- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Некоторое время назад я публиковал на Хабре анонс по разработке моей игры (в стиле выживание в пиратском сеттинге), ссылка [1].Порцию свежих новостей по разработке можно найти, например, здесь [2], в этой же статье я хочу рассказать (а может, даже, и спросить совета у знающих людей) о волшебных трех буквах (ICO) применительно к моему игровому проекту.
Немного освежим фактологию:
Начнем с того, что идея ICO для игры витала в воздухе еще полгода назад. Хотя тогда я не знал, что она обретет воплощение именно в виде ICO, но мысль сделать игровую валюту осязаемой была уже тогда. А по мере развития игры, приближения к играбельной альфа-версии, а следовательно — перехода на, так сказать, новый уровень (мультиплеер), возникло понимание, что ICO в нашем случае это самый оптимальный вариант и с его помощью решаются сразу несколько вопросов.
Так как проект изначально строился на энтузиазме, сначала моем, а со временем — и присоединившихся ко мне людей, у нас не было большого рекламного бюджета, чтобы громко заявить о себе (хотя, лично я считаю, что у нас больше оснований громко о себе заявлять, поскольку, в отличие от множества других ICO, мы, кроме концепции, имеем определенную подтвержденную историю разработки (канал на YouTube [4] с более чем 1000 часов видео разработки в прямом эфире) и почти готовую альфа-версию игры), следовательно цели собрать миллионы долларов просто потому, что «мы такие красивые и перспективные» у нас не было. Первостепенная цель ICO — получить после него определенное количество монет с ценой, определяемой не нами, а рынком. И этой цели мы уже, как бы то ни было, почти достигли (продано около 300000 монет LDM, что, с учетом делимости токена (18 знаков после точки), более чем достаточно для запуска игровой экономики, осталось дождаться завершения ICO, зафиксировать итоговое выпущенное количество монет и добавить токен LDM (от лат. Ludum — Игровой) на биржи).
Однако, как в свое время и разработка игры, проведение ICO для меня было новым опытом, о котором я и хочу немного порассуждать, рассказать о совершенных ошибках/недочетах и спросить мнения знатоков (которые на Хабре однозначно есть, судя по широте освещения здесь темы ICO), что нами было сделано неправильно, что можно было бы исправить или улучшить.
Очень важный для меня инсайт произошел на мероприятии, проводимом в питерском #BlockchainHouse, где собрались организаторы и инвесторы в ICO, а так же представители инфраструктурных отраслевых проектов (того же ICOrating): мне предложили описать свой проект в паре предложений, а у меня это не получилось. Теперь мне понятно, что одной из главных моих ошибок было то, что я сам не представлял концепции игры, которую я создаю.
А, между тем, это очень важно — суметь объяснить потенциальным инвесторам в сжатой форме идею того, чем ты занимаешься. До того момента мне не составляло труда объяснить общую канву моей игры человеку, который хочет о ней послушать и располагает временем на мой пространный рассказ, но когда мне дали на это всего пару минут — я не справился. Однако уже к концу мероприятия я вычленил для себя основы и формулировка обрела четкие формы:
Мы делаем игру, в которой каждый сможет построить свой успешный бизнес на базе реальной криптовалюты, а заработанные в игре деньги тратить в реальной жизни. И все это — в пиратской атмосфере 17 века.
Да, в нашей игре мы предоставим возможность любому игроку построить свой бизнес. Причем — для этого не обязательно будет покупать игровую валюту (токены LDM), их можно будет заработать, например, выполнением контрактов от разработчика на создание предметов для игрового магазина (это могут быть как крупные объекты, вроде торговых или военных кораблей, так и компоненты, требующие намного меньших затрат времени, но позволяющие относительно быстро получить первый пусть и небольшой доход). Вы, как игрок, сможете открыть, например, бордель (какая пиратская колония без борделя?), работу которого вам нужно будет наладить (обеспечить снабжение расходными материалами, зарплату персонала, соцпакет ;), то есть кормить-лечить-защищать), вы однозначно будете нести расходы, а вот ваша прибыль будет зависеть от вашего подхода к своему предприятию (бордель на необитаемом острове будет, мягко говоря, убыточным, а вот в крупном городе — может приносить десятки и сотни процентов прибыли, в сравнении с которыми биржевой рост курса игровой валюты может померкнуть). Более расширено эти аспекты рассмотрены в Белой книге [5].
Значительным недочетом с нашей стороны было чрезмерное полагание на эффективность топика на bitcointalk [6]. Да, так повелось, это можно даже считать своеобразным стандартом — наличие топика на Bitcointalk.org у проекта, выходящего на ICO, обязательно. Но его (и даже нескольких языковых версий в других разделах форума) недостаточно для охвата сколько-нибудь серьезной по размерам аудитории. А на профильные ICO-трекеры мы начали добавлять информацию вообще только перед самым началом продажи токенов, а то и уже после фактического начала ICO.
Немалое значение для успеха ICO имеет система бонусов (в сфере игровых ICO бонусы довольно существенны и могут составлять 50-100% за приобретаемые на определенных условиях монеты, а на баунти-кампанию может быть выделено 10-15% от всего объема выпускаемых токенов, интересно было проанализировать в этой связи опыт ICO околоигровых монет Nexium [7] (игра Beyond the Void) и Rustbits [8] (визуальная новелла SpacePirates). Подводный камень в том, что большие бонусы это гарантия слива купленных или полученных за Баунти токенов сразу же на первой бирже (часто ей становится EtherDelta, выход на которую — дело техники), следовательно с большим бонусом не стоит продавать большие объемы монет, так как даже продажа по цене ICO может быть чрезвычайно выгодной тем, кто получил монеты с 100%-ным бонусом, а «баунтисты» вообще особо не замечены в каком-то особом пиетете к проектам, в которых участвуют и могут стать именно тем спусковым крючком, вызывающим сильное проседание курса после ICO. Что касается нашего проекта, то нам, похоже, удалось найти ту золотую середину, когда инвесторы заходят с долгосрочными планами (даже с бонусом), а баунтисты не смогут оказать особого влияния на курс (в силу того, что на Баунти-программы нами выделено всего 5% монет). Во всяком случае, при личном общении обладатели сколь-нибдуь существенного количества токенов LDM настаивают на неспекулятивном интересе к нашему проекту.
Напоследок я хотел бы перечислить несколько моментов, на которые обязательно стоит обратить внимание тем, кто собирается проводить ICO своего продукта или компании, или, как минимум, стоит иметь в виду:
Автор: Денис
Источник [9]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gamedev/263576
Ссылки в тексте:
[1] ссылка: https://habrahabr.ru/post/332960/
[2] здесь: https://vk.com/theislandgame?w=wall-137677534_472
[3] Privateers.Life: https://privateers.life/ru
[4] канал на YouTube: https://www.youtube.com/playlist?list=PLRJt3OWbsHiPv3VpKwvGSPDvzOBlMt_Fb
[5] Белой книге: https://privateers.life/docs/PrivateersWP.pdf
[6] топика на bitcointalk: https://bitcointalk.org/index.php?topic=2094453.0
[7] Nexium: https://coinmarketcap.com/assets/nexium/
[8] Rustbits: https://coinmarketcap.com/assets/rustbits/
[9] Источник: https://habrahabr.ru/post/337544/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.