- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Вы когда-то пробовали внедрить в компании новые регламенты и инструкции? Если да, то наверняка знаете, какая буря возмущения обрушивается со стороны коллектива. Как минимум, вас начинают тихо ненавидеть, как максимум — появляются сплетни, какие-то немотивированные заявления об уходе и общая паника. Стоит ли откатывать процесс? Нет. Если появилось возмущение и сопротивление такому «ограничению свободы», скорее всего вы задели чьи-то интересы. И вроде вы не перегибаете, а вводите минимальные меры по защите, но по мнению части сотрудников, закручиваете гайки, насаждаете режим, давите авторитетом и перекрываете воздух свободы. Успокойтесь — вы на правильном пути. И перекрыв тот самый «воздух свободы», вы позволяете своей компании не про*****, а сохранить «полимеры». Потому что работаете с корпоративной безопасностью, которая в последние несколько лет изменила лицо. Так что давайте познакомимся с ней снова.
Нам очень нравится советский плакатный жанр. Там было много про технику безопасности. Бизнес вполне может переосмыслить промышленные советы. Не наступайте на грабли, загибайте гвозди — короче, работайте на опережение.
Этой статьи не должно было быть — в планах стояли совсем другие, мирные темы. Но обсуждение предыдущего поста [1] в комментариях и не только натолкнуло нас на мысль, что с безопасностью в российском бизнесе дела обстоят примерно так же, как и с CRM-системами [2]: крупные и опытные и так всё знают, а остальным не надо — «эксельки» (MS Excel) хватит. Тем удивительнее было видеть некоторые высказывания именно на Хабре. Нет, ребята. Проблема безопасности стоит абсолютно перед любой компанией вне зависимости от её размера, отраслевой принадлежности и оборота. Просто потому что ваша компания работает во внешней среде, в ней есть сотрудники, компьютеры, сети, программное обеспечение, клиенты и сам продукт или услуга. И если никто не пытается вас хакнуть или DDoS-ить, это не значит, что компания в полной безопасности. Слишком много аспектов стоит брать во внимание.
Давайте начнём с обзорной схемы корпоративной безопасности компании.
Как видите, в списке угроз субъектам деятельности бизнеса нет ничего неординарного — с подобными аспектами работы сталкивается каждый бизнес, и все они таят угрозы. Рвануть может там, где вы и не ждёте.
Теперь у нас вырисовываются компоненты корпоративной безопасности, о половине которых компании не помнят, а то и вовсе не знают.
Информационная безопасность — на сегодня это тот тип безопасности, обеспечением которого нужно заняться всем. Риск есть на всех уровнях: начиная от нечаянного запуска вредоноса из почтового сообщения, заканчивая рисками, связанными с облачными технологиями, сторонними сервисами и злонамеренными действиями сотрудников.
Экономическая (финансовая) безопасность должна противостоять всем источникам «ухода» либо неполучения денег. Она также актуальна для любой компании и напрямую сопряжена с работой с документами, уплатой налогов, бухгалтерским учётом, вложениями в рекламу и маркетинг и т.д. Кстати, этот тип безопасности наиболее уязвим перед человеческим фактором.
Правовая безопасность — защита от неправомерных действий и правонарушений, идущих вразрез с нормами законодательства: подделка документов, использование мошеннических схем в работе, откаты и проч. Отличается от экономической тем, что нарушения этого типа безопасности чаще всего направлены не на чью-то финансовую выгоду, а на защиту интересов от уже свершившихся фактов (провёз лишний груз — купил маршрутный лист, перерасходовал деньги — подделал акт, потерял пару серверов — сфабриковал акт списания и т.д.).
Физическая и личная безопасность сотрудников — защита сотрудников от проникновения недоброжелателей на территорию компании и от покушения на их жизнь и здоровье. Формулировка звучит утрированно и её полнота восприятия зависит от статуса компании. Но обычно минимальные требования к физической безопасности соблюдаются (охрана, пропускная система, камеры, иные типы аутентификации).
Физическая безопасность инфраструктуры — защита оборудования, сетей и программ от доступа посторонних и лиц, в служебную деятельность которых не входит контакт с этими элементами инфраструктуры. Обязательно должен быть внешний и внутренний контур безопасности. Нарушения безопасности в этой сфере со стороны сотрудников не всегда злонамеренны — иногда это может быть пролитый на дорогостоящее оборудование чай или тонер, рассыпанный вблизи чувствительных приборов.
Безопасность управления рисками — один из самых неочевидных типов, который любит шутить шутки с теми, кто им пренебрегает. Риски нарушения этого вида безопасности связаны с тем, что топ-менеджмент не оценивает проекты, инвестиции и иные перспективы, в которые вкладывает какие-либо ресурсы. Сюда можно отнести рисковые венчурные инвестиции, закупку б/у оборудования, работу с ненадёжными поставщиками за скидку и т.д.
Кадровая (HR) безопасность — защищает компанию от «утечки мозгов». Хорошие специалисты нужны всем, поэтому если ваша компания хотя бы немного засветилась на рынке, ваши сотрудники уже стали желанными кандидатами у конкурентов (идеально — если с вашими наработками или клиентской базой, об этом мы писали [1]). Кроме того, отвечает за систему мер, связанных с обучением сотрудников безопасному диалогу с конкурентами и иными внешними агентами — например, во время интервью, конференций, митапов, семинаров и т.д.
Репутационная безопасность — защита деловой репутации и имиджа компании на рынке. В современных условиях высокоскоростного распространения информации потерять несколько уровней своей репутации — дело одного твита/статьи/выступления/жалобы… Неудачная реклама, неграмотная контентная политика, взломы и утечки данных, попытки влиться в интересы не своей аудитории — всё это может ударить по компании и неминуемо привести к финансовым потерям.
А теперь давайте посмотрим, в чём же произошла главная трансформация. Кто отвечает за безопасность управления рисками? Топ-менеджмент. Кто отвечает за кадры? HR-служба, менеджер по внутреннему PR, если вы разработчик, то ещё и DevRel. Кто отвечает за репутацию? Пиарщик, маркетолог, менеджер по рекламе. За всем служба безопасности больше не способна уследить (особенно, если её в компании нет). Каждый своими действиями отвечает за безопасность на своём месте, часто не подозревая об этом. И это неправильно. Итак, встаёт задача минимум:
Универсальный, в общем-то, совет. Но трудно исполнимый
Бизнес в отношении безопасности часто надеется «на авось». В предыдущем посте [1] мы провели опрос и получили такие результаты: 64% из ответивших имеют проблемы с безопасностью, при этом самыми популярными методами обеспечения информационной безопасности являются сложные политики для паролей, отказ от облачных систем, запрет публичных дисков и хранилищ и выделение пула IP-адресов. Чуть больше трети не делают ничего. Конечно, выборка не ахти, но определённые сигналы можно уловить. Причины невнимания к безопасности у каждой компании свои, но есть пять базовых факторов, которые встречаются в компаниях любых размеров и любой отраслевой принадлежности.
Заботясь о безопасности, бизнес заботится не только о прибыли, но и о самих сотрудниках. Поэтому стоит искать компромиссы и твёрдой рукой внедрять необходимые меры. Хотя мы убеждены, что тотальная запись рабочего дня сотрудника, камера за спиной каждого и жесткий контроль времени и передвижений — это однозначно грубый перегиб, который оправдан буквально в единицах компаний. Доверие по-прежнему в цене. Бдительное доверие :-)
Думать, что безопасность это только тотальный контроль и строгая отчётность, может лишь человек не в теме. Перед комплексом корпоративной безопасности стоят серьёзные задачи, напрямую связанные с успехом компании.
Вообще, очень сложно разобраться, что является сотрудничеством, а что — конкурентной разведкой. К тому же, иногда такие действия бьют по самому конкуренту. История из 2010-х. Два оператора связи, их в регионе продают одни и те же дилеры. Перед выводом нового тарифа эксклюзивные дилеры получают информацию за неделю, чтобы обучить сотрудников, ввести данные в CRM и прайсы, подготовить раскладку. И вот дилер передаёт информацию второму оператору за особый бонус (конечно, официально оформленный). Второй оператор не спит три ночи и выкатывает тариф на точно таких же условиях у себя на сайте, делая СМС-рассылку, а потом уже готовит промо. Обидно, вроде. Но нет — важная часть описания тарифа попадёт к дилерам только в день старта продаж при отгрузке листовок со звёздочками и мелким шрифтом. А второй оператор по сути бахнул непродуманный и убыточный для себя тариф. Так что, прежде чем сунуться к конкурентам, стоит научиться распоряжаться информацией.
Подотчётность данных. Вся информация в компании должна быть обязательно классифицирована и ранжирована, чтобы сотрудники имели чёткое понимание, какие доступы у них есть и насколько информация может транслироваться за пределы его компетенций. Например, информация о компании может иметь полностью конфиденциальный характер, иметь хождение внутри фирмы, быть общей для всех филиалов и партнёров и свободно распространяемой.
Установленные политики. Политики безопасности в первую очередь должны касаться сетевой инфраструктуры и рабочих станций сотрудников, чтобы предотвращать вторжение со стороны либо утечку информации. Дополнительно должны существовать регламентирующие политики для распространения коммерческой и иной значимой информации (например, пиарщик в пресс-релизе может сообщить, что оборот компании за два года вырос на 27%, а вот какой он в денежном отношении — нет, если только ваша компания не является публичной, а информация о финансовых показателях открытой).
Постреакция на инциденты, выводы из ситуации. Каждый случай нарушения безопасности должен быть проанализирован и обработан — по итогам стоит сформировать комплекс упреждающих мер и внести правки в базу знаний об управлении безопасностью. Если из инцидента не извлечены уроки — скорее всего, он к вам вернётся.
Управление безопасностью не должно быть лоскутным — хорошая стратегия обеспечения безопасности даёт общую картину текущей ситуации и позволяет управлять безопасностью в комплексе. Целостный подход помогает отслеживать взаимосвязи между бизнес-процессами и охватывать все стороны деятельности компании, не позволяя отбрасывать не важные на первый взгляд факторы. Кстати, современные CRM-системы — хорошее подспорье для максимального обзора бизнес-процессов, ведь они давно не сосредоточены на одних лишь продажах, а автоматизируют максимум аспектов деятельности компаний (особенно универсальные — такие как RegionSoft CRM [2]).
Хотите реальную историю про комплексность безопасности? Один мужчина создал бизнес, связанный с довольно нужной В2В-услугой. Нанял сотрудников, даже безопасника, потихоньку раскачался. Ему не хватало маркетолога. Он взял маркетолога, но чем-то они не сошлись — новый сотрудник хотел гор до небес, желательно золотых. Маркетолог решил хлопнуть дверью, бухгалтер сплошала и вовремя не перечислила расчёт. Злой бывший сотрудник решил, что мир несправедлив и написал в пожарную инспекцию, что нет огнетушителя, в трудовую, что сразу не сделали запись в книжку, в налоговую с сообщением «о возможных нарушениях», в соцсети о том, как его обидели (наврал). На бедного молодого бизнесмена обрушились все органы, какие только могли. Компания закрылась. А всего-то: вовремя сделать свою работу кадровику и бухгалтеру, купить огнетушитель безопаснику, проконтролировать сеть админу, т.к. этот маркетолог ничего на работе не делал и это можно было «вылить» хотя бы на его посты в соц. сетях, не говоря уже о более серьёзных мерах. Вот вам и комплексность для малого бизнеса.
Непрерывность безопасности. Работать над снижением рисков в компании необходимо постоянно, а не от случая к случаю, и тем более от инцидента к инциденту. Каждый сотрудник, выполняя свои обязанности, должен помнить о том, что он отвечает за свои бизнес-процессы, за их безопасное функционирование и за безопасность всех интересов компании в целом.
Безопасность должна быть экономной. Можно нанять компанию на аутсорсе, создать службу безопасности, вложиться в дорогостоящие системы мониторинга, понатыкать камеры, но это выйдет в три раза дороже чем стоят все активы вашей компании, включая клиентскую базу. Выстраивая систему безопасности, исходите из соображений целесообразности, то есть не должен теряться экономический смысл мер. Нелишне также помнить, что дешевле всего обходятся своевременная профилактика и упреждение, а дороже всего — реагирование и ликвидация последствий инцидента.
Безопасность должна быть скоординированной. На этапах упреждения, обнаружения, реагирования и анализа все подразделения должны работать слаженно, быстро и профессионально. На этапе обнаружения и реагирования не стоит устраивать разборки на тему «Кто виноват?», на это у вас будет время сразу после окончания действий по обеспечению безопасности. Для того, чтобы координация была оптимальной, нужно тщательно прописать должностные инструкции и регламенты действий в критической ситуации.
Безопасность должна быть понятной, прозрачной, но открытой для ограниченного круга лиц. Все сотрудники должны понимать, какие действия могут привести к нарушениям безопасности, что нужно делать в случае наступления проблем и какие последствия несёт то или иное событие. Все постулаты, изложенные в инструкциях и донесённые до сотрудников, должны трактоваться однозначно. Но полное видение ситуации, равно как и арсенал средств по защите и минимизации ущерба должен быть в руках нескольких ответственных лиц. Чем больше сотрудников владеют информацией о системе противодействия различным нарушениям, тем выше вероятность инцидентов.
Управлять безопасностью должны профессионалы. Безусловно, большинству компаний малого и среднего бизнеса не по карману содержание службы безопасности. Первый и очевидный вариант — отдать безопасность на аутсорсинг, даже здесь, на Хабре, немало таких компаний для разных сфер, не только ИТ. Второй вариант — приоритизировать угрозы безопасности и сформировать «группу реагирования» на базе своих сотрудников по самым критичным точкам. Это довольно действенная мера, поскольку знание и понимание бизнес-процесса не менее важно, чем арсенал инструментов, которые вы выберете и изучите в процессе мер по упреждению. К тому же, соотнесение целей компании и вероятностей угроз, то есть формирование приоритетов безопасности, даёт хорошую экономию расходов на меры защиты. Главное — не оставлять корпоративную безопасность без внимания и ответственных.
И помните — о безопасности бизнеса прежде всего должны заботиться его владельцы и сотрудники. Не стоит обижаться на хостеров, провайдеров, вендоров, поставщиков услуг, если у вас есть очевидные проблемы, начиная от физической безопасности и заканчивая информационной. В открытую дверь обязательно кто-то войдёт.
Пока мы писали статью и просматривали практики управления безопасностью, чтобы ничего не упустить, нас занесло в начало лихих 90-х на один сайт, где в развёрнутой статье про безопасность компании есть вот такой вот абзац про — внимание! — «негосударственные организации». Тоже своеобразный опыт. Надеемся, что не в ИТ-сфере :-)
Один из главных факторов успеха в борьбе с проблемами в безопасности — увидеть вовремя маркеры, которые свидетельствуют о том, что где-то что-то пошло не так. Вот базовая схема действий при управлении корпоративной безопасностью:
Итак, общие рекомендации по работе с угрозами корпоративной безопасности.
Приведённые нами схемы и методы — это база, которую по силам реализовать практически любой компании. Мы много (много-много) лет разрабатываем и внедряем свою CRM-систему [2], работаем в энтерпрайзе и не понаслышке знаем, как угрозы безопасности могут подкосить бизнес, лишить его ценной информации, распугать или увести его клиентов. Последствия всегда одинаковые — убытки, проблемы с сотрудниками, огромные затраты на восстановление. Выполнение даже малейших норм безопасности ощутимо сокращает риски. В конце концов, вы же проводите ТО автомобиля, ставите пароль на смартфон, закрываете квартиру, покупаете сигнализационные системы для движимого и недвижимого имущества. Чем компания-то хуже?
Наш Телеграм-канал BizBreeze [4]. Всякое про CRM и бизнес, по уму, без копипаста и на 90% без рекламы. Вступайте в нестройные ряды.
Автор: Axelus
Источник [5]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/276949
Ссылки в тексте:
[1] предыдущего поста: https://habrahabr.ru/company/regionsoft/blog/351196/
[2] CRM-системами: http://www.regionsoft.ru/
[3] Image: https://habrastorage.org/webt/by/ri/kl/byrikltfql-5pgfualehlhreoeq.png
[4] Наш Телеграм-канал BizBreeze: https://t.me/bizbreeze
[5] Источник: https://habrahabr.ru/post/352708/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=352708
Нажмите здесь для печати.