Главная тайна мотивации и продуктивности IT специалистов

в 18:55, , рубрики: gtd, мотивация, мотивация персонала, самомотивация, управление людьми, управление проектами, метки: , , ,

На тему мотивации и продуктивности написано много всего. Сотни советов, множество книг, истории из практики в интернете и на Хабре. Написаны специальные приложения, созданы сайты, постят мотиваторы и т.п., однако почему все это обычно или не работает или работает, но не долго? Почему нет способов продлить мотивирующий эффект во времени и сделать его постоянным?

image

Итак, попробуем разгадать главную тайну мотивации — как сделать эффект мотивации более продолжительным, или, в некоем идеальном случае, постоянным.

Сразу расскажу о своем опыте и знаниях: мне приходится сталкиваться с проблемой мотивации как со стороны, при управлении небольшим коллективом, так и изнутри, ежедневно работая, занимаясь спортом и медитацией (причем свою работу контролирую только я сам). То есть для меня вопрос мотивации и продуктивности очень важен. Эта статья — результат спонтанных экспериментов и размышлений на эту тему.

Как мотивируют

Как всегда, придется зайти издалека и объяснять на примерах. Итак, современный мир, IT компания, все быстро развивается, прибыль зависит не только от рутинного труда сотрудников, но и от их инициативы, идей, творческих порывов. Как сегодня мотивируют сотрудников на творческую работу?
На сегодняшний день стандартом для IT компаний является удовлетворение большинства типовых потребностей — зарплата, хорошее рабочее место, бесплатная еда, страховка, спорт, оплата обучения языкам и посещения конференций, и т.п. и т.д. Также распространены помощь в перемещении между странами-городами, различные мероприятия, помогающие сделать коллектив более дружным.

Казалось бы, что еще нужно, остается только работать и радоваться жизни. Но, к сожалению, человек устроен не так просто, и все «плюшки» (мотиваторы) рано или поздно перестают действовать.

Мотиваторы — работают ли? Долго ли?

Сначала рассмотрим, действуют ли мотиваторы напрямую. Пример из личного опыта: я довольно долго курил, и пытался бросить примерно в течение 5 лет. В качестве мотиватора на одной чаше весов было очень много всего — работоспособность, здоровье, продолжительность жизни, внешний вид и т.п., на другой — только привычка. Почему мне понадобилось 5 лет для того, чтобы бросить курить?

Другой пример: я хочу заниматься спортом, чтобы быть бодрым, здоровым и красивым. Однако постоянно случаются перерывы в занятиях, иногда я бросаю спорт надолго.

И последний пример: я знаю, что апгрейдив свой английский до уровня advanced, я получу много бонусов — смогу свободно читать техническую литературу, претендовать на более крутую работу, знакомится с англоговорящими девушками в поездках и т.п. Однако результат, как и в спорте, оставляет желать лучшего.

Получается, что для развития мотивации недостаточно анализа плюсов и необходимости некоторых действий и логического вывода о том, что нужно поступать именно так. Это срабатывает редко и, чаще всего, на короткий срок.

Так происходит потому, что личность является сложной системой, на которую непрерывно воздействует множество факторов — опыт, тело, окружающая среда, социум и т.п., и это устойчивая равновесная система. Поэтому, получив один сигнал от логической части, личность может на время начать что-то делать, но потом, под действием всех своих остальных частей, кратковременная мотивация вытесняется и заменяется привычной или просто другой.
При этом привычные мотиваторы вроде зарплаты, спорта, страховки и т.п. все-таки работают, потому что они находятся в базовом наборе ценностей нашей личности. Однако и они работают относительно недолго и только в рамках социального контекста, когда мы постоянно сравниваем себя с другими.

Получается, что большинство привычных мотиваторов работают временно, и в определенный момент они себя исчерпывают.

Теория мотивации

Для дальнейшего исследования нужно дать определение понятию мотивации. Их много, вот одно из них. Мотивация — это состояние, определяющее действия человека, вызванное воздействием на него всеми внешними и внутренними причинами и условиями.
На нас действует непрерывный поток информации, начиная от органов чувств и заканчивая тем, что генерируется в нашем уме. Весь этот практически бесконечный набор данных приводит к результату — нашему текущему психическому и эмоциональному состоянию.
В рамках статьи мы называем получившееся состояние мотивированным, если человек радостно и инициативно работает. Демотивированным, если он работает из-под палки (отрицательная мотивация): например, мне нужна эта работа, мне надо платить по счетам.
Мотивированный — радостный и энергичный, демотивированный — апатичный и равнодушный или негативный.
Наша задача, и личная, и общественная (если мы управляем коллективом), делать так, чтобы мотивированное состояние возникало гораздо чаще, чем демотивированное.

Где возникает мотивация

Мотивация возникает в нашем уме. И внешние причины — это только стимулы, которые вызывают в уме определенные процессы. Поэтому теоретически мы можем сами вызывать это состояние, независимо от внешних причин.

Всем нравится состояние мотивированности, потому что в нем мы бодрые, радостные, задачи решаются сами собой, от процесса мы испытываем удовольствие. С радостью отдыхаем и с радостью работаем. Ну, и наоборот.

Получается, что не только компании выгодно мотивировать сотрудника, но и сотруднику выгодно быть мотивированным, его качество жизни значительно возрастает.

Как управлять мотивацией. Практика

Мы подходим к главной тайне мотивации. Для начала рассмотрим основные факторы, влияющие на мотивацию коллектива или человека.

1. Материальный. Тут все ясно, мы постоянно переживаем это на собственном опыте — деньги, страховки, отпуск, еда, фитнес и т.п.

2. Нематериальный:
2.1. престижность работы
2.2. Социальная ориентация компании — забота о людях, благотворительность и т.п.
2.3. Забота об окружающей среде — посадка деревьев, «зеленые» технологии, экономия ресурсов. Для многих сегодня это важно.
2.4. Миссия компании. Если есть центральная идея, например, колонизация Марса, то людей, которые отождествлены с этой идеей, это может мотивировать сильнее всего остального.
2.5…

3. Социальный. Тут все еще интереснее. Если у сотрудников есть общие интересы (они увлекаются одним видом спорта или хобби, к примеру, строят супер-робота), то такое общее увлечение может являться причиной для того, чтобы оставаться на этой работе.
Это приводит к тому, что вне работы у сотрудника также поддерживается правильная мотивация, так как вместо того, чтобы сидеть и обсуждать политику под пиво (минус мотивация) он в той же команде занимается творчеством (плюс мотивация).

4. Духовный или эзотерический, кому как нравится. Тоже интересно. Можно внедрить медитацию, вот пост в тему.
А можно… в очередной раз удивил Google, все-таки они там не зря хлеб едят — если сотрудник Google в США умер во время работы в компании, то его супруга будет получать 50% зарплаты в течение 10 лет. (источник)

Итак, мы видим, что можно воздействовать на мотивацию путем заливания позитивной информации на разных уровнях восприятия. Этот подход позволяет максимально продлить и поднять мотивацию.

Также интересен практический вывод:

Для компании (не проверено) — если у компании ограниченное количество средств на мотивацию, то, скорее всего, выгоднее использовать по одному методу из разных уровней, чем массировано воздействовать на привычном материальном.

Для человека (проверено) — если у вас есть цель, которой вы хотите достичь, лучше мотивировать себя на разных уровнях. Например, если это английский, то можно:
1. назначить себе подарок за уровень;
2. написать в записной книжке и вставить в напоминалку вашу цель — жизнь за рубежом, более крутая работа и т.п.;
3. найти и подружиться с людьми, которые учат английский, учить вместе;
4. убедить себя, что без английского не попасть в рай (шутка).

Главная тайна мотивации

– Можешь откупиться, коли поведаешь нам Главную Цыганскую Тайну!
– КРАДЕНАЯ КОБЫЛА ДЕШЕВЛЕ КУПЛЕННОЙ!
Михаил Успенский «Там, где нас нет»

И все-таки, все эти методы — это следствия, а причина в другом. Ведь есть счастливые люди, которые могут делать все, что угодно, и при этом они успешны и счастливы и радостны (читай: мотивированы). В чем же их секрет?
Итак, главная тайна, только для читателей Хабра, позволяющая игнорировать глупые методы и мотивировать и себя, и сотрудников более эффективно: для продолжительной и не подверженной спадам мотивации нужна мотивация.

Во второй части будут пояснения.
Также приветствуются сообщения в личку или в комментариях от сотрудников IT компаний — как вы воспринимаете то, как вас мотивируют в фирме, ваше личное мнение по этому вопросу.

Автор: awaik

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля