Как прослушивали советских граждан. Немного истории и современные реалии

в 11:43, , рубрики: информационная безопасность, История ИТ, кгб, прослушивание, Сетевое оборудование, СОРМ, метки:

Как прослушивали советских граждан. Немного истории и современные реалии - 1

О том, как работали спецслужбы в СССР, известно довольно много, хотя и не все. Тем не менее, достоверно известно, что в СССР существовала система прослушивания телефонов. Эта система была достаточно развернутой, прослушивали многих, пишет Cnews. Но насколько все это было эффективным?

Ответы даются на вопрос в недавно вышедшей в США книге Red Web. Конечно, стоит с определенной степенью осторожности относиться к такого рода литературе, но готовили книгу не дилетанты, а российские журналисты, хорошо знакомые с тематикой.

Кто и как прослушивал?

Прослушиванием занимался 12 Отдел КГБ СССР. В столице страны, Москве, было более 160 пунктов прослушивания. Размещались такие пункты на АТС (под оборудование и людей выделялись целые комнаты), в некоторых зданиях КГБ и в центральном пункте прослушивания, который располагался на Варшавском шоссе.

Различные точки прослушивания специализировались на разных объектах. Какие-то «слушали» посольства иностранных государств, какие-то обычных граждан, еще были пункты, прослушивавшие чиновников не самого высокого ранга. Запрещалось прослушивать лишь высшее руководство Коммунистической партии страны. Инициатором ввода такой системы в работу стал Юрий Андропов.

С автоматикой в то время дела обстояли не слишком хорошо, поэтому в пунктах работали операторы — преимущественно, женщины. Они прослушивали телефонные переговоры, и записывали некоторые на пленку, какие-то разговоры и стенографировались. Каждый оператор, как указывается в книге, должен был узнавать не менее 50 различных голосов.

Как прослушивали советских граждан. Немного истории и современные реалии - 2

За свою работу операторы получали около 300 советских рублей — если кто не помнит, это была весьма значительная сумма, поскольку средняя заработная плата составляла 150-180 рублей.

Операторов контролировали представители КГБ, в основе своей тоже женщины. Их обязанностью было следить за соблюдением правил.

Насколько все это было эффективно?

Очень неэффективно, поскольку система практически не имела общего центра. Проблемой, к тому же, были разнородные АТС, некоторые из которых создавались еще в 30-х годах 20-го века. В результате одновременно прослушивалось не более 300 разговоров. На расшифровку же часа переговоров требовалось около 7 часов.

А что у других?

В ГДР была разработана и внедрена схожая система. Только была она гораздо более совершенной. Работу эта система начала в середине 50-х годов прошлого века, а в 80-х ее значительно модернизировали. Называлась модернизированная вариация такой системы Ceko-2.

Она была централизована, и около 70% всех прослушиваемых переговоров проходило через центральную станцию. Одновременно разведка могл слушать более 400 тысяч разговоров. Общее же количество телефонов в ГДР тогда составляло 8 млн. В общем-то, единовременно вели разговоры как раз несколько сотен тысяч человек, поэтому система могла слушать почти все.

Международные переговоры

Во время Олимпиады 1980 года в работу была введена международная телефонная станция М-9 с 1,6 тысяч международных автоматических телефонных линий. КГБ изначально была против такой станции, но инженеры смогли найти решение, позволившее контрразведчикам прослушивать все каналы, и ведомство успокоилось.

Хотя и ненадолго — уже в 81-м году было решено сократить число международных телефонных линий с 1,6 тысяч до 100.

Запрет на введение в работу автоматических международных телефонных линий был снят лишь после развала СССР.

А что сейчас?

Сейчас в РФ работает «система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий» (СОРМ). При этом „технические средства“ работают не только с целью прослушивания телефонных переговоров, но и с целью анализа трафика отечественных провайдеров. До 2013 года не существовало официальных требований к оборудованию для проведения СОРМ в отношении интернет-провайдеров. Ранее, несколько лет назад, были введены требования к оборудованию для проведения СОРМ отношении операторов телефонной и радиотелефонной связи. В 2013 году были сформулированы требования к оборудованию и для интернет провайдеров. Эти требования собраны в III части Приказа.

В данном документе указываются требования к оборудованию и программному обеспечению, требования, которые нужны для проведения СОРМ (в отношении провайдеров это СОРМ-2). Кроме всего прочего, в этом проекте содержится и список интернет-сервисов, которые подлежат контролю со стороны СОРМ. В число таких сервисов входят всем известные mail.ru; yandex.ru; rambler.ru; gmail.com; yahoo.com. apport.ru; rupochta.ru hotbox.ru, ICQ и некоторые другие сервисы.

«Невыполнение этого требования может повлечь наложение на оператора связи административного наказания за несоблюдение лицензионных условий на основании ст. 14.1. КоАП РФ, поскольку одним из лицензионных условий большинства лицензий о связи является реализация требований к сетям и средствам связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Невыполнение указанных требований также может повлечь принятие решения лицензирующим органом – Роскомнадзором — о приостановлении действия выданной оператору лицензии, а также об аннулировании этой лицензии», говорится в том же Приказе.

В этом году поставить СОРМ обязали и почтовые службы РФ. Соответствующее указание содержится в приказе Минкомсвязи «От утверждении требований к оборудованию автоматизированной сортировки почты, обеспечивающему выполнение установленный действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий». Установка соответствующей системы должна быть выполнена компаниями в течение года с момента вступления приказа в силу. «Ввод в эксплуатацию технических средств в сети оператора связи производится в соответствии с разработанным органом Федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок их ввода в эксплуатацию. План разрабатывается в срок до трех месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган Федеральной службы безопасности», комментируют процесс установки системы в пресс-службе ФГУП «Почты России».

Средства на установку СОРМ и провайдеры, и почтовая служба должны искать самостоятельно.

Автор: marks

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля