Золотые пистолеты или Почему не получилось обмануть Аэрофлот?

в 4:34, , рубрики: business model, human-centered design, usability, веб-дизайн, графический дизайн, интерфейсы, макет сайта, метки: ,

Тысячелетиями ношение золотого, да еще разукрашенного драгоценными камнями оружия было символом власти, внутреннего статуса, наглядной демонстрацией «для своих» занимаемой ступени в иерархии. Сегодня, в связи с запретом на повсеместное ношение оружия — его функции на Руси потихоньку отошли к веб-сайтам. О них и поговорим.

image


Дизайн спасет мир. Все силы — на дизайн. Все лучшее — детям дизайнерам.


Под этими и похожими лозунгами пролетели, наверное, последние лет пять. Казалось, что счастье уже близко, что очень скоро не надо будет больше никаких усилий, исследований, аналитики, ибо все есть дизайн, и все будет в нем. И страна запестрела конференциями и симпозиумами, докладами и семинарами. Каждый должен был стать дизайнером. Под этим соусом успели появиться и несколько откровенных сект.

Но при всем при этом, веб-сайты в своей массе так и не стали еще одним автоматическим продавцом-консультантом, работающим в режиме 247; но быстро выродились в предмет китча, декларации собственного Я.

Ярчайшим примером подобных квази-сайтов и служат два участвовавших в опросе варианта нового дизайна Аэрофлота

Все строго по Пелевину:

Здесь важно понять причины возникновения подобной ситуация и досконально разобраться, в чем же корень нежелания Аэрофлота стать первым хипста-авиаперевозчиком? Проще говоря: как это все вообще могло появиться на свет? Проведем небольшое собственное расследование, пытаясь понять причины подобной ситуации и мотивы всех участников.

Для начала предположим ситуацию А:

К руководству Аэрофлота приходят эксперты и в течении года тщательно знакомятся с общей стратегией компании, планами развития бизнеса, передовыми наработками, изучают всю структуру компании, попутно описывая ее в IFEF0. Эксперты получили на почту секретную презентацию «Перспективы развития Аэрофлота до 2025 года» и трижды сходили в сауну со всем маркетинговым отделом.

Именно так они и находят с десяток узких мест, выявляют несколько типичных проблем и создают не менее десятка гипотез, как можно бороться с найденными утечками прибыли. После кропотливой работы из десятка начальных вариантов остается два совершенно разных по концепции и способам конвертации трафика сайта в реальные деньги.

Например, одна концепция заточена под демонстрацию многообразия направлений полетов и самолетного парка Аэрофлота, другая же делает упор на семейные ценности — специальное детское меню на обед, игрушки и напитки, стюард-аниматор, помощь одинокой маме с ручным ребенком еще на стадии прохода на посадку и прочая социалка.

Затем, с готовыми бизнес-планами под каждую уникальную концепцию, где с помощью простых и понятных расчетов, диаграмм и анализа существующих данных — предлагается выбрать нужную цифру ожидаемой прибыли, тыкнув пальцем в наиболее понятное руководству решение.

Раз уж это говорится на каждом дизайнерском симпозиуме, предположим также, что каждое из двух решений было предварительно обкатано на собственной фокус-группе, то есть оба возможных варианта дизайна имеют фото- и видео-подтверждения того, как люди с радостными улыбками станут активно пользоваться той или иной функцией нового сайта.

Как вы считаете, стал бы опытный руководитель, увидев много новых денег и клиентов, выраженное в обоснованных расчетах и аргументах — тянуть две недели, сомневаясь, проводя опросы в рунете и долго и скрупулезно самостоятельно подсчитывая итоги?

Лично мне ситуация А в данном случае кажется маловероятной. Хотя именно о таком подходе к работе кричит сегодня любая и каждая (даже провинциальная) студия. Что же пошло не так? Что же подтолкнуло руководство проверять и перепроверять предложенные им именитым экспертом готовые дизайн-решения?

Есть еще вариант Б: абсолютное недоверие как к самому инновационному дизайну, так и к методам подачи и аргументации своих гипотез. Если единственным доводом арт-директора на презентации звучит: «Во-первых, это красиво (стильно-модно-молодежно)», то люди бизнеса вполне оправданно начинают думать, что их пытаются на***ать. Они-то ведь не втянуты в водоворот всеобщего преклонения перед дизайном, как самоценной вещью в себе.

В этом варианте развития событий я предполагаются примерно такие вопросы на презентации макетов:

— Вот, на сайтах компаний Turkish Airlines или British Airways, самое первое, что бросается в глаза — это форма заказа билета. В вашем же варианте яркие кораблики и иконки максимально уводят внимание с подобной узкой формы вверху. А как с помощью вашего дизайнерского приема я смогу стать богаче на миллиард долларов?
image

Или например, такое:

— Почему было принято решение напрочь отказаться от тепло-оранжевого цвета Pantone 158 в первой версии редизайна и как эта фишка сможет побудить тысячу новых иностранцев ринуться к нам?

image

Ну и самое страшное:

— А что если пользователь начнет не с нашей Главной страницы, а приземлится внутрь из какой-нибудь Авиасейлз — что предстанет его взгляду? Быстро ли он поймет и продолжит начатый ранее на другом сайте сложный сценарий?

Золотые пистолеты или Почему не получилось обмануть Аэрофлот? - 4

Конечно, без анализа, цифр, с одной размытой картинкой, ответить на все эти вопросы нереально. А цифр, вопреки заповедям Сатина-Ветрова, дизайнеры новых макетов на этот раз отчего-то не припасли. Так уж вышло.

Затем уже, именно хоть за какими-то цифрами и был создан опрос самими сотрудниками Аэрофлота —по сути они сделали чужую работу.

Звучит уже намного логичнее, чем прошлый вариант, не так ли? А уж в наличии логики у руководства Аэрофлота сомневаться не приходится. Итак, методом дедукции можно считать доподлинно восстановленной картину реально произошедшего: многоуважаемый Аэрофлот попытались кинуть на деньги всего одной концепцией в двух копиях (с иконками и без), даже не утруждая себя какими-либо аргументами в пользу предложенных решений и малейшими прогнозами о потенциале прибыли.

Судя по топорности подхода и безликости того и другого варианта дизайна, здесь чувствуется рука фрилансера не старше 20 лет со ставкой не более 500 рублей в час, не имеющего за спиной реального опыта в бизнесе, в работе с крупными корпорациями и госструктурами, и не понимающего человеческих желаний и потребностей.

Не скажу за совет директоров Аэрофлота, но потребности обычного пользователя, их клиента — запредельно просты:

Ему изначально вообще не нужен ни сайт, ни дизайн, ни прочие клики и тыки. Ему нужно — сэкономить немного времени на вечерний сериальчик и не морочить себе голову срочным обретением некоего «визуального вкуса» для возможности быстрой поездки, перелета, перехода в любую точку земли.

И если, например, завтра в целях борьбы с экстремизмом, в стране вообще отрубят интернет — конечный клиент пострадает меньше всего. Пострадают дизайнеры, арт-директора, организаторы вебинаров — но не простой люд. Это надо отчетливо понимать.

Люди мгновенно узнают телефоны горячей линии и станут названивать голосом, называя нужный город и дату полета. Или на площадях всех крупных городов вновь появятся коробейники-глашатаи:
— Два билета до Пхукета. Одно место у окна. Налетай, торопись, фамилией своей впишись…

Люди всегда были и будут в порядке. Это у дизайна проблемы. И если сама услуга максимально востребована, то люди будут ее заказывать и с сайтом, и без сайта, и на площадях, и в клозетах, и даже в даркнетах, и помешать им получать желаемое гораздо сложнее, чем кажется.

Золотые пистолеты или Почему не получилось обмануть Аэрофлот? - 5

Транспорт — артерия государства

Более 12 лет назад в ОАО РЖД основным инструментом учета персонала был очень слабый в плане визуального дизайна АРМ Кадры. Помимо этого, он обладал еще некоторыми техническими проблемами загрузки и выгрузки внутренней отчетности, о которых простые кадровички и не подозревали.

Суть же байки в том, что очень многие компании в то время, и всемирно известный СКБ Контур в их числе, неоднократно пытались продать корпорации РЖД свой удобный стильный и максимально юзабельный продукт учета кадров.

Мне навсегда запали в память те вопросы, на которых сыпались «опытные» разработчики перед нашими «тупыми» управленцами:

— А сколько времени занимает в вашем продукте заполнение с нуля одной личной карточки вместе с приказом о приеме на работу?
— За какое количество операций можно перевести 3 тысячи работников из одного предприятия в другое?
— Сколько времени по-вашему займет внедрение и обучение одного кадровика всем азам вашей программы?

«Мы не считали, не проверялось, не знаем, но мы думали…» — подобные ответы раз и навсегда показали мне, что реальный бизнес и сфера ИТ-услуг живут на разных планетах причем в двух непересекающихся вселенных. И за прошедшие 12 лет ситуация не изменилась ни на йоту.

В итоге ОАО РЖД приобрела новый кадровый АРМ, являющийся частью огромной разветвленной системы, учитывающей помимо этого еще движение материалов и амортизацию зданий, контроль прихода на работу и порядок формирования кадрового резерва, безопасность и права доступа и еще тысячу вещей.

Разумеется, потребовалось и дорогостоящее внедрение, и длительное обучение, но теперь единая система там заменяет сотню разрозненных рукописных программок с несовпадающими форматами выгрузки данных.

Сейчас, при взгляде на плодящиеся повсеместно системы онлайн-образования, охватывает схожее чувство недостаточного погружения в процессы.

Без отработки тысяч ежедневных проблем, не введя электронных дневников успеваемости и выгрузок резюме для работодателей, не учитывая людей с ограниченными возможностями, без внутреннего общения и возможности оплаты учебы через платежку ВКонтакте — каждая яркая вспышка через полгода затухает и вновь растворяется в ничто.

Выводы

Хочется верить, что подобный отказ Аэрофлота от дизайна ради дизайна — не разовое событие, а запуск давно назревшего тренда, когда хипстеров, умеющих двигать пиксели, уже окончательно заменят обычные люди, умеющие считать деньги.

Повсеместное желание Заказчиков поскорее вернуться от пафосных «золотых пистолетов» к простым и «убойным» методикам — самое лучшее, что может произойти с рунетом за последние 10 лет.

Простой бухгалтерский калькулятор должен прийти на замену Скетчу буквально во всем, включая даже конкурсы юных дизайнеров: давно уже пора вместо требований к необстрелянным студентам в стиле: «нарисуйте лошадь в вакууме в стиле Material», появятся вполне вменяемые задачи:

Вот у вас пельменная на 5 столиков у вокзала, 30 тысяч рублей, 3 дня, две буфетчицы и один веб-иллюстратор. Покажите текст с расчетами, как оптимальным образом распорядится данным бюджетом и человеческим ресурсом для максимального роста прибыли: а) по итогам квартала б) в перспективе ближайших 5 лет.

Ну или что-то подобное, приземленное и интересное простым смертным. И только так, наконец, отделятся зерна от плевел без необходимости отвлекать солидные авиакомпании на постоянные сомнения, опросы и онлайн-акции в поисках хоть каких-то измеримых чисел…

Здравствуй, дивный новый мир! Люди бизнеса уже заждались тебя!

Автор: sanemerov

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля