Люди и творчество

в 6:27, , рубрики: human resources, творчество, метки:

image

Настоящий пост адресуется тем молодым хабравчанам, которые представляют свое будущее в такой приблизительно последовательности:

  • написание нового кода,
  • организация собственной фирмы,
  • много денег.

Жизнь зачастую ущемляет или опровергает юношеские ожидания.

Нет, вам обязательно достанется что-либо ценное – жизнь устроена таким образом, что ни один ее участник не остается без награды, – но что именно станет жизненным призом, решать не вам. Не стоит питать иллюзий относительно того, получить что не предначертано вам никоим образом.

После жизнерадостного вступления перехожу к делу.
По моим многолетним наблюдениям, люди в отношении своего творческого потенциала делятся на три выраженные группы:

  1. не склонные к творчеству,
  2. находящие на промежуточной стадии от человека нетворческого к творческому,
  3. творцы.

Рассмотрим творческие возможности и жизненную перспективу представителей названных групп на примере лиц с техническим образованием – айтишников.

I тип. Творческий потенциал близок к нулю

Профессиональный путь людей первого типа зависит более от внешних обстоятельств, чем от внутренней предрасположенности.

Если они программисты, то коротают рабочее время за компьютером, довольствуясь общением с себе подобными и повышая внутреннюю самооценку утверждениями, что начальник козел (что, кстати, совершенно справедливо, поскольку все начальники по определению козлы). Если высказывания по поводу начальства не дошли до козлиных ушей, могут сделать карьеру. Какие-либо ограничения в карьерном росте отсутствуют: отсутствие в характере творческого начала позволяет быть покладистыми и изворотливыми, что и требуется для чиновничьей работы.

А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
А.С. Грибоедов.

Многие, при обладании здоровым авантюризмом и твердостью характера, подаются в бизнесмены. Я неоднократно наблюдал представителей первого типа, становившихся бизнесменами. Всех их характеризовал лозунг «Делай, как я»: как правило, они наблюдали за коммерческими успехами своего знакомого-приятеля-родственника и, поразмыслив, брались за тот же бизнес. Ровно за тот же самый, потому что выдать оригинальную идею, хотя бы в сфере бизнеса, люди первого типа не способны категорически. При решении заняться коммерцией они, подобно обезьяне в клетке, пародировали движения внешнего объекта и вдруг – кто бы мог подумать? – их бизнес пошел-пошел-пошел-пошел-пошел… Получалось в итоге замечательно.

В IT-индустрии более распространенным вариантом, в связи с очевидными трудностями копирования бизнеса, является наем в действующую компанию на должность специалиста или топ-менеджера. Вот никогда не понимал детской радости по поводу работы в крупных фирмах, в которых ты по определению являешься шестеркой шестеренкой общего механизма и не можешь заняться ничем, кроме того, что поручит тебе склонное к дебилизму начальство. А другим ничего, нравится. Но это к слову.

Особенностью людей первого типа является завышение собственного творческого потенциала, на самом деле нулевого. Они же классные специалисты, на административных должностях, а вы им в лицо такие обвинения бросаете!.. Да как вы посмели?.. Да у них огромный практический опыт, они в совершенстве владеют таким-то языком программирования, лично освоили такие-то системы, трудятся в таком-то мощном коллективе и совместно с другими корифеями реализуют такой-то (финансируемый сторонними инвесторами) перспективный проект. А вы… Вы сами-то кто, собственно?.. И статья ваша не пойми о чем, так что ступайте лесом, уважаемый автор!

Если вы искренне не понимаете, что я имею в виду, то скорей всего относитесь к первому, весьма распространенному типу.

Хотя я нисколько не умаляю достоинств данной группы и ответственно заявляю, что интеллект не коррелирует с творческим потенциалом. Можно быть нетворческим интеллектуалом, а можно – придурковатым творцом, вспомните смех божественного Моцарта из фильма «Амадеус». Каждому свое.

II тип. Творческие задатки развиты недостаточно

Профессиональная карьера специалистов второго типа аналогична рассмотренному выше, с тем отличием, что этим людям свойственно – чаще на подсознательном уровне – стремление к творческому труду.

Недостаточно, чтобы работа была непыльной, уважаемой и оплачиваемой – хочется, чтобы она радовала. Однако радость не всегда достижима: ну как радоваться жизни, когда на альтернативное место работы ехать на двадцать минут дольше и отпуск не три недели, а всего две? Неделя отпуска – не пустяки, как вы понимаете. А при меньшей заработной плате и решать не приходится, какое предприятие выбрать, поэтому фраза «Но ведь деньги нужно же зарабатывать?» – у представителей второго типа любимое самооправдание.

Так, в непрестанной тоске по высокому, проходит жизнь. Люди, неотличимые от представителей первого типа, сидят за своими компьютерами, выполняют никому не нужную работу, подобно представителям других типов величают начальников козлами, а в глазах у них неземная тоска.

Когда творческое прорывается наружу, представители второго типа позволяют себе необдуманные поступки, какие никогда не совершат нетворческие личности: мастерят что-то «для души» по вечерам, начинают исполнять профессиональные обязанности «как нужно», а не согласно высокой начальственной воле, или вовсе увольняются с работы.

Прихожу на работу я в пятницу, посылаю начальство я в задницу.
А. Галич.

Если люди второго типа бизнесмены, они могут выкинуть небольшую сумму на ветер. Однако смелости заняться тем, к чему изначально лежит душа, а также денег на благотворительность всегда не хватает, и статус-кво понемногу восстанавливается.

От беспросветности существования люди с недостаточными творческими задатками лезут иногда в петлю, чего никогда не встречается у представителей первого типа, которые хладнокровно ориентируются в окружающей экономической обстановке и не склонны к суициду.

III тип. Творец

Самый редкий тип.

Впрочем, вру: редкий в творческой деятельности, а применительно к другим жизненным реалиям более чем распространенный. Взять хотя бы женщин, которые тоже запрограммированы от природы на известные цели, вследствие чего не могут преуспеть в искусстве или науке. Глупо требовать творческого вдохновения там, где мысли витают вокруг приготовления ужина или предстоящей уборки. Исключения – случаи, когда женщины становятся крупными учеными (Софья Ковалевская) или писателями (Маргарет Митчелл) – имеются, но они лишь подтверждают общее правило.

И пожалуйста, не пытайтесь опровергнуть женское предназначение на примере бизнес-вумен: эта распространившаяся нынче порода свидетельствует о стопроцентно нетворческом характере любой административной деятельности.

Любую нормальную женщину тянет к деторождению и домашнему хозяйству, в точности так человека третьего типа тянет к творчеству, причем сила эта неодолимая. Творческое начало настолько преобладает в характере, что противиться не представляется возможным: человека буквально тащит по жизни, как безвольную марионетку, вопреки его собственной воле и внешним обстоятельствам.

Люди третьего типа – фанатики, в самом точном и высоком значении этого слова.

Если внешние обстоятельства против них, творческие люди превращаются в лузеров, просиживающих месяцами за разработкой никем не понимаемых и, как следствие, никому не нужных концепций или программных кодов. Если со стороны людей второго типа они могут рассчитывать на осторожное понимание и даже тщательно скрываемую зависть – не социальным положением, естественно, а тем, что вот человек, плюет на окружающее, находя в себе силы заниматься любимым делом, – то представители первого типа считают подобных тружеников откровенными идиотами. Нетворческим людям никогда не понять, как – просто потому, что ты запрограммирован на подобные занятия, родился для этого, – можно заниматься чем-то откровенно для себя невыгодным.

Лишь в редких ситуациях, при удачном стечении обстоятельств, творческим натурам удается реализовать себя в экономическом выражении. У людей искусства счастливый исход встречается чаще в силу того, что писателям, музыкантам, художникам требуется минимум вложений в профессиональную деятельность.

«Эрика» берет четыре копии. Вот и все, а этого достаточно.
А Галич.

Ученым, особенно современным, тяжелей: им, в отличие от средневековых предшественников, необходимы лаборатории и оборудование. Так как заниматься научной деятельностью за свой счет не представляется возможным, приходится работать в коллективах, в которых скапливается множество нетворческого сброда, который пытается диктовать ученому, чем ему заниматься, и т.д. и т.п. Хотя отделить зерна от плевел куда как просто – нужно всего лишь сообразить, чем бы занимался человек, если не выплачивать ему зарплату (но при условии, что он не умрет с голоду): ученый продолжит свои занятия, тогда как человек нетворческий станет повышать свой социальный «рейтинг» иным путем. Нетворческие люди тоже частенько запрограммированы, только не на научную деятельность, которую мы сейчас обсуждаем, а на что-то иное, чаще всего на повышение социального «рейтинга» посредством зарабатывания денег.

В исключительных ситуациях люди третьего типа могут рассчитывать на должности. Например, вы с детства бредите космонавтикой и соответствующий факультет окончили, а тут установка партии и правительства: показать Америке кузькину мать в области космических достижений. Под такое дело можно и научно-исследовательский институт получить в распоряжение (укомплектованный, как то водится, специалистами первого и второго типов. Однако наличие у научного учреждения творческого руководителя уже хорошо: появляются шансы на успех). Но пока соответствующая директива не поступила, оставайтесь в Калуге и не рыпайтесь.

Таким образом, изобретение чего-то провидческого и опережающего время не является гарантией востребованности, скорей наоборот. Непонимание данного факта приводит людей третьего типа к отчаянию и самоубийству.

На самом деле все не так мрачно, ведь в результате творческой деятельности человек получает иное – гармонию, льющуюся на него с неба. Творческие люди сами ничего не выдумывают и не изобретают, а являются проводниками божественного замысла. Этого никогда не понять представителям первого типа и чрезвычайно сложно ощутить представителям второго.

Автор: mikejum

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля