Wi-Fi в фотокамерах: неизбежный шаг в будущее и недостаток функций в настоящем

в 6:11, , рубрики: вай-фай, гаджеты, Гаджеты. Устройства для гиков, резервное копирование, фотография, Фототехника, метки: , , , ,

Wi Fi в фотокамерах: неизбежный шаг в будущее и недостаток функций в настоящем
Хотя камеры со встроенным Wi-Fi модулем появились на рынке относительно недавно, сама технология была доступна на многих моделях фотоаппаратов и значительно ранее, через внешние модули или карты Eye-Fi. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы наличие Wi-Fi модуля в фотоаппарате как-то специально увлекало фотографов. Это выглядит странным, потому что сотовые телефоны с беспроводным интерфейсом, например, вызвали при первом появлении на рынке настоящую волну ажиотажа. Тогдашние обзоры модных гаджетов кишели фразами вроде «Ничем не примечательная моделька, но у неё – внимание! – ЕСТЬ WI-FI!», заставляя пользователей сглатывать слюнки и копить денежку. А вот с фотоаппаратами ничего подобного не вышло.

Ответ на вопрос «Почему?» лежит на поверхности; смартфон или ноутбук для большинства – прибор для извлечения готовой информации, в то время как фотокамера – инструмент её создания (вернее, преобразования в требуемую восприятием человека форму). И как есть хочется чаще и многообразнее, чем выращивать еду, так и приборы для обеспечения доступа к информации должны быть свободнее от привязки к конкретным условиям, чем аппаратура для изготовления контента. Пользуясь предыдущей аналогией, проще носить с собой ложку, вилку и стакан, чем мотыгу, пропашной культиватор и, в особенности, коровий хлев, хотя обе этих группы предметов имеют самое недвусмысленное отношение к вкусному обеду.

Тем не менее, интерфейс Wi-Fi в фотокамерах шаг за шагом продвигает свои позиции навстречу требованиям стана широких пользовательских масс. Поводов к этому несколько: и всеобщая «вайфаизация», и появление приложений, позволяющих контролировать камеру через смартфон или планшет с большим экраном, и возрастающее желание удобства при копировании файлов с камеры, и даже рост популярности социальных сетей и служб мгновенных сообщений. Бум беззеркальных камер, о котором я писал раньше, также играет благотворную роль в процессе распространения Wi-Fi технологий, так как фотоаппарат всё меньше становится механическим устройством, и всё больше – компьютером, с типичными требованиями современности к этому классу устройств.

О разнообразном применении Wi-Fi при работе с современными фотокамерами я и хотел бы сказать пару слов в этой статье. Хотел бы. А получится – попытка ответить, в том числе и самому себе, на вопрос, почему мы не ломимся за «вайфаизированными» камерами в магазин, а имеющийся модуль Wi-Fi в 75% случаев отключаем с брезгливой миной: это, мол, не имеет отношения к фотографии, и вообще, механическая «Лейка» и процесс С-41 – это наше всё, и ну вас с вашей цифровой фотографией… Говорим-то мы так. А что мы думаем о Wi-Fi в самом деле? И главное – почему мы так думаем?!

Путь дистанционного управления

Идея использовать экран смартфона и, тем более, планшета в качестве управляющего экрана современной фотокамеры весьма привлекательна. Однако человек имеет всего две руки, и обе они требуются для работы с любым из упомянутых устройств. Следовательно, камера, управляемая с планшета, должна на чём-либо стоять или, по крайней мере, быть в руках у напарника фотографа (в 99 случаях из ста напарник при этом ведёт себя как тупейший из напарников, когда-либо осквернявших Землю своим присутствием). Не требуется большого воображения, чтобы представить, какие неудобства вызывает такой расклад.

Иное дело – профессиональная видеосъёмка, когда камера, экран и куча других устройств закреплены на штативе или, в худшем случае, на специальном обвесе, застёгнутом на плечах вокруг того места, которое видеографы считают талией. С помощью такого комплекта можно собрать крутое съёмочное место, не хуже, чем у голливудских операторов. Впрочем, польза от Wi-Fi соединения здесь сразу же становится весьма условной, так как устройства находятся достаточно близко друг от друга, чтобы пристегнуть их проводами и не выкобениваться.

Ещё одно применение – съёмка из засады, с заранее подготовленной позиции и тому подобные развлечения. Это граничит с милитаризмом, но делает управление по Wi-Fi весьма применимым на практике, особенно если подобрать к камере ещё и штатив, способный управляться отдельным виджетом одновременно с камерой (я слышал, что такие штативы есть, но сам не видел их ни в продаже, ни даже в обзорах).

Специфическое применение Wi-Fi контрольных схем, вроде запуска дронов с телекамерами, управляемыми по беспроводной связи, я рассматривать не буду. В лучшем случае, это занятие лежит достаточно далеко от области художественной и даже документальной фотографии. Появление радиоуправляемых зондов нежелательно в большинстве мест, где по тем или иным причинам нечего делать живому фотографу.

Резервное копирование на расстоянии

Однажды мы были в ихтиологической экспедиции в Юго-Восточной Азии, и фотоаппарат моего друга с прекрасной коллекцией экспедиционных снимков внезапно съела дикая буйволица. Это была сверх меры любопытная, довольно вежливая и совершенно неагрессивная буйволица, но, тем не менее, забытый на травке Nikon P5000 исчез в её желудке. Это не шутка; такие истории случаются не столь уж редко. Уникальная коллекция снимков биотопа редких рыбок – сферихтисов – пропала навечно внутри проклятой тупой коровы, ещё полчаса удовлетворённо мычавшей над своей прожорливостью и глупостью.

До сих пор, вспоминая этот случай, я думаю, что будь у нас Wi-Fi, всё могло бы сложиться по-другому. Если бы камера, попавшая в рубец буйволицы, не была чем-нибудь повреждена, мы могли бы получить доступ к снимкам с помощью любого карманного устройства. Более того, мы заранее сбрасывали бы эти снимки ежедневно в дистанционное хранилище, не особо беспокоясь о наличии Интернета в джунглях. Переливать же снимки на ноутбук по проводному интерфейсу было весьма сложным занятием, и нечего говорить, что в середине экспедиции, когда дождь и москиты составляли саму суть нашего бытия, мы не всегда успевали это сделать. С тех пор, попадая в подобные условия, я всегда задумываюсь о пылеводонепроницаемой камере с хорошим Wi-Fi модулем, а неплохо бы ещё и с GPS. (Да, я знаю про Canon 6D. Спасибо. У меня Nikon.)

Но, в принципе, и в самых что ни на есть городских условиях беспроводная передача снимков в хранилище – это круто! Во-первых, мало ли что случится с карточкой (недаром в самые «серьёзные» модели фотокамер ставят 2 слота под карты и предоставляют возможности конфигурирования для очень разнообразных схем записи на них, вроде организации массива RAID1). Во-вторых, всегда приятно, получив снимок, тотчас же его и обработать, а то и вывалить в Instagram, на радость знакомым хипстерам. В-третьих… впрочем, что я здесь говорю? Я не маркетолог, а количество рекламы Wi-Fi модулей, продвигаемых на рынке, постепенно начинает зашкаливать даже в самых серьёзных журналах. Но мы-то говорим о серьёзных повседневных задачах, а не о высосанных из пальца маркетологических преимуществах!

Естественно, беспроводная связь с целью перекачивания данных может выручать в тысячах ситуаций, но главная из них – возможность быстро скинуть данные в безопасное место, прежде чем произойдёт технологический сбой, визит охранников с запретом на съёмку или ещё какое-нибудь подобное неприятное событие. Не следует забывать и о резервном копировании снимков как таковом; в частности, если разработчики весьма уважаемой мной Handy Backup исполнят своё недавнее обещание и вскоре обновят клиент для Android, связь между смартфоном и Wi-Fi камерой может стать для меня очень полезным рабочим инструментом. Распределять и отправлять снимки на резервное хранение прямо в процессе съёмки – прелесть этой возможности оценит всякий, кто знает суть выражения «съёмочный день».

Социальные сети и публикации

Я уже коснулся темы оперативного выкладывания сделанных фотографий в социальные сети и разнообразные службы сообщений, поскольку эти операции могут рассматриваться как форма резервного копирования снимков. Но у этого явления есть и другой аспект: мгновенная публикация.

Я не работал фоторепортёром в буквальном смысле этого слова, но мне не раз доводилось слышать и читать, что в этом занятии зачастую всё решают секунды, в течение которых то или иное новостное агентство (или независимый блоггер) вываливает на свой сайт свежеотснятое Великое Откровение Сезона. Такие вещи, как новая кофточка Кейт Мосс или мяч, забитый бразильцами с угловой подачи в глотку вратарю аргентинской команды, просто не могут заставлять публику ждать! И вот начинается гонка с трясущимися руками: фотоснимок – карточка памяти – ноутбук – звонок в редакцию – публикация – копирайт… Наличие связи по Wi-Fi не избавляет от ужасов этого процесса, но значительно оптимизирует его (как и внутрикамерный JPEG приличного качества, например).

Социальные сети при этом не столь требовательны к скорости, но всё же многие пользователи прямо-таки нуждаются в возможности срочно опубликовать из любого места на свете только что отснятые фотки в своём уютненьком дневничке, снабдив их подобающим комментарием в стиле «Катя, Серёга, мы уже сидим у костерка, шашлычок поджарился, приезжайте к нам!» (Тут, кстати, и GPS/ГЛОНАСС-модуль не помешает, чтобы Катя с Серёгой не заблудились ненароком.) Иначе говоря, речь идёт уже не о скорости, а о комфорте и надёжности организации связи. Отдельные фирмы, например, Samsung, уже встраивают прямо в камеры возможность сливать необработанные снимки на облачное хранилище и/или в соцсети для фотографов.

Словом, для гаджетёров, казуалов и любителей шагать в ногу со временем, имея в кармане приборчик-другой, Wi-Fi становится, как говорят рекламщики, актуальным трендом. Но, в отличие от двух описанных ранее применений, бывших, по сути, интимным делом производителей и пользователей фотокамер, «бытовое» использование встроенного Wi-Fi требует развитой инфраструктуры. Социальные сети должны быть адаптированы к приёму потоков фотоконтента, интерфейс их должен ещё больше соответствовать требованиям сенсорного управления, а уж сами камеры…

Чего мы ждём от камер с Wi-Fi (вместо заключения)

Нужно заметить честно, что функциональность интерфейса Wi-Fi в камере гораздо больше зависит от программной «обвески», чем от самого факта наличия беспроводного модуля в фотоаппарате.

В этом смысле гиганты компьютерной индустрии опять опережают монстров индустрии фотографической. Canon и Nikon ещё только «раскачиваются», хотя уже очень давно имеют Wi-Fi устройства в функционале своих систем, а Sony и Samsung, кажется, ещё не пристегнули к своему беспроводному протоколу только связь с чипом, встраиваемым непосредственно в мозг фотографа.

И всё-таки, Wi-Fi остаётся среди нас, фотографов, непопулярной функцией. Так чего мы, в самом буквальном смысле, ждём, чтобы освоить эту технологию на повседневном уровне, как освоили уже смартфоны, цифровые плееры, ТВ-приставки, да и, собственно, фотокамеры с цифровым сенсором?

Как минимум, камеры должны научиться экономить батарейку при работе с Wi-Fi; современные компактные (в смысле габаритов, а не класса камер) модели и без того позволяют стандартно сделать около 300-400 снимков с одной зарядки, а то и меньше. Подключенный модуль Wi-Fi уменьшает это значение в полтора-два раза. Было бы неплохо также усовершенствовать интерфейс выбора и передачи снимков; тачскрины, появившиеся на многих камерах, всё ещё достаточно малы и темны, а крутить и нажимать колёсики – требует привычки.

Мечта побольше – доступная управляемая турель для камеры, позволяющая превратить установленный на дистанции фотоаппарат в контролируемый по радио модуль. Такая турель должна, по-хорошему, управляться из того же приложения, что и сама камера. Впрочем, при появлении таких устройств на широком рынке я предвижу всплеск паранойи, особенно среди сотрудников ЧОП, владельцев торговых киосков, а также разного рода знаменитостей, имеющих основание опасаться наглых папарацци. (Скандал с фотографией «Макса Фрая» ещё не изгладился из памяти поколений, ох, не изгладился!)

Ну, а на современном уровне Wi-Fi в камере – скорее, всё же игрушка, чем серьёзный довесок к функциональности фотоаппарата. Впрочем, так уже было со многими вещами, от 35-миллиметровой плёнки до контрастного автофокуса. И всё это стало мэйнстримом. Скорее всего, то же самое ждёт и Wi-Fi, потому что фотоаппарат – это компьютер, а компьютеры, как и все технологии связи, в нашем неустроенном обществе развиваются пока что в «беспроводную» сторону. Что ж, поживём – увидим!

Автор: MisterSpock

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля