ICO для моей игры: ошибки и инсайты

в 9:43, , рубрики: Gamedev, ico, indiedev, финансирование стартапов, финансы в IT

Некоторое время назад я публиковал на Хабре анонс по разработке моей игры (в стиле выживание в пиратском сеттинге), ссылка.Порцию свежих новостей по разработке можно найти, например, здесь, в этой же статье я хочу рассказать (а может, даже, и спросить совета у знающих людей) о волшебных трех буквах (ICO) применительно к моему игровому проекту.

Немного освежим фактологию:

  • Игра разрабатывается уже 10 месяцев
  • Да, разработка началась с круглого нуля одним человеком на энтузиазме
  • На данный момент сформировалась постоянная команда из 4 человек (3 кодера, из которых один является и геймдизайнером, плюс 3D-моделлер) + имеется ощутимая помощь от сообщества (еще некоторое количество человек, оказывавших и оказывающих существенную помощь кодом, моделями, ценными идеями)
  • Игра приобрела концепцию и свою изюминку, а вместе с этим — и новое название: Privateers.Life (замахнувшись от вполне обычной выживалки на полноценный симулятор жизни в 17 веке)

Главная страница сайта игры Privateers.Life

Начнем с того, что идея ICO для игры витала в воздухе еще полгода назад. Хотя тогда я не знал, что она обретет воплощение именно в виде ICO, но мысль сделать игровую валюту осязаемой была уже тогда. А по мере развития игры, приближения к играбельной альфа-версии, а следовательно — перехода на, так сказать, новый уровень (мультиплеер), возникло понимание, что ICO в нашем случае это самый оптимальный вариант и с его помощью решаются сразу несколько вопросов.

  1. Айсио позволяет получить экономически обоснованную игровую валюту (оборот койна не только внутри игры, но и на биржах, позволит придать валюте ценность, а значит в действие вступят законы рынка, что позволит избежать искусственных перекосов в ценообразовании на игровые предметы). Со стороны разработчика, может быть, и было бы выгоднее такие перекосы допускать (получая больше необоснованной прибыли с продажи переоцененных вещей за ничем не обеспеченные фантики, чем грешат многие игры), но это палка о двух концах — можно либо отпугнуть аудиторию, заигравшись с этими ценовыми перекосами, либо получить неприятные долговременные последствия, нарушающие игровой баланс в целом.
  2. В результате Первичного Предложения Монет разработчик получает финансирование на продолжение работ над продуктом (в нашем случае — игрой).
  3. Наличие у разработчика определенного количества монет после ICO позволяет получать финансирование на текущие нужды, без необходимости обращаться к заемному капиталу (просто продав некоторое количество монет по текущему рыночному курсу)

Так как проект изначально строился на энтузиазме, сначала моем, а со временем — и присоединившихся ко мне людей, у нас не было большого рекламного бюджета, чтобы громко заявить о себе (хотя, лично я считаю, что у нас больше оснований громко о себе заявлять, поскольку, в отличие от множества других ICO, мы, кроме концепции, имеем определенную подтвержденную историю разработки (канал на YouTube с более чем 1000 часов видео разработки в прямом эфире) и почти готовую альфа-версию игры), следовательно цели собрать миллионы долларов просто потому, что «мы такие красивые и перспективные» у нас не было. Первостепенная цель ICO — получить после него определенное количество монет с ценой, определяемой не нами, а рынком. И этой цели мы уже, как бы то ни было, почти достигли (продано около 300000 монет LDM, что, с учетом делимости токена (18 знаков после точки), более чем достаточно для запуска игровой экономики, осталось дождаться завершения ICO, зафиксировать итоговое выпущенное количество монет и добавить токен LDM (от лат. Ludum — Игровой) на биржи).

Однако, как в свое время и разработка игры, проведение ICO для меня было новым опытом, о котором я и хочу немного порассуждать, рассказать о совершенных ошибках/недочетах и спросить мнения знатоков (которые на Хабре однозначно есть, судя по широте освещения здесь темы ICO), что нами было сделано неправильно, что можно было бы исправить или улучшить.

Очень важный для меня инсайт произошел на мероприятии, проводимом в питерском #BlockchainHouse, где собрались организаторы и инвесторы в ICO, а так же представители инфраструктурных отраслевых проектов (того же ICOrating): мне предложили описать свой проект в паре предложений, а у меня это не получилось. Теперь мне понятно, что одной из главных моих ошибок было то, что я сам не представлял концепции игры, которую я создаю.

А, между тем, это очень важно — суметь объяснить потенциальным инвесторам в сжатой форме идею того, чем ты занимаешься. До того момента мне не составляло труда объяснить общую канву моей игры человеку, который хочет о ней послушать и располагает временем на мой пространный рассказ, но когда мне дали на это всего пару минут — я не справился. Однако уже к концу мероприятия я вычленил для себя основы и формулировка обрела четкие формы:

Мы делаем игру, в которой каждый сможет построить свой успешный бизнес на базе реальной криптовалюты, а заработанные в игре деньги тратить в реальной жизни. И все это — в пиратской атмосфере 17 века.

Да, в нашей игре мы предоставим возможность любому игроку построить свой бизнес. Причем — для этого не обязательно будет покупать игровую валюту (токены LDM), их можно будет заработать, например, выполнением контрактов от разработчика на создание предметов для игрового магазина (это могут быть как крупные объекты, вроде торговых или военных кораблей, так и компоненты, требующие намного меньших затрат времени, но позволяющие относительно быстро получить первый пусть и небольшой доход). Вы, как игрок, сможете открыть, например, бордель (какая пиратская колония без борделя?), работу которого вам нужно будет наладить (обеспечить снабжение расходными материалами, зарплату персонала, соцпакет ;), то есть кормить-лечить-защищать), вы однозначно будете нести расходы, а вот ваша прибыль будет зависеть от вашего подхода к своему предприятию (бордель на необитаемом острове будет, мягко говоря, убыточным, а вот в крупном городе — может приносить десятки и сотни процентов прибыли, в сравнении с которыми биржевой рост курса игровой валюты может померкнуть). Более расширено эти аспекты рассмотрены в Белой книге.

Значительным недочетом с нашей стороны было чрезмерное полагание на эффективность топика на bitcointalk. Да, так повелось, это можно даже считать своеобразным стандартом — наличие топика на Bitcointalk.org у проекта, выходящего на ICO, обязательно. Но его (и даже нескольких языковых версий в других разделах форума) недостаточно для охвата сколько-нибудь серьезной по размерам аудитории. А на профильные ICO-трекеры мы начали добавлять информацию вообще только перед самым началом продажи токенов, а то и уже после фактического начала ICO.

Немалое значение для успеха ICO имеет система бонусов (в сфере игровых ICO бонусы довольно существенны и могут составлять 50-100% за приобретаемые на определенных условиях монеты, а на баунти-кампанию может быть выделено 10-15% от всего объема выпускаемых токенов, интересно было проанализировать в этой связи опыт ICO околоигровых монет Nexium (игра Beyond the Void) и Rustbits (визуальная новелла SpacePirates). Подводный камень в том, что большие бонусы это гарантия слива купленных или полученных за Баунти токенов сразу же на первой бирже (часто ей становится EtherDelta, выход на которую — дело техники), следовательно с большим бонусом не стоит продавать большие объемы монет, так как даже продажа по цене ICO может быть чрезвычайно выгодной тем, кто получил монеты с 100%-ным бонусом, а «баунтисты» вообще особо не замечены в каком-то особом пиетете к проектам, в которых участвуют и могут стать именно тем спусковым крючком, вызывающим сильное проседание курса после ICO. Что касается нашего проекта, то нам, похоже, удалось найти ту золотую середину, когда инвесторы заходят с долгосрочными планами (даже с бонусом), а баунтисты не смогут оказать особого влияния на курс (в силу того, что на Баунти-программы нами выделено всего 5% монет). Во всяком случае, при личном общении обладатели сколь-нибдуь существенного количества токенов LDM настаивают на неспекулятивном интересе к нашему проекту.

Напоследок я хотел бы перечислить несколько моментов, на которые обязательно стоит обратить внимание тем, кто собирается проводить ICO своего продукта или компании, или, как минимум, стоит иметь в виду:

  • Есть два глобальных варианта производства токенов: премайн (когда вся сумма создается заранее и потом распределяется, а непроданная часть сжигается) и производство токенов в момент покупки (соответствующая сумма токенов создается в момент поступления ETH на кошелек контракта и отправляется на адрес инвестора, в этом случае сжигать нечего, так как «непроданных» токенов не будет — они просто не будут созданы — но от вопросов вида «а что с непроданными токенами?» это вас все равно не избавит)
  • Не премините воспользоваться удобным ENS-сервисом от MyEtherWallet.com и присвоить номеру кошелька вашего контракта короткое название, например — созвучное с именем домена. Мы о такой возможности узнали, когда в наших топиках появился мошенник,
    подсуетившийся раньше нас (и присвоивший похожее на официальное название своему кошельку). В нашем случае это не принесло ущерба, потому что мы все связанные с деньгами процессы автоматизировали (токены создаются только в момент поступления ETH на кошелек смарт-контракта, указанный на сайте), телеграмм-чата где можно спамить кошельками у нас нет, а в Дискорде (аналог Slack) у нас сидят по большей части люди, следящие за разработкой игры, а не инвесторы-спекулянты. Но лучше это иметь ввиду и сделать самостоятельно, чем потом разбираться с возможными последствиями.
  • Как и с токенами, с бонусами так же есть пара основных вариантов: бонусы за приобретаемую сумму (или в рамках определенного продаваемого объема) и в течение определенного времени, на мой взгляд, бонусы за сумму больше подходят проектам из реального сектора (да, такие тоже уже проводят ICO, и мне уже поступают вопросы от некоторых действующих офлайн-бизнесов с многолетней историей развития, раздумывающих о проведении Первичного Предложения Монет), а бонусы за время покупки — онлайн-проектам. И лучше бонусами не злоупотреблять — пока ICO не завершено и цена монеты не определена рынком, ваши койны не стоят ничего, а следовательно, более менее значимый объем рекламы за них вы не получите (скорее всего). А вот локальный слив получатели тех или иных бонусов после выхода уже на первую биржу вашему токену устроить при желании смогут.

Автор: Денис

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля