- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Очистите свой разум: фиксация ума и «бездумные» списки

image

Один из самых эффективных способов очистить свой разум – это извлечь из головы все, что в ней постоянно хаотично всплывает: ваши ожидания, дела, которые нужно сделать; вещи, которые нужно привести в порядок, и каким-то образом все это систематизировать. Эта статья содержит несколько методов того, как очистить разум от вещей и дел, мешающих сконцентрироваться.

Возвращение к нейтральности

Когда вы заходите на кухню и видите 50 тарелок в раковине, желание готовить заметно убавляется. Это же происходит, когда вы возвращаетесь к компьютеру, и видите кучу открытых вкладок в браузере, когда просыпаетесь, и вынуждены сделать много всего перед пробежкой, когда приходится ликвидировать завалы на рабочем столе, прежде чем начать работать.

Познакомьтесь с идеей возвращения к нейтральности. Возвращение к нейтральности – это ритуал, в котором «когда бы вы ни закончили дело, вы возвращаете все в нейтральное положение». Как пишет Тан Пэм (Thanh Pham), автор блога Asian Efficiency, возвращаясь в нейтральную окружающую обстановку, вы заметно снижаете риск того, что отложите на потом дело, которое намереваетесь сделать. Возвращение обстановки в нейтральное состояние избавляет от необходимости совершать кучу действий, прежде чем приступить к работе в следующий раз.

Пэм также приводит несколько других примеров того, как возвращать обстановку в нейтральное состояние:

  • Решить вопросы с семьей, друзьями и вашим партнером.
  • Подготовить все к следующему утру после того как вы заканчиваете свой утренний ритуал.
  • Как следует выспаться ночью, чтобы подготовиться к завтрашнему дню.

В чем суть: если вы обнаружили, что откладываете дела на потом, возможно, проблема не у вас в голове, а в том, что вы не возвращаете обстановку в «нейтральное» состояние, чтобы быть готовыми к следующему разу, когда придется совершать те же действия опять. Очистить пространство и привести его в нейтральное состояние – это отличный способ очистить свой разум и сфокусироваться на своих новогодних целях [1].

Составьте «список ожидания»

Один из важных моментов в системе Getting Things Done Дэвида Аллена – это ведение списка всего, чего вы ждете, чтобы не нужно было думать об этом, пока вы работаете. Вероятно, у вас уже есть список дел, которые нужно сделать, потому что если его нет, то в голове приходится держать кучу обязательств, которые то и дело всплывают в уме каждый день. А это так утомительно!
«Список ожидания» содержит все, чего вы ожидаете в конкретный момент времени.

Ждете ли вы е-мейл, письмо, телефонный звонок, текстовое сообщение, ответ по голосовой почте или даже посылку с сайта eBay, когда вы впишете это в свой список ожидания [2], сможете перестать думать об этом и освободить ценные мозговые извилины для мыслей о чем-то более полезном.

А потом (и это очень важно!) вы просматриваете свой список периодически на неделе, чтобы ничего не упустить. Когда вы внесли в расписание просмотр списка ожидания, больше нет необходимости думать о нем, когда вы работаете, ум освобождается от многих вещей, о которых в противном случае вы бы постоянно вспоминали.

Пара советов, как сделать свой список ожидания еще более эффективным:

1. Группируйте пункты, например: электронная почта, интернет, текстовые сообщения, звонки и бумажные письма. Группировка пунктов по разным критериям (расположение, например «дом», «офис», «дача») значительно сокращает время, которое уходит на обработку и упорядочивание материала в списке.

2. Отслеживайте, как долго вы ждете чего-то. Если какое-то сообщение или звонок запаздывает, можно вежливо напомнить соответствующему человеку, к примеру, чтобы он поторопился с ответом.

Список ожидания сделает вас бесконечно продуктивнее. Вот еще несколько аргументов:

  • Список ожидания помогает фокусироваться. Когда добавление пунктов в список после отправления е-мейла или голосового послания станет частью ежедневной рутины, вы поймете его ценность. Вы можете быть уверены, что все под вашим контролем, когда оно в списке (и вы регулярно просматриваете его), и можно лучше сконцентрироваться на своей деятельности в каждый конкретный момент.
  • Ничто не будет упущено. Когда вы отслеживаете все, чего ждете, и регулярно просматриваете список, то практически невозможно что-то упустить.
  • Людей очень впечатляет, когда вы так хорошо держите все под контролем.
  • Обновление списка не требует много времени. Это крошечная цена за возможность избавиться от лишнего ментального груза и стресса.

Ведение списка ожидания – это один из самых эффективных способов, помогающих очистить ум и сфокусироваться на важных целях.

Введите ритуал «фиксации ума»

Время от времени, когда у автора статьи есть 15 минут в тишине, он все выключает (в том числе, компьютер и сотовый телефон), устанавливает таймер на 15 минут и ложится на диван с блокнотом.

Он обнаруживает, что ум все еще работает на 10000 оборотов в минуту и выдает в большом количестве такие вещи, как: дела, которые нужно сделать (но не зафиксированные в списке); то, что ожидается; идеи для проекта A Year of Productivity; долгосрочные идеи/планы и многое другое.

У нас в голове часто существует целая галерея мыслей, на которую у нас нет шанса взглянуть. Когда вы заставляете себя на 15 минут отстраниться от дел с блокнотом и ручкой в руках, мыслям в голове [3] ничего не остается, кроме как дефрагментироваться и упорядочиться, а лучшие из них при этом начинают всплывать на поверхность.

Этот метод также хорошо помогает придерживаться целей, т.к. все открытые вопросы, которые то и дело всплывают в вашей голове (что нужно сделать, внести в расписание и запланировать для осуществления целей), выходят на поверхность.
Другой похожий ритуал: прогуляйтесь вокруг своего дома (или офиса) с блокнотом и ручкой в руках. Не делайте ничего, даже маленьких дел; просто фиксируйте все, что должно быть сделано, чтобы все это было записано в одном месте и покинуло вашу голову.

Оба метода помогают зафиксировать все, что необходимо сделать, в одном месте. Это не только помогает организовать все дела, но и освободить свой ум от всех задач, даже самых маленьких.

В следующий раз, когда у вас будет 15 свободных минут (или даже если не будет), попробуйте все отключить и прилечь или прогуляться только с блокнотом в руках. Вы удивитесь, как много вы запишите.

Создайте «бездумный» список

Один из экспериментов, который автор проделал для своего проекта A Year of Productivity – прослушивание 70 часов TED talks в течение недели (эксперимент на способность удерживать в памяти информацию). Во время эксперимента он мог легко совершать бездумные действия (готовить еду, убираться, работать в саду, тренироваться и т.д.). Даже при прослушивании подкастов, аудиокниг и во время разговоров по телефону все равно остается достаточное количество свободных извилин мозга [4], чтобы совершать какие-либо бездумные и механические действия.

Исследователь Mihaly Csikszentmihalyi выяснил, что наш мозг [4] способен обрабатывать 110 «бит» информации за раз, а разговор (или прослушивание TED talk/подкаста/аудиокниги) занимает 60 бит нашего внимания. Это хорошая новость, ведь, даже слушая заумный TED talk о темной материи, у вас все еще остается ресурс мозга [4] для совершения каких-то дел, не требующих осмысления.

Из вышесказанного следует, что вы легко можете совершать бездумные действия, пока слушаете что-нибудь продуктивное. Вот откуда взята идея бездумного списка. Такой список содержит все, не требующее умственных усилий, что нужно сделать. Это такие дела, которые:

  • Требуют много времени, но мало внимания.
  • При выполнении которых не нужно думать.
  • Задачи, в которых можно положиться на силу привычки.

Чтобы создать бездумный список, просто запишите все бездумные дела, которые вам нужно сделать в одном каком-то месте. Во время прослушивания подкастов и прочих дел выполняйте задуманное! В такой список можно включить следующее:

  • Постирать и сложить белье.
  • Подмести дорожку перед домом.
  • Пройтись граблями во дворе.
  • Помыть и сложить посуду.
  • Подмести полы.
  • Расчистить подъездную дорожку.
  • Убрать хлам с рабочего стола.

Подобные действия практически не требуют осмысления, а это значит, вы можете слушать что-нибудь полезное во время таких занятий.

Бездумные действия требуют от вас мало внимания, но часто — много времени. А поскольку при их выполнении целесообразно положиться на силу привычки, можно одновременно легко получать важную информацию – из ТВ, радио или сотового телефона.
Вычеркивать пункты из бездумного списка, слушая что-то полезное, очень приятно, и позволяет сделать больше за меньшее время. Фиксация бездумных дел (которые можно выполнять, одновременно делая что-нибудь продуктивное) – это замечательный способ разгрузить мозг [4], чтобы лучше сфокусироваться на своих целях.

Еще один отличный способ быть продуктивными с вашим бездумным списком: объедините все скучные рутинные дела, которые приходится выполнять на протяжении недели, в один большой временной блок в один день. Это оставит вам больше времени в оставшиеся дни недели на гораздо более важные вещи.

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — 10 вещей, которые я узнал о продуктивности, живя в отшельничестве в течение 10 дней [5].

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult [6].

Автор: MBA Consult

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gtd/103817

Ссылки в тексте:

[1] новогодних целях: http://blog.mbaconsult.ru/blog/personal/intervyu-s-chalzom-dakhiggom-kak-sila-privychki-mozhet-pomoch-dostich-svoikh-novogodnikh-tseley/

[2] ожидания: http://blog.mbaconsult.ru/blog/personal/dovody-v-polzu-snizheniya-ozhidaniy/

[3] мыслям в голове: http://blog.mbaconsult.ru/blog/personal/5-obydennykh-zanyatiy-kotorye-sposobny-proyasnit-vashe-soznanie/

[4] мозга: http://www.braintools.ru

[5] 10 вещей, которые я узнал о продуктивности, живя в отшельничестве в течение 10 дней: http://blog.mbaconsult.ru/blog/personal/10-veshchey-kotorye-ya-uznal-o-produktivnosti-zhivya-v-otshelnichestve-v-techenie-10-dney/

[6] MBA Consult: http://www.mbaconsult.ru/

[7] Источник: http://megamozg.ru/post/21296/