- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Предлагаю читателям «Мегамозга» рассказ с элементами призыва поучаствовать в разработке образовательной программы по специальности «Информационная безопасность».
Я 37 летний человек, почти всю профессиональную жизнь посвятил практической защите информации («в поле») и администрированию/модернизации различных небольших сетей. Все мое образование это: математический класс в школе, институт, несколько курсов повышения квалификации по разным темам защиты информации. Все остальное – самообразование. На данный момент я являюсь:
На последнее указанное место работы я был принят с главной целью – разработка нового курса по информационной безопасности, учитывающего новые реалии, нормативные требования и переход на новые ФГОС поколения «3+». О чем далее и пойдет речь…
На данный момент массовое российское высшее профессиональное образование, на мой взгляд, испытывает некоторые трудности.
При этом, при рассмотрении каждого отдельного ВУЗа, факультета, кафедры – результаты оказываются изумительными: высокий уровень научной работы, докторский и кандидатский состав преподавателей, высокая востребованность выпускников «на рынке».
О ином видении той же картины, например, студентами, написано уже немало и повторяться не вижу необходимости.
Если же на вскидку промониторить сайты ВУЗов (причем независимо от статуса, города размещения и «крутизны») на предмет наличия и качества обязательных к размещению образовательных программ, учебных планов и аннотаций, то картина для абитуриента и его родителей вообще выглядит катастрофой.
Тема достаточно больная и у постов о качестве высшего образования обычно очень много комментариев.
Для начала несколько слов об упомянутых проблемах:
Конечно я некоторые вопросы утрирую и упрощаю, но в целом проблема должна проявиться.
Однако самое сложное это:
Но, нельзя не отметить, что первоначальные задумки, как например, передача ВУЗам права формировать программы под местных работодателей – вполне себе правильная в существующих условиях отсутствия обратной связи (и управления в целом) от этих самых работодателей, как заказчиков образования, до министерства образования, распределяющего квоты на обучение среди ВУЗов и специальностей и формирующего ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты).
Единого решения указанной комплексной проблемы на данный момент я не знаю. И его скорее всего нет. Причин много, от ограничений системы полномочий органов госвласти до банальной неграмотности или нежелания отдельных лиц.
Но на самом деле существует очень много людей, пытающихся решить вышеназванную проблему. Разрабатываются новые подходы, на тематических сайтах делаются попытки собрать требования к выпускникам от работодателей, появляются Школы Яндекса и т.п.
Последний тренд – онлайн курсы. Причем все чаще они представляются как панацея от всех проблем нашего образования. Некоторые проекты даже школьное образование пытаются перевести на рельсы онлайн курсов. При этом нового в этом ничего нет. Просто в условиях новых возможностей развития систем связи и компьютерной техники из запасников достали пылившийся там метод «Программного обучения». Главное при «продаже» нового тренда тщательно не упоминать его недостатки. О коих даже в Википедии написано, не говоря уже о серьезной педагогической литературе.
И к сожалению главный упор «нового» образования сделан на дополнительное образование. Тех, кто берется за разработку программ бакалавриата и магистратуры (программы специалитета в нынешней парадигме давно уже должны были умереть) очень мало. Слишком сложная и неблагодарная работа. Поэтому такие алмазы чаще остаются известны и доступны очень узкому (относительно) кругу лиц. Рыночные механизмы отбора такого уникального образования не работают (см. Рынок «лимонов» или «анализ рынков с несимметричной информацией» Джорджа Акерлофа)
А еще наши команды по программированию занимают первые места в мире, именно у нас живет Перельман и все открытия в науке совершены русскими!
Теперь о целях проекта.
Генеральная цель – поднять уровень образования работников с высшим образованием.
Проектные цели работы:
Решение должно лежать в плоскости типовых возможностей руководителя уровня кафедры, соответствовать (или как минимум не противоречить) существующей системе образования, государственным требованиям и (по возможности) традициям образования.
Все конкретные ограничения, условия и т.д. будут описаны в отдельных документах далее.
Я буду описывать весь ход работы, настолько подробно, насколько будет это возможным, размещать создаваемые документы, предоставлять доступ к материалам и наработкам.
Постараюсь выкладывать и сырые материалы, чтобы было видно, как я доходил до того или иного решения или даже записи рабочего стола с примером своих действий при решении отдельных вопросов (если это кому-то будет интересно).
Наблюдать что и как делается в реальном времени по проекту, в реальных условиях, какие проблемы и препятствия возникают, подсказывать, помогать и критиковать – слишком масштабна тема, чтобы охватить все одному.
К сожалению, в случае подробной работы без упоминания различных программных продуктов, наименования отдельных организаций и т.п. обойтись не удастся, прошу не считать такие случаи рекламой (например, интеллект карты я рисую во FreeMind – потому, что он быстр при мозговом штурме и бесплатен).
Ничего нового я не открываю. В работе будут использованы только уже существующие подходы, теории, методики. Единственное, я попытаюсь комплексно и диалектически их использовать.
Как ни крути, но без хорошего массового образования бизнесу очень тяжело развиваться, тяжело, долго и часто невозможно создать продукт-мечту, который осчастливит человечество. Очень нужны грамотные люди. Кроме того, я вижу несколько платных ответвлений от проводимой работы, но о них позже.
Я попытаюсь отписываться как минимум 1 раз в неделю. Но возможны и провалы, т.к. есть свой бизнес, семья, я сам учусь на одном из онлайн-курсов, а на трех работах бывает большой загруз первоочередными задачами. В таких случаях обещаю ставить временнЫе вешки таких отвлечений.
Я прошу оказать помощь проекту своим опытом и знаниями. Каждое замечание или критика будут учитываться и если и отвергаться, то обоснованно (при этом такое замечание я постараюсь складывать в отдельный документ для учета и дальнейшего возможного использования или создания базы опыта для разработки и внедрения аналогичных курсов).
Я придерживаюсь принципа, при котором идея не стоит ничего, ее воплощение – все. Если какая-то организация создаст на базе озвучиваемых идей продукт, даже коммерческий, который решает описанные проблемы, я с радостью откажусь от проекта и буду использовать указанный продукт на общих основаниях. Что касается авторских прав то их соблюдение, как и соблюдение требований всего остального законодательства, будет постулировано в дальнейшем.
И конечно я оставляю за собой право на неудачу. Жизнь довольно сложная штука и осуществлению проекта может помешать метеорит, болезнь, недовольство работой руководителей, экономический кризис, война, смена жизненных приоритетов и т.д. и т.п. Будем делать что должно и будь что будет.
У меня уже есть небольшой задел материалов (по большей части черновых) и конечно идеи и свое видение решения. Забегая вперед, скажу, что вести проект собираюсь по PMBoK 5 версии. В ближайшее время намечено рассказать о:
В следующей статье я выложу свой подход к формированию тем магистерской и/или кандидатской диссертации по информационной безопасности.
Автор: ZZubra
Источник [1]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/informatsionnaya-bezopasnost/82377
Ссылки в тексте:
[1] Источник: http://megamozg.ru/post/10448/
Нажмите здесь для печати.