- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
«Мегамозг» продолжает [1] рубрику «Советы основателя». На этот раз мы пообщались с Денисом Германенко — основателем и генеральным директором CleverPumpkin [2]. По итогам 2014 года его компания входит в первую пятерку рынка заказной мобильной разработки. CleverPumpkin уже более 4-х лет на рынке заказной мобильной разработки и базируется в Санкт-Петербурге.
Эти простые советы подходят работающей компании, которая уже начала своё «плавание» и имеет серьезные амбиции закрепиться на рынке. Сфера – разработка программного обеспечения на заказ, возможно, и продуктовая разработка.
В процессе существования компании происходит множество событий, в которых руководитель приобретает ценнейший опыт, решая вопросы и преодолевая препятствия. Но зачастую они рутинные и стандартные. Действия, сопряженные с этими событиями, могут отвлекать от главной задачи фаундера-руководителя – развития бизнеса/компании.
Именно поэтому наличие в команде человека с опытом (ему даже не обязательно участвовать в операционной деятельности) поможет избежать мелких проблем, решения которых уже отработаны другими людьми в этом бизнесе. Вы должны чувствовать, что всегда сможете обратиться за советом в случае непростой ситуации к такому человеку. Но не переносите ответственность за свои решения на него – вы лишь получаете информацию, а решение все равно принимать вам.
Финансовые планы на год и на квартал, прогнозы движения средств, внимательный контроль всех показателей бизнеса, квартальные и годовые отчеты, отслеживание динамики. Не пренебрегайте этими инструментами – их отсутствие может погубить вашу компанию за несколько месяцев.
Прописная истина? Для многих – да. Но из-за кассовых разрывов все равно «умирает» часть компаний, какими бы классными или успешными они не были.
Аутсорс (использование подрядчиков) – это опасные, рискованные и неконтролируемые процессы. Подрядчик несет в себе потенциальную безответственность, если вы не знаете его как свои 5 пальцев. Идеальный подрядчик – ваш бывший сотрудник, который по каким-то причинам покинут штатное место (уехал в другую страну, решил заняться фрилансом и т.п.).
Представим, что вы разрабатываете мобильные приложения на заказ (а это сервисный бизнес). Ваши процессы: документация, проектирование, дизайн, программирование, QA, поддержка и развитие. Это ваша основная услуга для клиентов – полный цикл создания продукта, в результате которого получается мобильное приложение. Вынесение любого из этапов на аутсорс несет серьезные риски – в худшем случае вы не сможете сдать проект заказчику, либо он не будет доволен результатом; в лучшем – вы серьезно потреплете себе нервы. Подрядчики привлекательны – они дешевы, вроде бы «под рукой», но всё это обманчиво.
Целесообразен аутсорс только в случае, когда вы знаете, что вы в этом не профессионалы и не хотите ими быть (например, бухгалтерское обслуживание). Но это уже не ваша основная услуга для клиентов, вы ведь софт разрабатываете, так?
В сервисном бизнесе есть 2 пути расширения команды. Первый путь – набираем разом десятки специалистов и потом думаем, как бы их занять (если у вас уже есть проекты под них, то это чудесно, но это редкий кейс). Второй путь – набираем специалистов постепенно по мере роста количества проектов, которые вы планируете начать и закончить.
Нормальный показатель реализации ресурсов в сервисном бизнесе начинается от 70%. Это значит, что между проектами специалист какое-то время простаивает и не приносит прямой прибыли компании. Очевидно, что в этот период он может развиваться и обучаться – это тоже профит для компании. Однако, наибольший профит это когда проекты идут плотно, друг за другом – и чем раньше освободишь специалиста (не в ущерб текущему, конечно) – тем быстрей возьмешь новый проект. Месяц простоя сотрудника может очень серьезно повлиять на его мотивацию, которую потом будет сложно восстановить. Поэтому рост штата именно под предстоящие проекты это оптимальный вариант, а не путь стихийного найма.
Если заказчик с ТЗ приходит в компанию, которая готова взять его заказ в разработку (дизайн/код) уже сегодня, то это должно насторожить – а почему ресурсы этой компании простаивают? Мало заказов, возможно низкое качество и плохой результат? Если ваша компании интересна заказчику и он считает что вы лучше всего справитесь с его задачами, то он может и переждать 1-2 месяца. А в этот период вы сможете совместно провести обязательные подготовительные этапы: планирование, документация, согласование.
На рынке разработки ПО между заказной и продуктовой моделью есть существенная разница – в продуктовой разработке от месяца к месяцу специалисты трудятся над одним и тем же проектом, в заказной разработке за год специалист может поучаствовать в 2-5 проектах. Но есть и длительные заказные проекты – в них также рекомендуется ротация работников. В среднем, один разработчик может непрерывно трудится над проектом 6 месяцев, если его задачи более-менее разнообразны. Потом он захочет чего-то новенького и посложнее. И это не его прихоть – это потенциальное место утечки мотивации. Если у вас есть возможность ротации людей между проектами – используйте её. Это сыграет вам на руку в любом случае.
Если вы создаете с командой продукт и не пользуетесь им лично – вы не достигнете успеха. Если члены вашей команды испытывают нейтральные чувства или негатив (о, ужас) к тому, что вы вместе создаете – вы не достигнете успеха.
Ваша задача, как фаундера и руководителя, вселять в людей радость и чувство удовольствия от создаваемых вещей. В будущем, команда сама сможет это делать, но её все равно нужно будет стимулировать к этому. Команда всегда будет смотреть на вас – если вы скептически относитесь к создаваемым продуктам, то ждите тоже самое от ваших коллег. Поэтому, если у вас есть возможность выбирать только определенные проекты, из всех с которыми к вам приходят потенциальные заказчики, то вам очень крупно повезло – это значит, что на пути получения удовольствия от результатов у вас нет преград.
Совет – если вы создаете продукты/проекты на заказ, то зафиксируйте свой внутренний стоп-лист для определенных идей. Это те проекты, за которые вы никогда не возьметесь в случае заказа. Например, клон Instagram, мессенджер или приложение для службы такси, что-то агрессивное или пошлое. Только вот жаль – большие деньги, которые вам могут потенциально заплатить за работу, могут легко позволить вам забыть о существовании этого стоп-листа. Но тут уже все зависит от вас и ваших принципов. Правда, если поступитесь с принципами, то можно и доверие команды потерять.
Автор: Shapelez
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gtd/82663
Ссылки в тексте:
[1] продолжает: http://megamozg.ru/post/8700/
[2] CleverPumpkin: http://habrahabr.ru/company/cleverpumpkin/
[3] Источник: http://megamozg.ru/post/10516/
Нажмите здесь для печати.