Упражнения для тренировки мозга

в 5:13, , рубрики: brain training, gtd, Учебный процесс в IT, метки:

Упражнения для тренировки мозга
В силу склада ума или давнего увлечения скорочтением, мнемотехникой и прочим, у меня был повышенный интерес к играм состоящим из набора упражнений для тренировки мозга(BrainChallenge, Dr.Kawashima и др.). Переиграв практически во все что было на десктопе и nds, появилось желание использовать такие игры для каждодневных тренировок, но для этого они не совсем подходят(в тексте объясню почему). Поэтому на досуге решил написал небольшой сайт с набором такого рода упражнений.

Зачем нужны такие тренировки?

Во первых, выполнять упражнения может быть просто интересно. Наблюдать на что способен мозг, с какой скоростью какой сложности задачи он может решить. С прагматической точки зрения все немного сложнее. Насколько мне известно, существуют исследования как говорящие о пользе таких упражнений для развитию когнитивных способностей, так и говорящие что толку особого от них нет. Я склоняюсь к тому что раз мозг является частью организма, то должно выполнятся правило, то что подвергается регулярным нагрузкам, должно развиваться что бы с ними справляться. Если же брать мою практику, то я несколько раз бросал занятия, но в результате всегда возвращался, так как начинал чувствовать что чего то не хватает. Думаю можно провести полную аналогию с тренировкой тела, вроде можно и без нее, то с ней чувствуешь себя комфортнее.

Два типа мышления

Немного сильно упрощенных домыслов. Я бы разделил мышление на два типа — механическое и творческое. Что такое механическое мышление — это когда у нас есть обозримое граф состояний и поэтому скорость и возможность решения задачи зависит только от того, на сколько быстро мы может это граф обойти. Здесь нам помогает: насколько мы можем сконцентрироваться на задачи, скорость и объем запоминание промежуточных результатов, скорость вспоминание информации из опыта для отбрасывания части веток, объем внимания и т.д. Как уже было сказано выше, я полагаю что все эти процессы вполне поддаются тренировкам, и как следствие, эти тренировки помогают на прямую решать такого рода задачи. С другой стороны имеется и творческая составляющая, когда граф насколько большой, что перебрать все варианты физически невозможно, и по сути остается только надеется на озарение. Существуют методы частично позволяющие решить проблему творческого мышления, например мозговой штурм, морфологический анализ, ТРИЗ. Но какой либо систематический процесс тренировки данного типа мышления у меня вызывает сомнения. Из всего этого можно сделать вывод, такого рода упражнений скорее всего позволят стать сообразительней, но навряд ли сделают из вас Эйнштейна.

Немного о мнемотехнике.

Из всех упражнений, хотелось бы выделить запоминание списка слов. У мнемотехники для решения этой задачи есть два основных приема, прием мест и прием сюжета. Первый — вам нужно выбрать хорошо знакомое мест, например квартиру или дорогу до работы. И в знаковых места размещать образы слов. Соответственно, что бы вспомнить список, достаточно будет мысленно пройтись по квартире и посмотреть что у вас там лежит, значительный упор делается на зрительную память. С сюжетом все немного интересней, вам нужно придумать историю состоящую из слов, и при ее вспоминании так же будут вспоминаться и слова, тут так же используется зрительная память но появляется и память смысловая. Так вот, запоминание списка слов сюжетом я думаю, кроме механической составляющей работы мозга, позволяет немного затронуть и творческую, так как придумать образ для слова и связать его грамотно с другими в сюжет бывает не всегда просто, и приходится существенно задействовать воображение, которое уже можно отнести к инструментам творчества.

Что же не так с играми из коробки?

1)Основная проблема, у таких игр практически нет настройки сложности, что со временем приводит к их бесполезности. Очевидное решение — упражнения должны быть по возможности кастомизируемые, что бы человек мог подобрать сложность под себя, и постепенно ее повышать.
2)У игр нет, как я считаю, самого эффективного режима.
Как это реализовано на сайте. У каждого упражнения есть три сложности
Просто: допускаются ошибки.
Нормально: в случае ошибки начитается упражнение заново
Сложно: Нормально + на каждый ответ есть ограничение по времени.
Вот этот третий вариант я и считаю самым эффективным. Так как на нем достигается максимальная концентрация и начинаешь физически ощущать как шевелится мозг.

Итого

ru.brainexer.com
Заинтересовавшимся я бы предложил перед началом рабочего дня потратить время на упражнения, и посмотреть на результат. Возможно через неделю другую вы заметите небольшое когнитивное просветление.

Автор: dotneter

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля