ЛСД и его влияние на мозг человека. Несколько интересных фактов

в 21:03, , рубрики: Биотехнологии, психоделики, психоделические вещества, химия, метки: , ,

ЛСД и его влияние на мозг человека. Несколько интересных фактов - 1

Наверное, на Geektimes нет таких читателей, кто бы не слышал об диэтиламиде d-лизергиновой кислоты (ЛСД). Его синтезировали достаточно давно, но механизм влияния на сознание раскрыт недостаточно. Правда, в последнее время загадки этого химического соединения постепенно раскрываются человеком. В частности, ученые из Университета Северной Каролины опубликовали информацию о биохимических процессах, происходящих в организме человека после попадания туда этого соединения, химическая формула которого — C20H25N3O.

Есть и другие работы, кроме этой. Например, исследователи, опубликовавшие статью об ЛСД в Current Biology, долгое время изучали мозг добровольцев, которым вводили это вещество. Мозг добровольцев ученые сканировали при помощи МРТ и других систем во время прослушивания участниками испытаний мелодий, которые важны для них и мелодий, которые им безразличны. Во время прослушивания добровольцы находились под влиянием психоделика.

Результаты таких исследований показали, что ЛСД делал человека восприимчивым к прослушиванию музыки. Испытуемые начинали считать интересной важной музыку, к которой прежде были безразличны. В ином исследовании, опубликованном в Cell, специалисты наблюдали за тем, как психотропный препарат взаимодействует с определенными рецепторами мозга. Как оказалось, у ЛСД есть структурная особенность, которая связывает вещество с рецептором на долгое время, и это позволяет человеку находиться в состоянии наркотического опьянения много часов подряд.

ЛСД и его влияние на мозг человека. Несколько интересных фактов - 2

Сам наркотик был открыт химиком Альбертом Хофманном в 1938 году. Спустя пять лет ученый решил проверить, какое воздействие окажет на него ЛСД, и принял его внутрь. Как оказалось, это соединение практически полностью меняет восприятие и настроение человека. Под воздействием психоделика люди начинают испытывать, соответственно, психоделические переживания, которые получили названия «трипы». Длятся такие трипы по 6-15 (а иногда и дольше) часов.

По Америке в середине 20-го века прокатилась волна увлечения психотропными веществами и ЛСД, которая сильно повлияла на формирование контркультуры шестидесятых и семидесятых. Широко известной стала фраза доктора Лири, превратившаяся в девиз сторонников употребления психоделиков: «Turn on, tune in, drop out» («Включись, настройся, выпадай»). Под словом выпадай имелся в виду уход от консервативных нравов и образа жизни основной части общества. Вероятной причиной запрета ЛСД некоторые исследователи считают испуг консервативно настроенных общества и правительства перед возникшими в молодёжной среде тенденциями к масштабным социальным переменам. Социальные и политические реалии того времени, возможно, послужили одной из причин запрета ЛСД (в то время развилось движение хиппи).

После того, как стало ясно, что это психоделический препарат, ученые решили, что вещество можно использовать в медицинских целях. Но ЛСД быстро проник в массы, им увлекалась молодежь и вещество запретили. Правда, несмотря на запрет, с ним проводили эксперименты во многих странах. В частности, этим занимались американские военные и военные других стран.

ЛСД и его влияние на мозг человека. Несколько интересных фактов - 3
Отношение возможности вхождения в зависимость к отношению обычной дозы к смертельной дозе психоактивных веществ

Несмотря на запрет, сейчас специалисты проводят большое количество исследований воздействия ЛСД на психику и физиологическое состояние людей. Часть этих исследований санкционированы научно-исследовательскими институтами, часть — проводится на свой страх и риск. В частности, психоделическое соединение давали принимать людям с так называемыми тревожными расстройствами, наркотической зависимостью или кластерных головных болей. Это достаточно редкий синдром, который вызывает очень сильные болевые ощущения. ЛСД и псилоцибин, как предполагают специалисты, могут не только снижать кластерные боли, но в некоторых случаях и прерывать кластерный цикл, причем в будущем появление синдрома предотвращается. Возможно, это действительно так, поскольку в состав многих медицинских препаратов, которые используются для лечения кластерных болей, входят эрголины, к которым относится и ЛСД. Это подтверждается результатами опроса пациентов с кластерной болью, проведенного в 2006 году. Правда, опрошено было всего 53 пациента с таким синдромом, которые принимали ЛСД. Но практически все опрашиваемые сообщили, что да, целебный эффект положительный.

Некоторые ученые считают, что ЛСД стоило бы разрешить для использования в медицинских целях. В частности, об этом говорилось в публикации издания «The British Journal of Psychiatry». Несколько позже аналогичную проблему поднял независимый медицинский журнал «The Lancet». Ряд ученыых считает, что ЛСД нельзя запрещать, поскольку он оказывает значительный терапевтических эффект, с его помощью можно лечить алкоголизм, смягчать мигрени.

Что касается физико-химических свойств, то молекула этого химического соединения состоит из индольного ядра с присоединенным тетрациклическим кольцом. Атомы углерода C-5 и С-8 в молекуле асимметричны, в связи с чем возможно образование 4-х стереоизомеров, из которых только один — d-LSD — обладает психоактивными свойствами. ЛСД относительно легко растворяется в воде.

Это очень активный психоделик, расчетная доза на человека составляет миллионные доли грамма, причем у других лекарственных препаратов дозировка выражается в миллиграммах. Стандартная доза ЛСД находится в диапазоне от 20 до 100 мкг. Интересно, что ЛСД не вызывает физической зависимости, а также не оказывает негативного влияния на физическое здоровье человека. Тем не менее, он может в некоторых случаях вызывать или обострять психические расстройства.

Эффекты, которые оказывает препарат на человека, очень различается в зависимости от особенностей организма и психофизиологического состояния. Например, могут быть эффекты, при которых человек прекращает чувствовать границу между собственным «Я» и внешним миром. В ряде случаев ЛСД ведет к реструктуризации личности, и некоторые эксперты считают, что психоактивные вещества могут быть очень полезными в психотерапии. Есть также точка зрения, что «корень терапевтического потенциала ЛСД заключается в его способности вызывать состояние психики, в котором легко происходит положительная самооценка и отказ от эгоистических точек зрения».

ЛСД и его влияние на мозг человека. Несколько интересных фактов - 4

Специалистам удалось понять, почему отдельный «трип» может продолжаться вплоть до 10-15 часов. Дело в том, что при попадании молекулы психоделика в рецептор он там закрывается и не может быстро выйти. С течением времени структурные колебания приводят к тому, что молекулы ЛСД все же уходят из организма, но это достаточно продолжительный процесс.

Некоторый процент принимавших ЛСД людей испытывают периоды спонтанного возвращения субъективных симптомов (так называемый «флэшбэк», иногда через недели, месяцы или годы после приёма. Но мнение о том, что флэшбэки вызываются постепенным накоплением ЛСД в тканях, скорее всего, является ошибочным — ЛСД полностью выводится из организма в течение нескольких дней. Ученые предполагают, что причина флэшбэков может быть в возможности психики человека вспоминать и переживать заново сверхсильные эмоциональные переживания и стрессы (как отрицательные, так и положительные) через какое-либо время после их возникновения при определённых условиях, а поскольку ЛСД-трип является невероятно сильным переживанием, потенциально человек может вспомнить и заново пережить его детали через очень большой промежуток времени.

В жизни каждого человека может произойти подобный «флэшбэк», связанный с давно прошедшими событиями из жизни и не имеющий никакого отношения к психоделикам. Возможным ускорителем наступления флэшбэка может стать прослушивание музыки, ранее слушаемой во время «ЛСД-трипа», просмотр рисунков, похожих на визуальные образы, возникавшие в трипе за закрытыми глазами, чтение описаний подобных переживаний, приемом других психоделических веществ и тому подобные причины.

В ходе приема вещества эффект начинает проявляться тогда, когда ЛСД связывается с сопряженными с G-белком рецепторами. К такому типу рецепторов относятся и серотониновые рецепторы (семейство 5-HT2). В частности, речь идет о рецепторах 5-HT2A и 5-HT2B. Их активация тесно связана с такими чувствами и эмоциями, как аппетит, настроение, восприятие окружающего мира, либидо, тревожность.

В одном из новых исследований специалисты приняли решение прояснить принцип действия молекулярных механизмов взаимодействия психоделика и серотониновых рецепторов 5-HT2. Для этого ученые просканировали при помощи рентгеновского излучения кристаллы белка, связанного с ЛСД.

Как оказалось, психоделиик и другие лиганды серотониновых рецепторов условно разделяются на две функциональные группы. Первая — эрголин, который состоит из четырех колец и вторая — диэтиламид. Главная роль в лигандах принадлежит эрголинам. Причем, несмотря на схожесть, эффект от их приема очень разный. Например, эргостерол облегчает боль при мигренях. ЛСД — вызывает галлюцинации. Возможно, это можно объяснить тем фактом, что физиологических барьер, который называется гемато-энцефалическим, не пропускает ряд лигандов в мозг. К примеру, эргостерол как раз задерживается этим барьером и не вызывает галлюцинаций. Плюс ко всему, ряд лиганд по-разному взаимодействует с рецепторами. Тот же эргостерол проходит вглубь 5-HT2B чуть глубже, чем ЛСД. А это этого многое зависит.

Что дальше?

В целом, большинство ученых, которые считают ЛСД эффективным при борьбе с психофизиологическими расстройствами, алкоголизмом, кластерными болями, рассматривают его как лекарственный препарат. В то же время, есть и другая группа ученых, которая считает, что, изучив действие ЛСД, можно понять, как запускаются различные сигнальные реакции, которые приводят к тому либо иному эффекту. Результат — возможность разработки синтетических препаратов, которые могут изменять структуру рецепторов, оказывая определенное воздействие на мозг человека.

Автор: marks