Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны

в 6:47, , рубрики: Google, rizzoma, метки: ,

Корпорация Добра, Google, сделала много добрых дел и за это люди ее любили. Потом однажды появился некий Facebook, который тоже всем понравился. И то ли ревность, то ли зависть что-то изменила в умах добрых волшебников, и они стали искать способ уничтожить Facebook. У них даже термин такой появился корпоративный — WWF (War with Facebook), и были назначены специальные «командиры», ответственные за эту войну, этакие антицукерберги. Генералом был назначен Вин Кундотра.

В то время братья Ларс и Йенс Расмуссены, известные своим стартапом Google Maps загорелись новой идеей: сервисом общения и совместной работы (позже — Google Wave). И в Гугле решили вложиться в проект во многом именно потому, что видели в нем оружие против Facebook. В итоге злобным антицукербергам доверили курировать развитие идеи Расмуссенов. На наш взгляд, именно это несоответствие между миссией и идей Wave привели к роковым ошибкам в проекте. Мораль банальна: зависть и ревность до добра не доводят.

Сервис Rizzoma продолжает развитие концепции Google Wave. Естественно, мы не хотим повторить те же ошибки, но важно и не упустить лучшее, что было в сервисе. Поэтому мы провели опрос среди пользователей GW из 500 команд. Вот его результаты.
Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны

Кто пользуется Google Wave? Зачем?

По нашим оценкам и информации из секретных источников, к ноябрю 2011 года у волны было от 100 до 300 тысяч активных пользователей. Среди них: веб-девелоперы, коллективы радиостанций, фотографы, профессора, правительственные бюрократы, адвокаты, венчурные капиталисты, модные владельцы luxury-бутиков, строители.

Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны
Деятельность пользователей Google Wave. Альтернативное представление в виде облака тегов.

Для того, чтобы понять, что именно пользователи делают в волне, мы их так и спросили: «Для чего вы использовали Google Wave в основном?». В результате мы увидели интересную картинку жизни некого среднего проекта:
1. Асинхронная исследовательская работа. Каждый в свое время, участников проекта не слишком много.
2. Brainstorming, как правило, удаленный. От 5 до 15 человек одновременно в одной волне.
3. Драфтинг документов. Основная масса разбегается и пара-тройка активистов доводит работу до конца.
4. Поддержка базы знаний. Проект по сути закончен и волну в дальнейшем используют как wiki.

Средний размер команды составил 15 человек:

Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны

Значительное количество пользователей заявили, что использовали GW как для решения бизнес-задач, так и для личного общения и развлечений. Кроме этого, мы сочли любопытным факт, что некоторые пользователи являлись участниками нескольких команд, каждая из которых работала в волне.

Живая коллаборация — лучшее, что было в Волне

На вопрос «Что, по-вашему, было лучшим в GW?» большинство респондентов сошлись во мнении, что в Wave действительно круто реализована возможность совместной работы в реальном времени. Взгляните, как выделяется слово Collaboration в этом облаке тегов:
Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны

12% аудитории согласны с концепцией Ларса и Йенса Рассмуссенов: «Волна объединяет обычный мессенджер, электронную почту, форумы, блоги и социальную сеть». Многие отмечают в этом отличе волны от google docs. Для тех, кто не видел Google Wave, вот скриншот интерфейса.

Интересно также отметить, что топ-менеджмент Google делал ставку на Wave в своей давней битве с Facebook.

На основании ответов опрошенных, мы разделили пользователей на группы по функциям, которые они сочли лучшими:

Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны
Лучшие фичи GW с точки зрения пользователей

Разработчики волны возлагали большие надежды на гаджетов и роботов. Однако, лишь немногие сочли их полезными. Хотя стоит выделить оказавшийся очень полезным гаджет для голосований.

В общем, много было хорошего в Волне и возникает резонный вопрос: почему такой хороший сервис не стал популярным у широкой аудитории?

Проблема длинных волн привела к смерти Google Wave

На самом своем старте проект встретил много технических сложностей:
Ребятам пришлось ради волны специально переписать Chrome. Проблемы другими браузерами так и не были решены.
Задумывался очень серьезный модуль интеграции с Gmail, но многие технические моменты так и не удалось преодолеть и проект был свернут.
Оказалось, что волна жрет очень много ресурсов и очень требовательна к качеству интернте соединения

Эту информацию мы получили от разработчиков Google Wave. А вот что говорили пользователи:
Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны
Жалобы пользователей: другой вид этих данных

По нашей информации, целевой аудиторией Волны были выбраны просто пользователи (consumers). Команде разработчиков волны была поставлена задача набрать миллион активных пользователей за год. По масштабам гугла и с PR поддержкой от Google задача не такая уж сложная. Если посмотреть на проблемы Волны с точки зрения модели привлечения аудитории и маркетинга, то видим очень серьезные упущения:

  • инструмент приглашения в сервис новых пользователей работал очень плохо, а через месяц после открытия вообще сломался и больше не работал
  • инструментов публикации контента из Волны в публичные места не было. Точнее были, но не для простого пользователя.
  • не было никакой интеграции с Facebook, что очень плохо. Ну да, мы понимаем, что Гугл хотел убить FB с помощью Волны. Ну сделали бы тогда, чтобы можно было залогиниться под Facebook-аккаунтом. Как аудиторию-то переманивать хотели?

Чуть менее, чем через полгода после запуска, стало понятно, что заветный миллион не набирается. При этом еще понятнее стало то, что Волна гораздо больше интересна бизнесу, нежели «праздным» юзерам. По идее, ценность одного бизнес-пользователя гораздо выше, чем «праздного» пользователя и критерий успеха в этом сегменте явно ниже. Для топ-менеджмента уход с консъюмерского рынка означал отказ от идеи победить Facebook.

Решение топ-менеджмента Гугла можно понять еще с одной стороны: если Google Wave ориентировать на бизнес-аудиторию, то получится серьезная конкуренция с Google Docs. Собственно, именно в доксы перешли некоторые фичи Волны.

С нашей точки зрения, основная причина неудачи кроется в оссутствии хорошо продуманного пользовательского опыта. На презентациях Google мы можем видеть, как они хорошо и шустро пользователи начинают общаться в волне. Что же пррисходило на практике? Интересная волна привлекала новых людей и количество сообщений там нарастало лавинообразно. Вот вы, простой американец, решили зайти вечерком в Волну поболтать про кризис ликвидности и видите либо пустую волну с двумя приветами, либо огромную простыню, в которой уже давно ничего непонятно:
И если вы задали кому-то вопрос в такой длинной волне то пользователь его просто не найдет.
Инструмент поиска в такой Волне тоже продуман не был
Если к этому добавить что волна

Google Wave / Рождение, жизнь и смерть Волны

В общем прощай, Google Wave. Мы любили тебя. Шлем привет идеологам проекта Ларсу и Йенсу Расмуссенам.

Автор: ddespot

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля