Электронные учебники: состояние дел и перспективы

в 7:09, , рубрики: информационные технологии, Учебный процесс в IT, электронные учебники, метки: ,

В настоящее время электронные учебники все больше набирают популярность – это факт, с которым сложно спорить. На многих сайтах по заказу книг есть возможность заказать электронные версии книг, как художественных, так и научно-методических. Такая форма преподнесения материала нацелена на специальные устройства – обычные компьютеры, различные «читалки», планшеты, и отличается от бумажной копии тем, что в ней есть динамическая навигация, возможности поиска и многие другие функции. Каким же должен быть электронный учебник, чтобы с его помощью можно было эффективно, а, самое главное, интересно обучаться? Также нужно определиться с терминологией, понять, что же такое «электронные учебники».

Меня зовут Павел, я являюсь сертифицированным преподавателем Microsoft и читаю курсы в учебном центре с 2009-го года. С середины прошлого года произошли значимые изменения в предоставлении методических материалов. Теперь корпорация предоставляет учебники только в электронном виде. Слушатели на курсах часто задают вопросы, по поводу целесообразности таких изменений, ссылаясь на «былое удобство» работы с бумажными пособиями. Практически все книги печатаются на английском языке и, кажется, что «старая добрая» бумага позволяет добавить свои комментарии и примечания, вклеить закладки и добавить свою навигацию. Другое замечание, которое иногда приходится слышать – это неудобство переключения между книгой и средой выполнения практических заданий, когда они находятся на одном экране. В этой статье я хочу привести свои рассуждения на эту тему.

Представления об электронных учебниках: миф и реальность

Многие люди, когда слышат словосочетание «электронный учебник» представляют себе pdf файл или djvu (подставьте любой формат, какой знаете) книгу, которую можно читать с экрана компьютера или другого устройства. Нельзя сказать, что такой вид получения информации не популярен. Как и любой современный человек, бывая в метро или в другом общественном месте, я вижу вокруг много людей, с различными гаджетами в руках, часть из этих людей просто играет или смотрит видео, но многие читают книги. Действительно, это очень удобно, особенно для чтения художественной литературы. На маленьком устройстве свободно уместится домашняя библиотека и еще останется достаточно свободного места для пары альбомов любимой группы. Людей с привычными книгами гораздо меньше. Я в большой любовью отношусь к печатным книгам, особенно большим, с красивым оформлением, яркими и красочными изображениями, пахнущим типографией. Такие издания я читал, будучи ребенком, и сейчас с удовольствием читаю со своим сыном. Но на данный момент у меня очень динамичная работа и чтение «для удовольствия» оказалось мне практически недоступно. В машине на дальние поездки – аудиокнига, при подготовке материалов – официальные учебные пособия в электронном виде и ресурсы интернета. Ловлю себя на мысли, что бумажные книги я использую редко и, возможно, из каких-то ностальгических воспоминаний. В больших городах это еще актуальнее, люди проводят от двух часов своего времени на дорогу, простаивая в пробках, почему бы не провести это время с пользой для своего развития?

Несколько лет назад я заказывал учебные пособия для самообучения, но получил их только через 2 или 3 недели. Казалось бы, куда спешить, ведь книга придет и ее можно будет спокойно прочитать, но с методической литературой часто бывает так, что книга нужна срочно, чтобы начать работать как можно быстрее. Электронные книги здесь лидируют. Оплатил – скачал, т.е. время от оплаты до начала работы существенно сокращается.

Людям с ограниченными возможностями зрения не комфортно, а иногда даже физически невозможно читать книги, в которых достаточно мелкие буквы. Практически все электронные устройства обладают возможностью увеличить шрифт или имеют подсветку экрана, которые позволяют насладиться чтением любимой книги в месте с недостаточным освещением.

Не стоит забывать и про производство бумажных книг. Не все имеют возможность делать бумагу из вторичного сырья, чаще всего материалом служат деревья – очень ценный природный ресурс с точки зрения экологии и различных «зеленых» организаций. Мир развивается, необходимо уметь подстраиваться под изменения.

Производство бумажных пособий всегда обходилось и обходится приблизительно в одну достаточно большую сумму (подготовка материал, верстка, печать).

Электронные же пособия могут быть более затратными только на первичном этапе, этапе разработки самой системы, в которой будет обучаться пользователь. В дальнейшем необходимо будет только разрабатывать контент и просто наполнять им системы, а расходы на печать станут нулевыми.

Можно попробовать разобраться, какими положительными моментами это отобразится на конечном пользователе и отобразится ли вообще. С моей точки зрения, так как затраты на производство будут снижены, то производитель за «те же деньги» сможет давать более функциональный продукт, чтобы быть востребованным на конкурентном рынке.

Электронные книги позволяют также повысить эффективность нахождения нужной информации. Нажал пару клавиш, ввел искомое слово и через несколько секунд получил результат, если он имеется. Различные закладки, открытие, с того момента, где остановился в прошлый раз книги также довольно полезны.

Но почему электронная книга, как учебно-методический материал в таком виде не очень удобна? Мы живем в веке информационных технологий и глупо было бы рационально не использовать их в направлении обучения.

Какими же возможностями должны обладать электронные учебники дополнительно к тем, что были перечислены выше, чтобы сделать их полезными для обучения?

Возможности, которыми должны обладать электронные учебники, чтобы быть полезными для обучения

Часто эффективность повышается за счет совместной работы. Представьте ситуацию, когда преподаватель ведет занятие, находясь физически далеко от вас. На экране компьютера вы можете видеть слайды показываемой им презентации, например через сеть Интернет. А вы следите за ходом урока в своем учебнике, которые также доступен через Интернет с любого устройства, имеющего выход в сеть и браузера. Занятие доходит до важного момента, когда тренер просит обратить внимание на некоторые пункты, делает пометку у себя на слайдах, а вы видите это замечание у себя в учебнике. Кроме того, вы также свободно можете добавить свои примечания и заметки. Они сохраняются и остаются с вами до тех пор, пока вы не измените или не удалите их.

Теперь давайте попробуем взглянуть немного по-другому. Представьте, что электронный учебник – это не электронная книга в том понимании, в котором мы ее рассмотрели выше, а программный продукт, обладающий определенным функционалом. Для многих людей эффективность усвоения материала зависит от их заинтересованности как в предмете изучения в первую очередь, так и в самом процессе обучения во вторую. На первый явно повлиять сразу не получится, а вот со вторым можно очень хорошо поработать. Не всякий материал одинаково хорошо воспринимается после прочтения текста, пусть и с дополнением графиков или таблиц. Программные средства позволяют добавить различные инструменты визуализации написанного. Это могут быть видеоролики (добавление любого медиа-контента может значительно увеличить занимаемое пространство на дисках или картах памяти, но современный уровень развития систем хранения информации и их относительно небольшая стоимость позволяет не сильно беспокоиться по этому поводу), скриншоты экранов, рисунки, анимация и многое другое. Что же можно улучшить? Одним из вариантов может быть ситуация, в которой график отображает какую-то информацию и содержит текстовые аннотации. Технологии позволяют выводить не весь график сразу, как в обычных изображениях, а по мере прочтения аннотаций. Это будет более наглядно, особенно в ситуациях, где графики содержат много информации. Следующим шагом может быть возможность изменения параметров с автоматическим перестроением диаграмм, для просмотра результатов с другими входными значениями.

Новые или важные термины выделяются другим оформлением, а нажатием пальца или при наведении мыши отображается его значение во всплывающем окне.

В технических курсах для IT-профессионалов при изучении технологий удачным примером могут служить так называемые эмуляции, позволяющие проделать шаги, описанные в задании для настройки определенного компонента системы и т.п. Обучаемый просто «прокликает» мышкой по нужными элементам эмулируемой системы. Это, конечно, не реальная система, но уже и не голая теория, сработает ассоциативная память. Для этого не придется настраивать ресурсоемкие виртуальные машины, которые не всегда могут оказаться под рукой.

А как проконтролировать усвоение материала? Конечно вопросами для самоконтроля и проверочными заданиями. Нет ничего проще, чем реализовать такую систему в программе, тем более сейчас существуют аналоги. После окончания модуля или главы обучающемуся могут быть заданы вопросы для самопроверки с «интеллектуальными» запоминанием результатов, т.е. при выполнении тестов или самостоятельных работ система автоматически выдаст вопросы по темам, которые «проседают» у учащегося. Не ответил правильно по теме – вот вам еще два вопроса из этой же области. После тестирования программа покажет ваши результаты по каждой теме с рекомендациями о том, что нужно «подтянуть», а что находится в порядке.

Работа с электронными учебниками в мире IT

Для мира IT есть еще один нюанс, про который нельзя забывать – информационный рынок быстро изменяется, и часто бывает так, что книги не успевают выйти к дате выпуска нового продукта или функционального обновления. С электронными учебниками проще, можно быстро обновить через Интернет. В методическом материале отобразятся изменения и обучающийся сможет быстро войти в курс дела. У меня до сих пор на полке стоят красивые и большие учебники по технологиям, которые сейчас сильно изменились, а некоторые даже устарели, хотя прошло всего около пяти лет. И выбросить такие книги жалко, однако информационной нагрузки они уже никакой не несут, так и стоят на заднем фоне, создавая уютный интерьер «айтишника».

Со своей стороны я считаю, что такие учебники также очень плавно вольются в системы дистанционного обучения. Тем самым, расширив их методический потенциал. Но это тема отдельной статьи.

В заключение хочется подвести небольшой итог. Итак, если рассматривать электронный учебник не в качестве книжки-читалки, а как профессиональный инструмент для эффективного обучения, как в классе, так и самостоятельного, то мое мнение таково, что это очень перспективное направление.

Как по работе, так и ради саморазвития я стараюсь пользоваться современными технологиями. В обучении они имеют большой потенциал. Сложно не согласиться, что такие системы будут стоить дороже обычных электронных пособий, т.к. потребуют больше интеллектуального труда для реализации. Но на другой чаше весов лежат знания, а их в большинстве случаев нельзя выразить в денежном эквиваленте.

Автор: softline_education

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js