Подделываем письма от крупнейших российских банков

в 11:14, , рубрики: банки, информационная безопасность, письма, подделка писем, пофигизм

Однажды я просматривал электронную почту и наткнулся на спам от БинБанка. Это было особенно странно, так как мне предлагали не банковские услуги, а что-то на уровне «Доход 70000 рублей за день». Похоже, спамеры начали отправлять письма от имени разных компаний (вероятно, чтобы обходить какие-то фильтры). Если вам интересно почитать о подделке писем от крупнейших российских банков и полном игнорировании проблем со стороны службы безопасности, то добро пожаловать под кат.

Подделываем письма от крупнейших российских банков - 1
Достаточно простой пример поддельного письма

Для начала немного теории. Электронная почта — это очень удобная вещь, обладающая достаточно серьезным недостатком: письмо очень легко подделать. Вы не всегда можете быть уверены, что это письмо отправил банк, а не какой-то злой хакер, который хочет украсть ваши деньги. Для защиты от этого были придуманы такие вещи, как SPF и DMARC (о них уже много раз писали на Хабре: раз, два и три). Если описывать эти технологии коротко, то они позволяют сказать, кто может отправлять письма от этого домена и что надо делать с поддельными письмами.

Подделка писем при правильном использовании может быть весьма опасной: подумайте, как отреагирует человек, если ему придет не тупой спам, а достаточно адекватное письмо с домена банка с просьбой сменить пароль или с рекламой нового банковского сервиса, на котором можно авторизоваться с помощью основного аккаунта и получить кучу бонусов? Я уверен, что многие поверят этому письму и что-то сделают.

Получается, что БинБанк забыл о такой проблеме и оставил своих пользователей под угрозой. Я немедленно написал в техподдержку письмо, где рассказал об этом. Через некоторое время я получил вежливый ответ от банка, в котором он извиняется за то, что я испытал неудобства.

Когда я понял, что техподдержка вообще не заинтересована в этом, я решил посмотреть, какие еще банки подвержены такой проблеме.

Я выбрал следующие банки из рейтинга banki.ru:

  • Сбербанк
  • ВТБ
  • Тинькофф
  • Газпромбанк
  • Открытие
  • РоссельхозБанк
  • Альфабанк
  • Московский Кредитный Банк
  • Промсвязьбанк
  • ЮниКредит Банк
  • БИНБАНК
  • Росбанк
  • Райффайзенбанк
  • Акционерный Банк «Россия»
  • Рост Банк
  • Совкомбанк
  • Ак Барс
  • Банк Уралсиб
  • Банк Русский Стандарт
  • Национальный банк «Траст»
  • Ситибанк
  • Авангард
  • Модульбанк
  • ДельтаКредит
  • Транскапиталбанк
  • СМП Банк
  • Сетелем Банк
  • Локо-Банк

После я посмотрел, используют ли они SPF и DMARC. Есть довольно опасное заблуждение, что SPF достаточно для защиты домена от подделки писем: фактически, многие почтовые сервисы игнорируют SPF (привет, mail.ru), плюс SPF не защитит вас от поддельных писем от несуществующих поддоменов. Обязательно стоит использовать DMARC.

Радует то, что у все банков, кроме четырех (Промсвязьбанк, Акционерный Банк «Россия», Совкомбанк, Уралсиб) хотя бы был настроен SPF.

Пять банков (Сбербанк, Газпромбанк, БИНБАНК, Росбанк и Ситибанк) почти смогли настроить DMARC, но установленная ими политика (none) не требует никаких действий с поддельными письмами.

И только один банк на момент проверки был защищен: это Тинькофф. Вероятно, существование программы вознаграждений за найденные уязвимости и адекватная служба безопасности что-то значат.

В целом, результаты оказались очень грустными: только один банк из 28 защищен (я почти уверен, что и другие банки, которые не попали в список, имеют подобную проблему).

Я отправил каждому банку письмо с описанием проблемы. И вот тут стало совсем грустно: после недельного ожидания и повторной отправки писем я получил всего четыре адекватных ответа (это Промсвязьбанк, РоссельхозБанк, Сбербанк и Ситибанк). Остальные проигнорировали письма или отправили стандартное сообщение о том, что мое обращение принято и я получу ответ в ближайшее время (нет). Отдельный привет Газпромбанку, который захотел общаться только по телефону.

С момента отправки последнего уведомления об уязвимости прошло больше месяца (последнее письмо было отправлено 6 марта), результаты следующие: Сбербанк успешно внедрил DMARC, БинБанк начал что-то делать, а Тинькофф просто молодец. Остальные банки, похоже, решили ничего не делать.

На самом деле, ситуация ужасная: во всех системах бывают уязвимости, но когда информацию в готовом виде приносят прямо под нос, возможно, можно что-то сделать? Наверное, хотя бы ответить на письмо?

И да, эта статья ни в коем случае не поощряет мошенничество и отправку поддельных писем от имени банков.

Автор: pyrk2142

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля