтой, распродажи, скидки, финансы, электронная коммерция

История Киберпонедельника. Как маркетологи придумали себе праздник - 1

По данным Национальной федерации ритейлеров США, до 40% от общих годовых продаж приходятся на два последние месяца в году. Во многом причина в Киберпонедельнике – относительно новом «празднике гиков» с распродажами разнообразных гаджетов. Huffington Post прогнозирует, что этот Киберпонедельник будет «самым прибыльным днём в истории». Ожидается, что американцы скупят техники минимум на $6,6 млрд, на 16,5% больше, чем в прошлом году. А всего продажи в праздничный период в США впервые превысят $100 млрд. Как появился такой день, и почему он стал таким популярным?

Откуда он появился?

Идея отдельного дня, в который начинаются крупные распродажи, связана, как ни странно, с парадами Санта-Клауса. С XVIII века многие города начали ежегодно устраивать их в праздник Дня благодарения. Они были призваны показать приближение Рождества. Одной из первых фигур в параде ехала индейка, а в конце появлялся Санта со своими оленями, показывая, что новый праздник уже недалеко, и скоро всех детишек ждут подарки. Красочные парады всегда привлекали хорошую толпу, и в конце XIX – начале XX века это стали использовать магазины. Они начали выступать спонсорами парадов – и конечно, параллельно напоминать посетителям о своем существовании. Самым большим и известным из таких парадов является парад в Нью-Йорке, устраиваемый сетью универмагов Macy's. Вы наверняка видели его в каком-нибудь голливудском фильме – с гигантскими надувными шарами в виде известных персонажей, плывущими на высоте четвертого этажа.

История Киберпонедельника. Как маркетологи придумали себе праздник - 2

Магазины использовали парады в качестве пышного старта своих больших рекламных кампаний – чтобы под Рождество и Новый год все заходили покупать подарки именно к ним. Со временем появилось негласное правило: запускать Рождественскую рекламу можно только после парадов Санта-Клауса. Другими словами, после Дня благодарения. Авраам Линкольн в 1863-м установил День благодарения на последний четверг ноября, чтобы помочь культурно объединить южные и северные штаты. Поэтому начало крупных скидок после всегда приходилось на пятницу. Заметив бешеные пробки в этот день, в США её прозвали «Черной».

Черная пятница стала главным символом распродаж; люди сходили с ума, пытаясь первыми под утро забежать в магазин и взять себе всё самое дешевое. Она стала самым выгодным днем в году для покупателей, и самым прибыльным для ритейлеров.

Все начало меняться в 2000-е, с распространением интернета и онлайн-продаж. Люди стали понимать, что совсем не обязательно стоять в праздничных пробках и толкаться с другими покупателями в супермаркете. Почти с тем же успехом скидки, стартующие после парадов Санта-Клауса, можно получить в Сети. В 2004-м только 10% американцев заказали себе что-то онлайн к Рождеству, но уже в 2005-м их стало 30%.

И проявилась еще одна интересная особенность. Традиционно весь XX век пик покупок приходился на пятницу, а потом интерес постепенно спадал. Но в 2002-2004 гг. магазины заметили, что у них есть еще один всплеск продаж. В понедельник. Люди, которые в День благодарения и на выходных проводили время с семьей, возвращались на в офис, к надежному интернету, и решали принять участие в оставшихся распродажах. [Справка: Примерно половина домов в США в то время, по данным NYT, всё еще подключалась к сети по диалап-модемам; скорость подключения составляла от 0,9 до 3 Mbps].

История Киберпонедельника. Как маркетологи придумали себе праздник - 3

В 2004 году онлайн-выручка в первый понедельник после Черной пятницы стала настолько серьезной, что Национальная федерация ритейлеров США решила дать этому явлению специальное имя.

Выбор названия

За поиск подходящего термина для нового праздника распродаж отвечалаЭллен Дэвис, вице-президент федерации ритейлеров. Был вариант «Синий понедельник» – в честь цвета ссылок, по которым переходили покупатели. Или «Зеленый понедельник» – по цвету денег, которые в этот день тратятся и зарабатываются. В итоге Эллен остановилась на «Киберпонедельнике» – чтобы показать, что скидки здесь в основном рассчитаны на онлайн-покупателей.

Как все великие американские традиции, Киберпонедельник начался с пресс-релиза. В 2005-м, за неделю до Дня благодарения, федерация объявила о новом, дополнительном дне распродаж, и пригласила все магазины в нём поучаствовать. В том же пресс-релизе объяснялось, почему, на их взгляд, у нового «праздника» есть все шансы на успех, даже несмотря на то, что он следует сразу же за Черной пятницей. Назывались три главных причины:

  • более безопасные, стабильные и скоростные интернет-соединения;
  • нехватка времени, чтобы достойно закупиться за уикенд после Дня благодарения;
  • желание спокойно и вдумчиво выбрать подарки для себя и семьи, без родственников, заглядывающих через плечо.

Широкой публике о новом дне первой рассказала газета The New York Times:

Это звучит как крутой маркетинг, но, оказывается, Киберпонедельник – вполне реальный тренд. По данным Shop.org, 77% онлайн-площадок сообщили о существенном улучшении продаж в понедельник после Дня благодарения. И они уже снижают цены на этот период, чтобы привлечь покупателей. Понедельник в конце ноября уже является днем больших распродаж, только до последнего времени у него не было официального имени.

История Киберпонедельника. Как маркетологи придумали себе праздник - 4

В 2006 году comScore сообщила о прыжке продаж на 25%: Киберпонедельник принес $608 миллионов. В 2007-м – $733 млн, в 2008-м – $846 млн. Ежегодный рост составлял 18-20%. К 2014 году продажи достигли $2,65 миллиарда. В среднем каждый покупатель потратил $160. Как раз примерная цена одного гаджета.

Что в этом году

По уровню пользовательского интереса Киберпонедельник уже обошел Черную пятницу, и закрепился в качестве самого прибыльного дня для ритейлеров (по крайней мере, в США). Видимо, причина в том, что Black Friday – это всё-таки оффлайн-ивент, а в Cyber Monday люди предпочитают закупаться онлайн.

В этом году 56% опрошенных американцев рассказали, что они собираются совершать покупки в понедельник 27 ноября (по сравнению с 39% в прошлом году). Средний покупатель, по данным сайта RetailMeNot, потратит $205.Ожидается, что этот Киберпонедельник соберет больше $4 млрд, впервые в истории. Хотя до «Дня холостяка» у Alibaba тут всё еще далеко.

История Киберпонедельника. Как маркетологи придумали себе праздник - 5

Главной категорией товаров даже в Киберпонедельник остается одежда. Около 40% американцев рассказали о своих планах найти и купить её со скидкой. Из электроники пользователей больше всего интересуют ноутбуки, телевизоры и умные колонки.

В празднике участвуют все главные интернет-ритейлеры – Walmart, Amazon, Target, eBay, BHphotovideo, Newegg и другие. Среди не таких крупных, но не менее выгодных – Adorama, RadioShack, BuyDig. Большинство из них запаслись самыми привлекательными предложениями, как минимум на уровне Черной пятницы. Заходите на Pochtoy.com, вводите код Geektimes, автоматически получаете свой личный адрес в США для приема товаров – и можете покупать вещи в Америке с самой дешевой доставкой в Россию.

Автор: Артем Левичев

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля