- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Разработчик Бен Фрейн (Ben Frain) однажды заметил: «Писать CSS-код легко. Масшабировать и поддерживать его — нет».
К счастью, на просторах интернета можно найти множество решений этой проблемы. В данной статье рассмотрены основные киты структуры CSS-кода, а также интересные рыбы/млекопитающие поменьше.
Статья служит лишь памяткой или кратким справочником — для подробного ознакомления с методологиями настоятельно рекомендуется изучать оригинальную документацию.
Итак, начнем.
Автор: Яндекс [9]
Документация [10]
Пожалуй, самая популярная сейчас методология в мире. Название означает «Блок, элемент, модификатор».
Эти категории играют следующие роли в коде:
Из этих категорий строятся классы для непосредственного использования в CSS. При этом не следует использовать селекторы тэгов (это потенциально может помешать использовать блок/элемент в каком-то нестандартном месте на сайте, т.е. привязывает сущность к контексту); рекомендуется также избегать каскадных селекторов, т.к. получившийся класс сам по себе достаточно точно (специфично) выбирает соответствующий элемент.
Такой подход позволяет избавиться от непредсказуемых последствий каскада и изолирует отдельные модули друг от друга.
Пример кода в стиле БЭМ:
.block_element {...}
.block_element-modificator {...}
Для удобства используются разные разделители между блоком и элементом и между блоком/элементом и модификатором; при этом можно использовать любые разделители, однако они должны быть одинаковыми в рамках одного проекта.
А теперь о бочках меда и ложках дегтя:
Кстати, для написания кода в таком стиле раньше часто рекомендовали препроцессор Stylus, так как он позволяет писать код так:
.block {
&-element {...}
}
Сейчас так можно писать, используя как SASS, так и LESS.
И еще одно замечание — в оригинальной методологии БЭМ используются названия модификаторов, содержащие саму модифицируемую величину, например, button--sizeLarge. Сейчас в небольших проектах многие разработчики не указывают ее для лаконичности: button--large.
Здесь [12] можно почитать про историю создания БЭМ.
Автор: Николь Салливан (Nicole Sullivan) [13]
Презентация [14]
OOCSS означает объектно-ориентированный CSS (Object-Oriented CSS). В этот подход заложены две основные идеи:
Итак, «разделяй и властвуй». С помощью такой структуры разработчик получает общие классы, которые можно использовать в разных местах.
А теперь — две новости (как водится, хорошая и плохая):
Кроме того, сам подход OOCSS предлагает не конкретные правила, а абстрактные рекомендации, поэтому метод достаточно сложен для применения на практике.
Зато, как это иногда случается, некоторые идеи OOCSS вдохновили авторов на создание своих, более конкретных, способов структурирования кода — своеобразных форков OOCSS.
Автор: Джонатан Снук (Jonathan Snook) [15]
Документация [16]
SMACSS расшифровывается как «масштабируемая и модульная архитектура для CSS» (Scalable and Modular Architecture for CSS).
Основная цель подхода — уменьшение количества кода и на упрощение поддержки кода.
Итак, Джонатан предложил разделить стили на 5 частей (в порядке включения их в документ):
Также рекомендуется вводить неймспейсы для классов, принадлежащих к определенной группе, а также использовать отдельный неймспейс для классов, используемых в JavaScript.
Этот подход действительно позволяет упростить написание и поддержку кода и в последнее время привлекает достаточно большое количество разработчиков.
Автор: Тьерри Коблентц (Thierry Koblentz) — Yahoo [17]
Оригинальная статья [18]
Atomic CSS, редко также ACSS — атомарный CSS. В некотором роде этот подход представляет собой OOCSS, возведенный в абсолют.
При использовании такого подхода для каждого повторно используемого свойства должен быть сформирован отдельный класс. Пример: стиль «margin-top: 1px» предполагает создание класса «mt-1», стиль «width: 200px» создание класса «w-200».
Такой стиль позволяет минимизировать объем CSS-кода за счет повторного использования деклараций, а также сравнительно легко вводить изменения в модули, к примеру, при изменении технического задания.
Однако у этого подхода есть существенные недостатки! Вот они:
В связи с этими недостатками, подход был встречен существенным объемом критики. Тем не менее, подход может оказаться эффективным для очень больших проектов — кажется, Yahoo! вполне довольны использованием ACSS (ссылка на интересную презентацию того же Тьерри Коблентца [19]).
Кроме того, атомарный CSS используется в различных фреймворках для задания корректирующих стилей элементов и в некоторых слоях других методологий.
Автор: Роберт Харитонов — Одноклассники [20]
Документация [21]
«Огры как лук. У огров есть слои. И у лука есть слои. У тех и у других есть слои»
Шрек
MCSS — многослойный CSS (Multilayer CSS). Этот стиль написания кода, зародившийся в компании «Одноклассники», предлагает разделить стили на несколько частей, называемых слоями.
Очень важна иерархия взаимодействия слоев:
Рекомендую также просмотреть отличную презентацию [22], посвященную MCSS — там вы сможете узнать больше о MCSS и не только.
Автор: Глен Маддерн (Glen Maddern) [23]
Документация [24]
Название подхода означает «Модули атрибутов для CSS» (Attribute Modules for CSS). Это достаточно необычный подход, упоминания которого, тем не менее, все чаще встречаются в блогах гуру разработки.
Если обобщить, этот способ является несколько более человеко-читаемым представлением БЭМ-структуры. Давайте рассмотрим пример:
<div class="button button--large button--blue">Кнопка</div>
Такая цепочка классов не очень приятна для глаз, поэтому давайте сгруппируем эти значения по атрибутам.
Вот что получится:
<div button="large blue">Кнопка</div>
Во избежание коллизий имен неплохо бы добавить атрибутам неймспейсы, не так ли? Тогда код нашей кнопки примет следующий вид:
<div am-button="large blue">Кнопка</div>
Если вы используете валидатор для проверки кода на корректность, не забывайте также добавить приставку «data-» перед названием атрибута.
Для записи CSS-кода используется малоизвестный селектор «~=» (IE7+), который работает как атрибут класса: выбирает элементы, значения атрибутов которых содержат указанные слова, разделенные пробелами. Так, селектор вида a[class~=«link»][class~=«button»] аналогичен селектору a.class.button (даже по специфичности, так как специфичности селекторов по классу и по атрибуту равны друг другу!).
Соответственно, CSS-код
.button {...}
.button--large {...}
.button--blue{...}
Преобразуется в
[am-button] {...}
[am-button~="large"] {...}
[am-button~="blue"] {...}
Ну как? Если вы считаете такой код слишком оригинальным, для вас существует менее радикальная форма использования AMCSS:
<div am-button am-button-large am-button-blue></div>
Автор: Бен Фрейн (Ben Frain) [25]
Оригинальная статья [26]
FUN означает «плоская иерархия селекторов, служебные стили, компоненты с неймспейсами» (Flat hierarchy of selectors, Utility styles, Name-spaced components). Ну или веселье =)
За каждой буквой названия стоит определенный принцип:
Некоторые разработчики отмечают, что код, написанный с использованием этих принципов достаточно удобно писать и поддерживать; в некотором роде автор взял лучшее от БЭМ и SMACSS и изложил эти техники в простой и лаконичной форме.
Такой подход накладывает достаточно мало требований по структуре кода и проекта, он лишь устанавливает предпочтительную форму записи селекторов и способ их использования в разметке. Но в небольших проектах этих правил может быть вполне достаточно для создания качественного кода.
Вот и все!
Как видите, среди этих подходов нет идеального — все они обладают своими плюсами и минусами.
Поэтому мне остается лишь напомнить вам, что ни один из этих подходов не является абсолютной догмой — вы можете взять подход из начать творить что-то свое, или создать новый подход с нуля. И, может быть, именно этот метод позволит вебу подняться на следующую ступень.
Спасибо за внимание!
Автор: everyonesdesign
Источник [27]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/html/89264
Ссылки в тексте:
[1] БЭМ: #bem
[2] OOCSS: #oocss
[3] SMACSS: #smacss
[4] Atomic CSS: #atomic
[5] MCSS: #mcss
[6] AMCSS: #amcss
[7] FUN: #fun
[8] Заключение: #sum
[9] Яндекс: https://ru.bem.info/authors/
[10] Документация: https://ru.bem.info/
[11] инструменты: https://ru.bem.info/tools/bem/bem-tools/
[12] Здесь: http://clubs.ya.ru/bem/replies.xml?item_no=1398
[13] Николь Салливан (Nicole Sullivan): http://www.stubbornella.org/content/nicole-sullivan/
[14] Презентация: http://www.slideshare.net/stubbornella/object-oriented-css
[15] Джонатан Снук (Jonathan Snook): https://smacss.com/book/about
[16] Документация: https://smacss.com/
[17] Тьерри Коблентц (Thierry Koblentz) — Yahoo: https://twitter.com/thierrykoblentz
[18] Оригинальная статья: http://www.smashingmagazine.com/2013/10/21/challenging-css-best-practices-atomic-approach/
[19] ссылка на интересную презентацию того же Тьерри Коблентца: https://www.haikudeck.com/atomic-css-science-and-technology-presentation-dJ0xlFjhBQ#
[20] Роберт Харитонов — Одноклассники: http://rhr.me/
[21] Документация: http://operatino.github.io/MCSS/
[22] отличную презентацию: http://rhr.me/pres/mcss/
[23] Глен Маддерн (Glen Maddern): https://twitter.com/glenmaddern
[24] Документация: https://amcss.github.io/
[25] Бен Фрейн (Ben Frain): https://plus.google.com/107588612045728705538/posts
[26] Оригинальная статья: http://benfrain.com/enduring-css-writing-style-sheets-rapidly-changing-long-lived-projects/
[27] Источник: http://habrahabr.ru/post/256109/
Нажмите здесь для печати.