От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

в 13:28, , рубрики: usb flash drive, Блог компании «Samurai24», информационная безопасность, парольная защита, Электроника для начинающих, метки: ,

От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)
Добрый день!
Продолжу рассказ о создании защищенной флешки Samurai. Первую часть рассказа Вы можете прочесть здесь — От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России.
Когда идея была более или менее сформулирована, мы приступили к ее реализации.

Прототип (ноябрь 2007)

Сначала был разработан макет флешки, размеры которого нас особо не тревожили. В итоге он получился размером с пачку сигарет.
В момент разработки появился клиент, который немедленно приобрел 20 таких «флешек». Это была плата, обтянутая термоусадкой, с выпуклостями от кнопок клавиатуры.

Вот «эволюция» печатной платы с примерами.
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

Патент (январь 2008)

Если ты что-то придумал, а уж в современном мире, особенно богатом на разные «выдумки», то надо сразу запатентовать. Пока это не придумал, а главное – не запатентовал кто-нибудь другой!
В патентном праве столько нюансов, что можно как многое приобрести, так и все потерять.
Например, если Вы получили патент в России, дела пошли «в гору» и Вы решили запатентовать устройство по всему миру, то Вам скажут что в России уже есть похожее и Вы не можете получить международный патент. И катания по полу и крики, что «Это и есть мой патент!» — не помогут.
Так же, ни для кого не секрет, что флешка с паролем — это не новинка. Но есть специально обученный человек — «патентный поверенный», вот он и найдет лазейки и составит патент во-первых, уникально, а во-вторых – грамотно, и его утвердят и зарегистрируют.
Именно по этим причинам мы обратились к «проверенному» поверенному.
Поиск патентных поверенных в реестре. Ужасно работает этот государственный сайт. Он и так лежит – без хаброэффекта, так что просьба «не все сразу».
Сначала патентный поверенный должен найти аналоги и прототипы, то есть проверить, не противоречит ли наше устройство чужим патентам. Это занимает около месяца. А по всему миру патентный поиск займет около трех месяцев.
Поисковик по патентам в России

Один из патентов:
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

Нашлось огромное количество корейских патентов на подобные флешки. Но патенты есть, а производства нет. Не выпускают, видимо ждут, когда кто-то запустит производство, а уж тогда немедленно примутся отсуживать свой процент.

Наконец, составили грамотный патент, который ни с какими другими патентами не конфликтовал.
Обошлось это все около 200 тыс. руб. в 2008 году. Мы подавали заявку сразу на три устройства:

Международное патентование стоит тоже около 200 тыс., но уже американских долларов.
Хотя на патенте и написано, что его срок действия истекает в 2018 г. (см фото), но если не платить ежегодно за «поддержание» от 1,5 тыс. руб. до 4 тыс. за каждый, то обращение к ним в случае патентных споров будет невозможным. Делаем через того же поверенного.

Со временем мы получали новые патенты, так как изменялся форм-фактор или принцип действия оборудования.

Промышленный дизайн (февраль — март 2008)

Промышленный дизайн (как говорит Wikipedia) — это отрасль дизайна, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.
Короче, именно то, что нам и нужно: разработка дизайна и документов для дальнейшего создания пресс-формы корпусов.

Долго не могли найти компанию, которая сделает промышленный дизайн. Не будем скрывать почему. Смотрите сами:
Коммерческое предложение:
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

Как видите, стоит это — миллион рублей! У нас таких денег не было, а кредиты еще не вошли в моду :)
Маялись мы маялись, но нашли решение в виде фрилансера по имени Илья Мелехов. Автомобильный дизайнер по образованию, художник и вообще творческая личность – он взялся за эту задачу с азартом и энтузиазмом. Он сделал все, что было в выше приведенном «прайсе», но за меньшие деньги и в отличном качестве.
Мы ему предоставили чертеж платы с размерами, и вскоре получили карандашные эскизы.
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

Ну что мы выбрали — Вы уже знаете. Потом поиграли с цветом. Корпуса были и черными, и белыми, и даже желтыми.

Все, что было до этого момента, было чем-то нематериальным и зависило только от нас. Дальше начинается самая трудная часть пути «Самурая» в России.

Пресс-формы (май 2008 -август 2009)

Что это такое прессформа можно узнать в той же Вики
А в кратце это железная форма для изготовления корпусов (как у детей в песочнице, только по серьезней).
С чертежами Ильи в руках мы стали искать тех, кто нам ее сделает. Т.к. изначально было решено делать корпуса из пластмассы, то нам требовалась и пресс-форма для этого материала.
В 2008 году с изготовлением пресс-форм было туго. И поиск компании занял довольно продолжительное время. Да и тех, кого мы нашли, стали быстро нас напрягать. Люди, которые вечно пропадают и не берут трубки, попросили 100% предоплату т.е. 300 тыс. руб. Но сошлись на 50% и не зря! Вместо запланированных 2-4 месяцев изготовления, они умудрились растянуть сроки до 14-ти месяцев. Каждый месяц они рапортовали о продвижении дел, но фактически дела обстояли совершенно иначе.
После изготовления пресс-формы они должны были приступить к выпуску корпусов. И даже обговорили количество: 1000 шт.
В итоге то, что выходило из под их пресс-формы приходилось реально допиливать напильником, что-то откусывать кусачками или ковырять пальцем. Некоторые элементы в пластмассовых деталях, не смотря на четкие чертежи, картинки и компьютерную 3-D модель, были совершенно не похожи на утвержденный образец.
На вопрос: Почему так получилось?! (не оригинал вопроса)
Был получен такой ответ: Мы подумали, что так лучше будет выглядеть.
Ну Вы поняли, что остальные 50% они не получили.

Как говорится «найдите 3 отличия»:
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

Изготовление корпусов (май 2010)

Как только мы получили первые корпуса, то поняли, что ошиблись в материале. Это был последний гвоздь, забитый в гроб пластмассового корпуса)))) — он дешево «ощущался» в руке, на нем оставались царапины и заусеницы.
Хотя мы делали модель на 3-D принтере, чтобы «поюзать» флешку, но тогда она таких ощущений не вызывала.
Дизайнер Илья, еще когда разрабатывал нам эскизы, уже тогда говорил что, алюминиевый корпус подходит больше, чем пластмассовый. Мы решили попробовать алюминий. Наша пресс-форма для этого не подходила.
Попытка выйти на какой-либо завод не увенчалась успехом. Так, как партии по 100-300 шт. в месяц никого не интересуют, заказы начинаются от тысячных партий.
Опять же, пришлось, используя личные знакомства, «пристраиваться» к компаниям, делающим большие заказы и просить их изготовить корпуса.

Сейчас корпуса нам делают из алюминия, все по тем же чертежам. Делают его так:
• Берут брусок алюминиевый и обрабатывают края — округляют;
• Из него «выбирают» фрезой сердцевину, а потом делает отверстия для клавиатуры;
• После производят защитную обработку металла -«анодирование»

Сразу хочу предупредить, что анодирование в Москве запрещено, т. к. работы ведутся с использованием кислот и щелочей. Поэтому корпуса нам производят в Подмосковье, что усложняет доставку и производственный процесс.

И даже в таком отлаженном процессе, нам то стенки корпуса стачивают до толщины листка бумаги, то анодированием сжигают корпуса. В итоге до 30% брака, который возвращаем.
В итоге понимаем, что нужны сотрудники, проверяющие качество корпусов, и такое расточительное вытачивание корпуса выливается в стоимость, равную стоимости готовой китайской флешки объемом 32 Гб с доставкой и таможней.

Рождение бренда и стиля (весна 2011)

Пока мы проходили этот сложный путь, компания проходила его вместе с нами: менялись офисы и сотрудники, поменялось и направление деятельности компании. В итоге было решено отказаться от перепродаж оборудования по безопасности, разработать свой бренд и заниматься одним направлением – системами уничтожения информации.
Вариантов названия бренда было достаточно, от «Сусанина» до «Павлика Морозова»))))))), но решили, что в мире более понятно прозвучит название «Samurai». Был создан новый сайт компании www.samurai24.ru и дизайнер разработал коммерческий стиль: логотипы, конверты, инструкции и т.п.
Ребрендинг обошелся где-то в 100 тыс. руб.
Вот такие у нас были логотипы до прихода ребрендинга.
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

Упаковка

И «вишенкой на торт» в разработке любого гаджета является упаковка. Это последний этап в разработке, но первое что увидит покупатель, поэтому важно сделать ее наиболее креативной. Мы до сих пор спорим о внешнем виде упаковки, как минимум потому, что собрирать текущую коробку для флешки нужно в течении 30 минут.
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)
От идеи до гаджета. Путь «Самурая» в России (часть 2)

В заключении

Следующий этап в жизни Самурая — это получение сертификата от ФСТЭК и ФСБ. Но здесь тоже огромное количество подводных камней: начиная с того, что подготовить документы во ФСТЭК стоит от 200 тыс. руб. и занимаются этим на всю Россию всего около 9 компаний и заканчивая тем, что это длится минимум полгода.

Из нашего опыта хотим посоветовать: пытаясь разработать какой-либо гаджет в нашей стране с нуля, будьте готовы к нескольким годам трудного пути и отвратительной работе предприятий.
Если хотите значительно сэкономить и проявить индивидуальный подход, то обращайтесь к фрилансерам. Так же, наивно полагая, что имея завод тут под боком, все получится быстрее — жестокое заблуждение. Наши знакомые делали пресс-форму для других изделий в Китае, им обошлось это и дешевле, и быстрее, и что самое главное — качественнее.

Если вы еще не смотрели наш профиль, то хотелось бы сказать, что находимся мы в г. Москве на территории технопарка «Строгино». Нам тут помогают как организационно, так и финансово. И нам государство выделило субсидию на разработку и возможность «встать на ноги». Палка о двух концах: мы не можем покупать или производить корпуса или другие элементы для нашей флешки за пределами России.

Так что, если правильно подходить к делу, то найдутся и люди, и деньги, и помощь в вашем стартапе! Дерзайте!

PS:
После выхода первой статьи нам посыпались вопросы, что и как. Здесь попытался указать как можно больше реквизитов, чтобы облегчить Ваш путь. Если есть еще вопросы, как запустить производство в России-задавайте прямо в комментариях т.к.
1) что бы все видели ответ
2) я не успеваю отвечать на вопросы и не могу говорить за все стороны производства. А тут ответит, тот кто ответственен.

Подписывайтесь на наш блог. В ближайшее время мы устроим распродажу нашего оборудования для хабровцев.

Источники:
Первый сайт компании
Технопарк «Строгино»
Компания по производству печатных плат
Дизайнер Илья Мелехов
Поиск патентных поверенных в реестре
Поисковик по патентам в России

Автор: AlexandrPo

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля