Как простой гражданин с Google судился

в 15:30, , рубрики: Google, Google Adwords, Блог компании Зарцын и партнеры, государство и it, гугл, Законодательство и IT-бизнес, контекстная реклама, Медиа, персональные данные, судебная практика, юристы для IT

Не одному Яндексу судиться с Google! Показательным и даже прецедентным примером для российского правосудия стал судебный акт Мосгорсуда, защитивший право рядового гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и прочего, гарантированное статьей 23 Конституции РФ. Чем же так замечателен этот суд? Сейчас расскажем.

ВНИМАНИЕ! Далее мы опишем суть конкретного судебного спора. В тексте могут встречаться сухие юридические термины. Советуем убрать от экранов детей, женщин и прочих людей с ранимой психикой.

Как простой гражданин с Google судился - 1

Использована картинка с сайта Pikabu.ru

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» Н. Ротшильд (Эту цитату очень попросил поставить автор юридической части статьи Илья Львов. Мы не смогли отказать ему.)

Инициатором нашумевшего дела стал екатеринбургский юрист Антон Леонидович Бурков, который обратил внимание на то, что Google предлагает в виде контекстной рекламы приобрести мобильный телефон, поехать на отдых или посетить ресторан. Казалось бы, привычная всем ситуация.

«Но каким образом поисковик выбирает рекламное предложение для направления конкретному пользователю?» — вероятно, спросил себя тогда Антон Леонидович. Не все об этом даже задумываются, ведь это так привычно, так очевидно и так легко объясняется с точки зрения маркетинга. А вот какой вывод сделал юрист: Google посредством AdWords анализирует даже переписку пользователей и на ее основе подбирает рекламный продукт. Информационная система AdWords обеспечивает возможность размещения рекламы на сайтах и в почте компании Google International LLC, являющейся владельцем одноименного поисковика и почтового сервиса.

Если говорить уж совсем сухим юридическим языком, то работает это на территории России примерно так:

рекламная компания ООО «Гугл» от собственного имени заключает договоры на оказание рекламных услуг с клиентами в России. На основании этих договоров обеспечивает размещение рекламной информации клиентов с использованием AdWords. Клиент, заказывающий рекламные услуги, самостоятельно с помощью пользовательских настроек сервиса выбирает, где разместить свою рекламу: в поисковике, в почтовых ящиках и т. д.

Получается, что Google, пусть и автоматизированным способом, но таки «читает» переписку! Ни для кого не открытие, и никто не ожидал, что кто-то пойдет из-за этого в суд.
Нужно отметить, что Google не один такой красивый: Яндекс, Mail и другие поисковики с помощью своих сервисов тоже так делают, просто до них еще не добрался ни один екатеринбургский юрист.

Сославшись на гарантированную каждому российскому гражданину тайну переписки, Антон Леонидович обратился в суд, где проиграл дело в первой инстанции. Суд указал, что истец не представил суду каких-либо доказательств, подтверждающих, что именно ООО «Гугл» занимается обеспечением работы почтового сервиса Gmail и просматривает с него личную переписку.

Но правосудие восторжествовало! Вторая инстанция отменила вышеназванное решение. Коллегия судей более внимательно отнеслась к изучению документов по делу и пришла к противоположному выводу, заключив, что Google все-таки действует вразрез с Конституцией матушки нашей Великой Руси и нарушает права ее граждан.

Такой вывод суд подкрепил следующими данными:

на официальном сайте Google содержатся сведения о том, что один из ее филиалов располагается в Российской Федерации и это, вы не поверите, ООО «Гугл» – ответчик по данному иску. При этом ООО «Гугл», придерживаясь корпоративной дисциплины, использует логотип Google, а также программное обеспечение, принадлежащие Google International LLC. Кроме того, ООО «Гугл» заключает договоры на оказание рекламных услуг с клиентами в России и обеспечивает размещение рекламных объявлений клиента с использованием AdWords.

Более того, Google даже и не скрывает того, что читает переписку: согласно политике конфиденциальности продукта, размещенной на официальном сайте поисковика в разделе «Как мы используем собранные данные», указано:

«… наши системы автоматически анализируют ваш контент, чтобы предоставлять функции, полезные вам. Это могут быть отобранные для вас результаты поиска, релевантные рекламные объявления, выявление спама и вредоносных программ…»

Судебная коллегия второй инстанции пришла к выводу, что

ООО «Гугл» при исполнении своих обязательств по договорам размещения рекламы и её эффективного распространения в сегменте продукта Google проводит автоматический мониторинг электронных писем и осуществляет размещение рекламных объявлений в частной переписке граждан России, пользующихся сервисами Google.

При этом суд указал, что довод ООО «Гугл» о том, что оно не влияет на критерии показа рекламы, поскольку настройкиAdWords определяются головной компанией в Америке, несостоятелен, поскольку ответчик должен нести риски самостоятельно, понимая, что используемое им ПО нарушает конституционные права российских граждан.

Исходя из изложенного судебная коллегия второй инстанции пришла к выводу, что Гугол, размещая рекламу в сообщениях Антона Леонидовича, руководствуется результатами мониторинга его корреспонденции и тем самым нарушает тайну его переписки. Доказательств обратного суду представлено не было.

Кроме того, Антон Леонидович затребовал взыскания морального ущерба, который ему нанес Google. Имел на это полное право:

«Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, то суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме и определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда».

Оценив уровень понесенных истцом переживаний, суд взыскал в его пользу 50 000 рублей.

«Кошкины слезы!» – скажете вы? Но с учетом того, что решение по данному делу получило широчайший резонанс, исковые заявления могут посыпаться на Google как из рога изобилия, впрочем, как и на другие почтовые сервисы. Последовав успешному примеру екатеринбургского юриста, многие пользователи электронной почты также захотят, чтобы их прекратили спамить и читать переписку. Если есть настроение можете и вы посудиться, схемка всегда будет под рукой.

Такие дела. А вы удивляетесь, что государство хочет контекстную рекламу взять под контроль. «Большой брат» следит, а Отечество наше заботится о безопасности своих граждан днем и ночью. А не то, что вы там все подумали и в соц-сетях своих написали.

Автор: Зарцын и партнеры

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля