Опыт создания квеста в реальности с использованием Oculus Rift и Leap Motion

в 20:03, , рубрики: escape room, Leap Motion, Oculus Rift, virtual reality, VR, виртуальная реальность, выхода нет, дополненная реальность, Игровой дизайн, игры, квест, квест в реальности, эскейп-рум

Опыт создания квеста в реальности с использованием Oculus Rift и Leap Motion - 1

Эскейп-рум (или квест в реальности, квест-комната) это один из вариантов игр в реальности, где игроки должны решать всевозможные головоломки, будучи ограниченными во времени в замкнутом пространстве. Одна из самых частых игровых целей — нужно выбраться из комнаты. Для этого требуется пройти цепочку из задач, близких по своей специфике к головоломкам в компьютерных квестах, на которых накладывается фактор реального мира.

Наша команда VR-AR Lab специализируется на проектах с использованием технологией виртуальной реальности. И так получилось, что мы стали партнерами в создании двух квестов в Лос-Анджелесе, в одном из которых помимо обычных загадок использовалась игра для очков виртуальной реальности Oculus Rift и датчика захвата движения Leap Motion.
Я хотел бы поделиться опытом работы над подобным проектом. Мои задачи на нем касались двух моментов. Во-первых, консультация в разработке игровой последовательности и головоломок, геймдизайна в целом. Во-вторых, создание и интеграция в одну из историй игры в виртуальной реальности, артдирекшн и менеджмент ее разработки.

Специфика разработки игрового процесса для квест-комнат

У партнеров в США до подключения нашей команды уже были определенные представления о сеттингах. Нужно было определиться со сценарием, игровыми задачами и совместными усилиями выстроить цепочку из игровых действий, а также понять, какое место в них займет игра в виртуальной реальности.

У меня есть некоторый опыт работы над классическими компьютерными квестами, что очень помогло на этапе препродакшена — речь о написании дизайн-документации, точнее о подходе к ее структурированию. Было понятно, что потребуется сформировать список возможных головоломок под сеттинги и написать игровую последовательность действий. Но при беглом изучении аналогов существующих проектов и посещении нескольких комнат сразу же нашлись и свои особенности, которые отличают подобные игры от классических компьютерных квестов. Вот что в итоге удалось обозначить.

Фактор времени и кооперация

В отличие от компьютерных квестов в реальных эскейп-румах есть уникальные черты, которые несколько меняют подход к разработке игровых ситуаций. Первое, что бросается в глаза — это фактор времени и кооперация в прохождении игры несколькими людьми.

В классических квестах, компьютерных играх в жанре эскейп-рум и, например, в жанре HOPA (Hidden Object Puzzle Adventure) не очень любят загадки на время, они сбивают многих игроков, которые привыкли к медитативному геймплею, размеренному игровому процессу и такой своеобразной дискретности игры в целом. Каждый игровой экран в подобных играх можно сравнить с иллюстрированным разворотом книги, который игроки могут разглядывать сколько вздумается. Каждую игровую задачу можно представить в виде кроссворда, для решения которого есть сколько угодно времени. Наличие внутриигровых временных ограничений меняет привычную игровую динамику.

Это же относится и к совместному прохождению — классический компьютерный квест является игрой для одного игрока и схема прохождения часто практически линейна, когда в каждый период времени можно совершить очень ограниченное количество действий, которые не требуют одновременной активации друг друга для решения. И как бы на первый взгляд странно ни звучало, но многие игроки не любят многовариантность и тем более рандом, когда в один период времени можно совершить сразу несколько ключевых действий, выставляя самостоятельно им приоритет. Особенно это касается любителей казуальных игр. Этому есть обоснование, но это уже мало касается темы статьи.

И здесь у эскейп-румов больше общего с играми вроде «Форта Боярд» и подобными ему развлекательными программами. Тут же проявляются и изначально менее заметные, но важные специфичные моменты.

Сложность и окончания игры

Сложность, как и во всех играх должна идти по нарастающей, когда самая первая загадка решается буквально сразу при заходе в комнату. Первые задачи должны быть очевидны, чтобы увлечь аудиторию с одной стороны и задать вектор движения по сценарию с другой.

При регулировании сложности игры на время не стоит ставить задачу стопроцентной проходимости – участие важнее выигрыша.
Блок задач по балансу получается довольно объемный. Но тут, занимаясь регулированием сложности, стоит держать в голове, что участие важнее выигрыша. Надо понимать, что эскейп-рум – это такая форма совместного времяпровождения, аттракциона — люди должны получить удовольствие вне зависимости от того, на каком этапе закончилась игра, достигли игроки финальной цели или нет. То есть проигрыш не должен доставлять отрицательных эмоций. Кульминация в игре может быть эффектна в любом случае — либо бомба «взрывается», либо мы ее сможем обезвредить; либо мы убегаем из комнаты, либо там появляется маньяк с бензопилой. Все эти концовки, должны вызывать вау-эффект. Нужно продумать запоминающиеся окончания для проигрышей, тогда все останутся довольными вне зависимости от результата. В компьютерных играх чаще всего проигрыш имеет четкую негативную окраску.

Цель ясна и понятна

Опыт создания квеста в реальности с использованием Oculus Rift и Leap Motion - 2

Игроков не стоит перегружать большим объемом информации перед игрой. Они должны точно понимать цель игры. Если саму игровую цель предстоит найти в процессе прохождения, это должно быть также ясно перед входом в помещение.

В основном рассказывают вводную в 2-4 предложения и обозначают четкую задачу — найти и обезвредить бомбу, отыскать улики, выбраться из ловушки маньяка и т.п. Конечно, сама цель может измениться в процессе (пришли за уликами, а оказались заперты в ловушке), но вот вводная так или иначе должна быть очень емкой, в противном случае информационный перегруз в начале игры может сбивать игрока, когда он начнет сам выдумывать себе ложные цели из-за того, что что-то не так понял или услышал в предыстории. Получается, что перед игрой сама предыстория не так важна (а в некотором смысле и вредна), как простая постановка цели.

Действия, а не история

В продолжение пункта выше. Сюжетные перипетии отходят на второй план. На первом — действия. Такая стратегия выбрана именно для первого проекта. Для начала хотелось бы пройти цикл создания игры, работая с более очевидными игровыми ситуациями, а позднее можно было бы начать эксперименты с нарративом.

Без лишних деталей

В окружении не должно быть лишних деталей, которые могут двояко интерпретироваться игроками. В противном случае высок шанс, что игроки начнут создавать несуществующие взаимосвязи и наделять собственным смыслом элементы окружения, которые не имеют никакого отношения к сценарию.

Все моменты выше также с этим связаны. В компьютерной игре это легко решается через интерактивность тех или иных игровых областей на экране, но в реальном мире игрок может взаимодействовать со всем окружением до которого возможно дотянуться.

Акцент на совместное решение задачи и параллельные действия

Так как в комнате находится несколько человек, нужно чтобы все они не сидели без дела. Некоторые задачи стоит сделать такими, чтобы для их решения требовалась кооперация. Про параллельные задачи я написал чуть выше.

Конечно, как и в любой группе определится «альфа», авторитету которого многие подчинятся и будут выполнять указания, но нужно сделать так, чтобы вообще никто не скучал. Для этого можно параллелить некоторые головоломки в рамках одного условного игрового шага. Но при этом нельзя допустить большого количества одновременных действий, которые могут создать хаос в игре.

Технологические решения

Это то, что может являться USP проекта. Механические и цифровые головоломки создают вау-эффект лучше всего (хотя нельзя все же забывать, например, о персонажах, которых также можно задействовать в игре). На них нужно сосредоточиться в первую очередь. Качественная реализация таких головоломок станет также хорошим конкурентным преимуществом.

Работа над дизайн-документом

После формирования всех этих соображений началась работа над дизайн-документацией проекта.
Сначала был сформирован список идей для головоломок и возможных простых действий в рамках заданных сеттингов. В это время партнеры в штатах занимались синопсисом сюжета. Когда первый черновик сценария появился мы отобрали наиболее подходящие головоломки и действия из списка, которые лучше соответствовали сценарию.

После этого началась работа над описанием игровой последовательности — нужно было задать чекпоинты в виде основных головоломок. Так новый материал в игре удобно будет дозировать в рамках этих условных точек (например, получение доступа в новое помещение или к тумбочке, где размещены новые объекты и подсказки к следующим задачам и т.п.). Тогда не возникнет хаос, когда игроки станут перегружены одновременным появлением большого количества подсказок и головоломок.

Пространство между такими точками можно заполнить дополнительными более мелкими игровыми задачами, количество которых будет удобно балансировать в дальнейшем.

Эти документы являются не четкими ТЗ, которые пишутся один раз. Документация видоизменяется и в процессе написания и во время работы над комнатами и после тестовых игр — это «живые» тексты (в итоге многие игровые ходы в комнате довольно сильно отличались от изначально описанных в документе или были заменены на аналоги, в которых использовались игровые объекты, которые уже были в наличии или которые было проще достать).

Параллельно этим процессам началась работа над созданием игры для Oculus Rift.

Виртуальная реальность, как часть квест-комнаты

Опыт создания квеста в реальности с использованием Oculus Rift и Leap Motion - 3

Как можно использовать виртуальная реальность в историях с эскейп-румами? Можно относиться к ВР, как просто к одному из типов оригинальных пазлов. Не стоит сбрасывать со счетов и интерес к самой технологии — многие люди только лишь слышали что-то об очках виртуальной реальности, и это, конечно, стоит использовать.

Но нам было интересно пойти дальше, идея заключалась в расширении пространства игры в самом прямом смысле этого слова. И на уровне геймплея, и на уровне повествования. За счет этого можно сильно разнообразить весь игровой процесс, сделать его более насыщенным. Сделать своеобразную игру в игре, где также можно выстроить интересную систему взаимосвязей ВР и реальной комнаты, когда действия в действительной реальности будут влиять на виртуальную и наоборот.

Нашим партнерам была изначально интересна связка Oculus Rift и Leap Motion, когда датчик движения рук устанавливается прямо на очки.

Нам же стратегически важно было сделать так, чтобы история с виртуальной реальностью запомнилась игрокам больше всего. Речь идет о создании мощного вау-эффекта и от использования самой связки очков с датчиком движения рук, и от сюжетного поворота, который используется в игре с появлением этих устройств, и от самих головоломок в ВР в целом. Это нужно было не только просто в рамках удачного запуска одной лишь комнаты. Если эффект окажется мощным, то это доказывает, что интерактивные головоломки можно и нужно использовать в квестах в реальности, делая их центровыми элементами в игре.

Это то, что касалось бизнес-задач. Если говорить конкретно об игре, то акцентировались следующие моменты.

Взаимодействие реальности и виртуальности

Нужно было, чтобы виртуальная реальность в том или ином виде пересекалась с реальной комнатой и игровыми задачами в ней. Было решено создать с одной стороны опосредованный геймплей в ВР (но хорошо обоснованный в рамках сценария), а с другой – использовать его результаты в качестве подсказки к головоломке в реальности. При этом, параллельная задача в реальной комнате может давать подсказку к решению головоломки в ВР, тогда параллельно игроку в виртуальной реальности, остальные игроки смогут участвовать в решении другой головоломки.

Стилистические аспекты

И сами очки, и виртуальное окружение должны быть вписаны в сеттинг и не читаться вырванными из контекста истории, но само виртуальное пространство может создавать визуальный контраст с реальной комнатой, в которой находятся игроки, делая игру насыщеннее.

Решение проблем трекинга Leap Motion

Интересный момент. Те кто знаком с технологией Leap Motion прекрасно знают, что работа виртуальных рук далека от идеала. Речь даже не просто о мелкой моторике, но и об элементарных жестах и вообще о созерцании виртуальных рук — они могут постоянно пропадать, мерцать, слетать и т.п. И это плохо — многие люди могут испугаться — подумать, что они что-то сломали или что-то делают не так. Но это все вполне возможно «сгладить».

Первое, что пришло в голову — это постараться обыграть недостатки датчика на уровне повествования, ведь нарратив может поглотить страхи.

В зависимости от сеттинга можно все свести, например, к проведению магического ритуала или сложного научного эксперимента, где каждое действие четко прописано — можно снабдить игрока инструкцией, как именно нужно держать руки перед датчиком, чтобы все работало, как нужно. Через тексты и какие-то визуальные подсказки в комнате мы можем объяснить, что головоломка в ВР — это непростое испытание, и для работы с «устройством» требуется сила воли и определенный настрой, человек должен быть сосредоточен и полностью сконцентрирован на задаче, иначе «связь» будет пропадать. Руками нужно двигать аккуратно и следить за каждым движением, иначе случится сбой.

Теперь получается, что возможные проблемы с датчиком становятся частью игрового условия и задачей игрока является не просто решение головоломки, но и само обучение работе с устройством так, чтобы головоломка была в итоге решена.

Второй момент. Чтобы датчик работал лучше нужно убрать вокруг человека лишние предметы, которые могут сбивать его работу. Не должно быть зеркальных поверхностей и большого количества объектов в целом. Тем более, рук других игроков, которые могут определяться Leap Motion. Отличный вариант — человек взаимодействует с датчиком на фоне пустой ровной стены.

Для этого можно зафиксировать стул у стола с Oculus Rift так, чтобы его нельзя было повернуть. А в игре можно так отпозиционировать игровые элементы, чтобы при игре с ними в виртуальной сцене игрок не оборачивался в сторону других игроков.

Теперь непосредственно про саму головоломку. Сразу было решено, что лучше максимально упростить жесты, которые используются в игре. Все управляющие элементы также можно расположить на удобном расстоянии от игрока, чтобы за ними не требовалось тянуться в виртуальном пространстве. Если происходят какие-то смещения объектов (подробнее про механизм головоломки, к сожалению, я не могу рассказать из-за NDA), то они должны происходить на небольших расстояниях, чтобы игрок, опять же, не мог потерять руки из зоны действия датчика.

По итогам тестирования головоломки опосредованно от игры в комнате 100% игроков ее решали.

Тестовые игры

Изначально было решено, что только тестовые игры на различной возрастной аудитории расставят все по своим местам и игровая последовательность между контрольными точками может либо сократиться либо увеличиться. Некоторые задачи могут стать проще или сложнее, если игроки будут слишком долго или быстро проходить игру без подсказок.

Примерно после месяца работы (с момента нашего подключения на проект) начались первые тестовые игры. И все пошло по плану на уровне игровой последовательности. Игрокам очень хорошо запоминалась история с виртуальной реальностью. Эффект был именно таким, как мы и рассчитывали — игроки даже тратили игровое время, чтобы просто побыть в ВР, по очереди надевали очки, играли с Leap Motion.

Что касается общей игровой последовательности, то ее вообще фактически не потребовалось балансировать.

Сейчас уже идут игровые сеансы в комнате с Oculus Rift. У проекта недавно открылась вторая комната. Что касается нашей команды, то есть несколько идей относительно развития темы с эскейп-румами и различными интерактивными решениями в них, но об этом в следующей статье.

Автор: dtFc7

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля