- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
«Привет! За 10 лет я сменил несколько мест работы, трижды получил дополнительное образование и научился любить каждую свою работу. Практически при любых условиях. Я тщательно изучил вопросы мотивации самого себя и понял, что в ИТ не бывает откровенно плохой работы — бывают новички, нытики, «короли разработки», свои в доску и чужие. В общем, все эти кресла-груши и анлимные напитки в холодильниках ничего не решают. А вот что решает — об этом и поговорим… Вот как-то так я хочу начать свою статью. Дадите свободный микрофон?» — такое сообщение прислал один из наших сотрудников. Конечно, дадим.
Источник [1]
Мы предоставляем свободный микрофон своим сотрудникам — в рамках корпоративного блога они могут высказаться по волнующему их вопросу. Сегодня — второй раз. Такие статьи не проходят никакую цензуру: как говорится, на тебе блог, отбивайся сам. Итак, передаём слово одному из наших менеджеров, он давно не был в отпуске и хочет высказаться, как оно, работать в современном мире. И как заставить себя полюбить то, что делаешь.
Я ни дня не работал во время учёбы в институте — только потому, что стремился поступить в аспирантуру и стать учёным, заниматься экономическим анализом, статистикой и моделированием. Моих знаний ПК хватало только на то, чтобы набрать диплом и сделать несложный расчёт в Excel. Я ошалело делал экономические модели и экономические выкладки в тетрадках в клеточку. Аспирантуру я закончил. Впрочем, не буду углубляться в причины, по которым я понял, что экономическая наука больна и меня не ждёт — остановимся на интересном и захватывающем мире бизнеса. Тогда он казался мне зазеркальем и соответствовал одной фразе: «Нас этому не учили».
Мы произносим сами и слышим от коллег и друзей: скорей бы пятница, ад, каторга, пытка, работу работать за оплату спасибо и т.д. Мы все лукавим — это субъективное, а иногда и наносное отношение. Работа для человека — это источник благополучия, зачастую энергии и роста, гарантия собственной и семейной безопасности (элементарно есть средства на пожить-поесть-отдохнуть-полечиться).
Личная мотивация сотрудника тесно связана с потребностями: иметь деньги, реализовать свои потенциальные и реальные способности. В конце концов, заставить свой же профессионализм работать на себя. И признание моей профессии и навыков — тоже мотивация, едва ли не самая основная. Отдельная и доминирующая мотивация — достойная оплата труда, соотносимая с вложенными усилиями.
От того, насколько удовлетворены или не удовлетворены все мотивы человека, зависит мотивация работника. Поэтому при поиске работы у человека существует комплекс потребностей и желаний. Главное — определить, что для вас на данный момент наиболее важно; как правило, удаётся найти один-два критических пункта типа хорошей зарплаты, работы рядом с домом/удалённо или, например, работы в проекте с определённым стеком технологий. Одно известно точно — базис мотивации всегда должен быть разумным. Необходимо учитывать важный аспект мотивации — возможность достижения цели. У каждого человека такие возможности разные, отсюда и различия в потребностях групп людей: карьера, комфортное место работы, интерес к проекту и проч.
Помимо потребностей и желаний, существует множество факторов, которые определяют поведение человека при выборе работы, а впоследствии и на работе. Даже способности к терпению и привыканию зачастую играют не самую последнюю роль в мотивации первичного выбора (куда пойти работать) и вторичного (остаться надолго). Другой вопрос, насколько добросовестно такой работник выполняет свои обязанности и насколько он полезен компании.
И вот что я выяснил: 100% потребностей и желаний удовлетворить невозможно. Нужно выделять наиболее приоритетные на данный момент. И вот тут неплохо хотя бы примерно представлять, что тебя ждёт.
В начале своей карьеры я был активным адептом веры в красный диплом — это такая группа молодых выпускников, которые уверены, что красная корочка приравнена как минимум к удостоверению начальника МУРа. Не знаю, что именно помогло, ум или тот самый диплом, но меня пригласили на собеседование в крупную телеком-компанию. В далёком 2007-м меня покорил офис класса А+ в центре города. А надо было слушать интуицию.
Собеседование было сложным и многоэтапным (кажется, их было 6). Все оппоненты мне показались адекватными и умными людьми, чувствовался их профессионализм. Кроме одного — моего будущего непосредственного начальника.
Когда меня спрашивают, что за шум на заднем фоне, я всегда отвечаю, что я не в офисе, а в зоопарке.
Через некоторое время я познал категории работников большой компании:
Было неприятно. Первое, что ударило по мне — это KPI. Даже без косяков по работе я словил минусовой коэффициент за расплывчатый термин «лояльность» и получил зарплату ниже обещанной. Потом последовали коэффициенты и за всё остальное. Я сходил на несколько собеседований, всё было не то — меня брали, а я отказывался и снова шёл на свою каторгу. Кстати, мне бы тогда ещё задуматься, почему мне дали пройти испытательный срок, а не выгнали с него — но я ещё не знал, что профессионал умеет видеть перспективного сотрудника. Но я задумался о другом: почему меня так тянуло снова идти на эту работу, где все хмуро сидели в своих ячейках-кабинетах, где каждый был едва ли не гайкой в огромной совершенной машине оператора связи и где мне было так… а как? Я понял: я люблю именно эту компанию и я горжусь, что являюсь частью известной и любимой миллионами компании. Это моё и я смогу. С тех пор мне везде было если не хорошо, то точно нормально. А главное — крайне полезно.
Обучение. Вы идёте и знаете, что у вас нет опыта — в этом нет ничего плохого. Плохо — не хотеть этот опыт получить, а заниматься только выпрашиванием зарплаты. Даже если в компании нет системы наставничества и обучения, используйте следующие возможности:
Навыки коммуникации. Моя жизнь проходит между программистами-интровертами и обычными людьми, которым мы внедряем CRM-систему. Тренд очевиден: скоро интровертность перестанет быть оправданием и навык коммуникации и офисной дипломатии будет одним из важнейших скиллов при приёме на работу. А всё от того, что мы разучились общаться, в то время как ни один проект нельзя реализовать без функциональных рабочих групп. В большой компании в любом случае придётся договариваться, обсуждать, решать проблемы, спорить. Именно в них можно набить шишки и узнать, насколько важны взаимоотношения и насколько они влияют на качество рабочего процесса.
Диалоги в большом офисе
Понимание корпоративных ценностей. Я до сих пор ярый противник всяких там корпоративов, выездов и прочих любовных отношений (особенно их!) внутри организации, но при этом очень ценю дух компании. Так вот, настоящая корпоративная культура не в том, чтобы набухаться в слюни и преданно смотреть в глаза начальству на очередной посиделке, а в том, чтобы гордиться компанией и продуктом. Тогда я гордился миллионами абонентов, которые нас любили и которым мы давали самое ценное — качественную связь, сейчас я горжусь нашим продуктом и тем, что им активно пользуются более 6000 клиентов. Если вам не стыдно сказать, кем и где вы работаете — вы на правильном пути.
Осознание ценностей бизнеса. Когда среднестатистический человек видит другого человека, допустим, на Лексусе и знает, что он директор фирмы, он говорит: «Ну как круто у него дела идут, Лексус купил». Но он никогда не скажет: как он круто поработал и как он классно организовал свою команду, ведь именно благодаря этому появились деньги на автомобиль. Офис А+, макбуки на столах, автопарк владельца и машины сотрудников на стоянке офиса — это антураж бизнеса, но не ценности. Ценности — это команда, продукт, технологии и умение всё это дело продвинуть и продать, умение грести и выживать среди конкурентов. Как ни странно, именно в большой компании ты осознаёшь, насколько важно работать в команде и делать классный продукт. И насколько плачевным может быть каждый неверный шаг.
Осознание роли личности. На моей первой работе был адекватный, умный, дальновидный генеральный директор, который кроме всего прочего всех нас знал в лицо. И он был стержнем всего бизнеса (хотя и наёмным). Именно благодаря его решениям и политике удалось собрать команду лучших профессионалов под одной крышей и тратить бюджет именно на развитие и рост качества услуг. Такая же история у нас в Регионсофт [2] — генеральный директор (не наёмный) не исчезает на неделю, не приходит к обеду, а пашет рядом с нами с утра и до ночи, полностью руководя разработкой и контролируя всю коммерцию. Так и должно быть: если ты рулишь компанией, необходимо включаться в процессы и быть внутри них, а не выше. Забегая вперёд, скажу, что во время моей работы в тру-стартапе я увидел интенсивное падение компании именно из-за роли личности: слабый руководитель позволил каждому ощутить себя Гейтсом или Джобсом. Столько гениев Боливар не выдержал…
Итак, я видел, какие важные уроки даёт мне моя первая работа, ценил их, учился, осваивал ПК на профессиональном уровне. Через два года меня называли «гуру Excel». Я не сумел победить часть проблем в первом отделе и перевёлся в другую службу, проработав там успешно и с нормальным KPI ещё два года. В конце работы я добровольно за свой счёт пошёл учиться в корпоративный университет на разработчика ПО. Разработчиком я не стал, но получил абсолютно потрясающие навыки и наконец начал учить английский. С таким багажом очередным летом я ушёл из любимого уютного телекома в стартап.
Тут место небольшому лирическому отступлению. Про бабло.
Часто мы рассуждаем так: было бы бабло — остальное приложится. Но на такие деньги ты тратишь большую часть жизни, нервов, энергии и здоровья. Знаю, мне в комментариях напишут: «На деньги я куплю всё». Ничего подобного. Не буду повторять прописные истины о том, что здоровье и любовь не купишь. Увы! Пришёл к выводу: если ради этого самого бабла целый день ходишь на полусогнутых, проклинаешь всё на свете, конца рабочего дня ждёшь, как спасения, то в конце концов опустишься на колени, а там и поползёшь. Сильно богатым ты всё равно вряд ли станешь, а вот злым и ненавистным — точно. Короче, душу за бабло продавать не хочу! Лучше я её в хорошую работу вложу.
Да, это был тот дух, которого мне так не хватало. Как в том эпохальном выступлении про полимеры, ветер свободы щекотал всё. Это был сильный софтверный продукт с мировым рынком сбыта и огромным рекламным бюджетом — некоторые из сотрудников уже присматривали себе домики в Калифорнии.
Поскольку стартап наш был единым целым и мы работали действительно слаженно, то расскажу не о своих ошибках, а об ошибках всех в целом.
Бизнес не взлетел с невероятной скоростью, как я на то рассчитывал. Пожалуйста, помогите. (PayPal принимаю)
Правилам бизнеса. Никогда ни в какой компании вы не окажетесь настолько близки к ядру управления: вы можете прочувствовать все особенности бизнеса, узнать то, как работать с контролирующими органами и конкурентами, как выбирать партнёров. Это пригодится в любом случае — зная бизнес изнутри, трудно быть категоричным и проще строить отношения с руководством. Как дополнительный плюс — вы видите развитие компании с самого начала, проживаете все периоды и видите все ошибки и находки.
Навыкам самопрезентации. Вы рассказываете о проекте в питчах перед инвесторами, звоните партнёрам, ищете потенциальных дистрибьюторов и учитесь. Не минует это даже программистов — именно на их плечах лежит «доказательная база» качества, демонстрации продуктов, тестовые установки, доработки и даже обучение продажников преимуществам продукта. Вместе с программным обеспечением (или чем-то другим) вы учитесь презентовать себя, говорить коротко и по делу.
Навыки управления людьми. В стартапе все управляют всеми, каждый выступает в роли внутреннего заказчика и внутреннего же исполнителя. Команду нужно постоянно переорганизовывать под разные задачи, и это путь компромиссов, грамотного менеджмента и самодисциплины.
Ради этого стартапа я начал получать образование переводчика с английского языка и обучился азам web-разработки. Я любил эту работу, искренне верил в то, что мы делали, но предыдущий опыт помог мне раньше остальных понять, что дела не столь хороши, как это звучало на утренних митингах. Стартап стал загибаться от детских и не совсем уже детских болезней. Немалую роль в разрушении неплохой компании сыграли странные партнёры, плачевным фактором оказался податливый СЕО. Мы разошлись, кто куда. Никто не пропал.
Через шесть лет с начала своего трудового стажа я примерно знал, что хочу. Меня не влекла новенькая высотка Газпрома, не манили банки, не воодушевлял желанный третью менеджеров города Атомэнергопроект. Я не думал о своём бизнесе, но и в стартап тоже не хотелось — только уволившись, я понял, что там выгорел как нигде. В Регионсофт [2] я попал самым обыденным путём: резюме — собеседование — работа. Но сама работа не совсем стандартная: я довольно редко бываю в офисе, и даже имею своё место в другом бизнес-центре. Мне так удобнее географически да и чисто функционально. Так вот, первое, что я заметил — я сразу влился в компанию, как в семью и ещё никогда не было ощущения, что я отдельно, а они отдельно. Выше я уже говорил, что во многом это заслуга руководителя: компания небольшая, его хватает на всех. Ещё одна важная черта — в отличие от «муравейника», где было много людей с дублирующими функциями, здесь каждый ровно на своём месте. Собственно, именно ощущение нужности и полезности, пожалуй, и держит сотрудников по 10-15 лет. Для современного мира такой расклад — редкость.
Иногда бывает и так
Стабильный профессиональный рост. С каждым новым клиентом я получаю новый опыт, преодолеваю особые проблемы — ощущается рост, я осознаю себя профессионалом. Это дорогого стоит.
Уважение к навыкам и знаниям — когда ты напрямую взаимодействуешь с генеральным (нет «муравейной» бюрократии), а он умеет слушать и обсуждать, ты понимаешь своё место в компании и чувствуешь ценность. Всегда можно найти применение своим навыкам и, в отличие от стартапа, никто не будет бурно ревновать, что это придумал именно ты. Недостаток один — некоторые решения затягиваются и могут потерять свою актуальность. Учусь воспринимать это философски: значит, не так уж и было нужно.
Новые знания. В компаниях такого типа каждый отвечает за относительно широкий круг обязанностей, а значит, приходится разбираться в смежных функциях, чтобы подходить к работе более комплексно. Опять же, на работе царит атмосфера диалога — можно легко задать вопрос коллегам или начальству и получить не расплывчатый, а грамотный и точный ответ. Кстати, в этом преимущество перед большой компанией, в которой можно вообще работать спустя рукава — из-за дублирования функций не сразу заметят.
Огромный горизонт развития. Небольшие компании с хорошим продуктом активно борются за рынок в условиях ограниченных ресурсов — им редко приносят деньги в клюве инвесторы, зачастую не хватает рук, чаще всего — времени. Едва ли не каждый из нас мечтает о том, чтобы в сутках было 48 часов. Так вот, спустя уже 10 лет своей непрерывной деятельности могу сказать, что именно такие условия идеальны для развития профессионала. Ну это примерно как сессия, в которую ты узнаешь больше, чем за учебный год. С той разницей, что концентрированные знания и навыки постоянно закрепляются на практике.
Уверенность в команде. Когда команда стабильна, спаяна и знает все цели, для которых она работает, сотрудник чувствует почву под ногами. Без конфликтов не обходится, как и в любом человеческом сообществе, бывает, что и в семье не без урода. Но это воспринимается как обычный рабочий процесс, а не как повод для года сплетен в муравейнике или личная трагедия в стартапе. Вообще нельзя недооценивать важность хороших отношений среди коллег.
Подводя итог, что важно для самомотивации?
Не стоит настраивать себя на работу насильно — рано или поздно у вас лопнут струны. Работа не должна быть тянучей скучной обузой, стоит научиться находить лучший опыт в каждой работе и формировать из него свой опыт. С каждым местом работы вы обретаете ценность как профессионал, обрастаете знаниями и умениями. Этот багаж только ваш. Позитивное
P.S.: мы ищем программиста Delphi и full stack веб-разработчика в офис в Нижнем Новгороде на полный рабочий день (возможно совмещение с учёбой, возраст также значения не имеет). Всему, что нужно, обучим, доучим и покажем. Звоните, договаривайтесь, приходите — мы не любим расписывать требования, нам нужен кандидат, готовый работать и расти. Резюме шлите на contact@regionsoft.ru [4] Территориально — Сормово.
В других городах РФ и СНГ мы ищем продажников на удалёнке — если с программистскими скиллами, вообще идеально. Писать туда же contact@regionsoft.ru [4]
Автор: RegionSoft Developer Studio
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gtd/260141
Ссылки в тексте:
[1] Источник: http://julliengordon.com/
[2] CRM-систем в Регионсофт: http://www.regionsoft.ru/
[3] мышление: http://www.braintools.ru
[4] contact@regionsoft.ru: mailto:contact@regionsoft.ru
[5] Источник: https://habrahabr.ru/post/332800/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best
Нажмите здесь для печати.