Почему люди играют в игры

в 6:04, , рубрики: геймдев, геймдизайн, игры, компьютерные игры, разработка игр, хулиганский геймдизайн

10+1 причина того, почему мы делаем то, что делаем.

Статья из серии «хулиганский геймдизайн». О геймдизайне пишет системный аналитик и программист, работавший какое-то время назад в геймдеве (ни разу не гейм дизайнер).

Статья написана в соавторстве с К. Очевидность. И, как всегда в этой серии, статья спорная и изобилует авторской экстраполяцией. Хотя ничего, что опровергалось бы известными мне фактами, я стараюсь не писать.

Поехали?

Люди не любят терять время.

Да, немногие вещи, мы ценим так дорого и тратим так бездарно.

Особенно обидно терять время на ожидание. И ещё более обидно, когда время есть, а занять нечем. Эти паузы легко заполняются играми. Делать нечего – так хоть поиграю.

Потом часто оказывается, что на играх мы «теряем» больше времени, чем сэкономили. Но такое ли оно потерянное?

Да, за это время мы могли бы построить дом, посадить дерево, поймать бобра, который пришёл грызть наше дерево… Да и завести детей проще, когда не сидишь за компом до утра. Не говоря о том, чтобы их вырастить.

Но, положа руку на сердце, считаем ли мы время, проведённое в играх таким уж потерянным?
Даже, если и считаем, то не до конца искренне. Почему? Потому, что есть ещё причины, по которым люди играют в игры. Например…

Люди любят фантазировать

В детстве мы представляем себя героями любимых книжек и фильмов. Играем в космонавтов, воинов, врачей. Проживаем жизнь героев, наслаждаемся их эмоциями. Это никуда не девается и после.

Для хорошей фантазии нужны рамки: сказочное королевство, исторические события, определённые жизненные обстоятельства. А игры, в отличие от кино и книг, не только задают рамки. А позволяют участвовать в полюбившемся мире.

А чтобы мир полюбился, нас достаточно удивить. Ведь…

Люди любят удивляться

Удивляться и восхищаться. Всё необычное привлекает наше внимание. Именно игры, которые нас удивляют (игровой механикой, графикой, игровым миром) и притягивают нас к себе.

Нам очень нравится всё новое, ни разу ещё не виденное, потому что…

Люди любят учиться

Да, да. Мы с самого рождения чему-то учимся. Ходить, держать ложку, складывать и вычитать. И продолжаем учиться до глубокой старости. Учиться – это же не только сидеть за школьной партой и «грызть гранит» в универе.

В повседневной жизни мы тоже учимся. Оптимизируем маршрут от дома до работы. Учимся включать-выключать свет не глядя. Выбирать из сортов макарон самый съедобный и т.п. Даже бомжи постоянно прокачивают скиллы, например, поиска алюминиевых банок. Хотим этого мы или не хотим, но постоянно учимся.

Может это и не основной инстинкт, но высокая приспособляемость человека – это результат его каждодневного обучения. Есть животные, применяющие инструменты для достижения своих целей. Но цивилизацию построили люди. Которым всегда мало того, чему они уже научились.

Любая игра – это и есть обучение. Навыки, которые развивают игры, в 99% случаев понадобятся только в играх. Но это обучение в чистом виде. Когда мы начинаем играть в новую игрушку, мы неловкие, невнимательные, делаем много ошибок. Но проходит совсем немного времени и…

Люди любят достигать цели

Очень любят. Во многом потому, что получается не так часто, как бы хотелось. В реальной жизни особенно. Даже те цели, которые кажутся достижимыми и достижение которых, зависит вроде бы только от нас… Даже они бывает, внезапно делают финт хвостом в самый поганый момент.

Жизнь слишком вариативна, чтобы все планы сбывались. А вот игры инвариантны (представьте себе). Они именно так и проектируются, чтобы наиболее привлекательные цели в них были бы достижимыми. Наиболее широкой аудиторией. По крайней мере, те игры, которые эту аудиторию имеют.

Так что же, делать все игры казуальными? Нет, потому что…

Люди любят бороться

Побеждать? Побеждать тоже. Но, именно, бороться. Нам требуется борьба.

Мы социальные существа. И как у всех социальных существ у нас постоянно происходит возня за место в стае. И даже не за первые места. Не за пульт машиниста, а хотя бы за удалённость от туалета в плацкартном вагоне. Но если в поезде мы можем просто купить билет на хорошие места (если вовремя подсуетимся), то в жизни наше положение в любой общности создаётся нами самими. Явно или неявно.

Единственный путь что-то изменить в текущей расстановке – это борьба. Вызов. «Шуточные» пикировки, демонстрация достижений в культуризме или финансовом плане, «дружба» за кого-то или против кого-то. Много всего есть.

Всё это сублимируется в игрушки. И, чем более чётко наше место жизни определено, тем более хочется этот вызов бросить. Тем более, что его можно бросить не злому начальнику, а не менее злому виртуальному боссу (да и завалить последнего попроще).

А за победу…

Люди любят получать вознаграждение

Халяву? Нет, именно вознаграждение. В реале с этим есть некоторые проблемы.

Сколько раз нам обещали… Закончишь проект досрочно – пойдёшь в отпуск в июле (ага, конечно – кто отпустит в отпуск человека, который «тащит» проекты). Проработаешь ещё три месяца прибавим зарплату (нет, мы конечно тобой довольны, но ты и так тут больше всех получаешь…) Ну и так далее.

В играх с вознаграждение проще. Ты знаешь, что оно будет и, часто, знаешь какое. Правда порой за двухнедельный эпический квест рандом выкидывает общеизвестную деталь моржа. А разработчики искренне считают, что это смешно и справедливо (ведь там же в рандоме полно вкусных рулезов). Но они просто не читали эту статью.

Если пройти в рассуждениях немного дальше, становится очевидно, что…

Люди любят определённость и стабильность

В играх простые правила. Во многих играх вообще правила нарушить нельзя – физически. Движок слишком простой.

Да, конечно, есть громадное количество всяких читеров, но по сравнению с реалом, подавляющее большинство игр просто фантастический заповедник законности.

И при всей искусственно созданной «несправедливости» игр, нам нравится, что здесь всё чётко и разложено по полочкам. Назадротил – получи. Начитерил – попался – получи бан. Поматерился – помолчи. Можно отдохнуть от того агрессивного мира, что нас окружает. Или от того, который создан средствами СМИ (ну любят они нас пугать).

И тут есть огромное поле для проявления хомячей натуры…

Люди любят накопления

Да-да. В реале мы отвыкли копить съестное – его можно купить в магазине. Копить вещи в сундуках ныне еще глупее. Копить деньги в «твёрдой», неподверженной инфляции, валюте или золоте не у всех получается. Обычно прямо наоборот – расплатиться бы с долгами, прежде чем влезть в новые.

А в играх мы радостно копим. Игровые деньги, улучшения, крутые шмотки, ачивки и репы. И хотя админы стараются сделать чтобы у игроков не нарастал жирок (особенно в F2P), но как же приятно почувствовать себя Скруджем Макдаком, заглядывающим в своё хранилище.

На самом деле в большинстве игр есть прямая, косвенная, скрытая или комбинированная инфляция. А в сетевых играх постоянно идут нерфы/фиксы. Но, соотнося временные рамки игр и реальной жизни, мы радуемся стабильности.

А ещё есть возможность прыгнуть выше головы…

Люди любят азарт

Почти в любой игре есть «казино». Даже в тетрисе может придти, а может не придти N «длинных» подряд. Это тоже проекция реала. Первобытному охотнику может посчастливиться найти большую вкусную дичь, попавшую в очень стеснённые обстоятельства. Землекопу может попасться клад. И даже неазартные люди играют в реале в рулетку – взять хотя бы работу. Появится ли судьбоносная вакансия в тот момент, когда ты ищешь работу или нет?

Плюс игр в том, что тягу к азарту можно удовлетворить «забесплатно». В хорошо сделанной игре, в которой есть разумное отношение рандома к скилу, прохождение уровня порой даёт такой же прилив эндорфина, как и выигрыш в лотерею.

А ведь главное, что…

Люди любят эмоции

Да, я бы мог упомянуть ещё, победы, социализацию, подъем самооценки и прочее. Но это не главное.

Мы играем в игры – потому что они дарят нам положительные эмоции. Каким образом?

Посмотрите чуть выше. Если ваша игра удовлетворяет, хотя бы половину пунктов выше, у неё есть, как минимум, потенциал. Если не удовлетворяет, то смотрите пункт первый – про потерянное время. Ваше потерянное время на разработку.

Да, если человек в реале испытывает то, что написано выше, то он в игры не играет или играет от случая к случаю. Но ничто не мешает порадовать тех, кто играет.

Дарите положительные эмоции. В любой сфере деятельности и, обязательно, в играх.

Автор: mclander

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js