- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Управление «силой мысли»: резидент акселератора Университета ИТМО

Проект TuSion [1], резидент акселератора Future Technologies Университета ИТМО, разрабатывает программный алгоритм, позволяющий пользователям лучше распознавать собственные желания и эмоции, отслеживать поведение потребителя или настраивать гаджеты «умного дома» через нейроинтерфейс и связанное с ним приложение. О том, как это работает, расскажем ниже.

Управление «силой мысли»: резидент акселератора Университета ИТМО - 1 [2] Flickr / MattysFlicks [3] / CC [4]

Как работает нейроинтерфейс

В самом общем смысле нейроинтерфейс – система, позволяющая считывать активность головного мозга [5]. В будущем нейроинтерфейсам обещают широкое распространение – и футурологи, и разработчики уже сейчас предвидят широкое распространение устройств, реагирующих не на наши слова или действия, а на желания и мысленные команды.

Сейчас нейроинтерфейсы разрабатываются в первую очередь под проекты виртуальной реальности – для их обозначения иногда используется термин full dive VR [6] (полное виртуальное погружение). Например, проект MindMaze, работающий по схеме нейроинтерфейс плюс ПО заявляет [7] о создании нейроплатформы виртуальной реальности.

Изначально проект разрабатывался в сфере медицинской индустрии как помощь в реабилитации пациентов с травмами головного мозга [5]. Однако сейчас возможности MindMaze активно используются в сфере VR – нейроинтерфейс анализирует [8] сигналы мозга [5] и может предсказать эмоции человека за мгновения до их проявления: такое четкое распознавание и отображение человеческих эмоций может придать дополнительную выразительность и реалистичность аватарам в играх и приложениях.

Что касается разработки проекта TuSion, то ее готовят к использованию в самых разных целях – создатели компании считают, что потенциал разработки может быть раскрыт как в сфере виртуальной реальности, так и, например, в сфере «умного дома». Владимир Кублашвили, один из основателей проекта, отмечает: «Если мозг [5] будет контролировать виртуальную действительность без каких-либо внешних манипуляторов, то это может быть даже более естественно для человека [по сравнению с джойстиками и другими дополнительными гаджетами]».

Нейроинтерфейс, который может использоваться для этой цели, должен представлять собой носимое устройство, которое регистрирует не только электрическую активность мозга [5], но и физические признаки эмоций, движение глаз – в том числе и для того, чтобы сообщать владельцу что-то интересное о нем самом. Например, предсказывать, какие объекты с большой вероятностью понравятся пользователю, на основе его предыдущих – иногда незаметных и даже неосознаваемых – реакций.

Зачем нейроинтерфейсу нужно приложение

Для того, чтобы «привязать» нейроинтерфейс к мозгу [5], необходимо специальное приложение для считывания и передачи сигналов. В TuSion разработали такое – оно считывает электрическую активность мозга [5] и регистрирует уровень концентрации или, наоборот, расслабления в соответствии показаниями электроэнцефалограммы.

Этот процесс в приложении визуализирован. На хакатоне [9] по интеллектуальным системам и нейротехнологиям виртуальной реальности, который прошел в Санкт-Петербурге в прошлом году, команда проекта, используя нейроинтерфейсы Muse и NeuroSky, представила приложение, которое позволяло манипулировать арт-объектами на экране мобильного устройства за счет «напряжения мысли». Объекты на экране становились ярче или бледнее в зависимости от уровня концентрации пользователя.

Сейчас команда проекта занимается получением дополнительной статистики взаимодействия пользователя с нейроинтерфейсом и проводит ранние тесты на добровольцах в Институте мозга [5] человека им. Н.П. Бехтеревой. Такие исследования, по словам Владимира, помогают «навести мосты между мозгом [5] человека и нейроинтерфейсом» – в том числе и для создания медицинских разработок.

Кстати, исследования, связанные с использованием нейроинтерфейсов в медицине, проводятся довольно давно – при этом не всегда в данном случае под нейроинтерфейсом понимается легкий носимый гаджет: многое зависит от того, какая технология используется для считывания показателей работы мозга [5]. Например, носимые гаджеты, использующиеся в проекте TuSion, обычно собирают данные электроэнцефалограммы. А нейроинтерфейсы, предназначенные для реабилитации пациентов после тяжелых травм, могут выглядеть намного более громоздкими и использовать [10] технологию магнитной энцефалографии (или функциональной магнитно-резонансной томографии).

В России проектов, работающих в сфере нейротехнологий, сейчас немного – в том числе потому, что направление это относительно новое. «На этом рынке пока что слишком много неизвестных: возникают вопросы медицинских ограничений использования нейротехнологий, стартапы не понимают, куда пойдет их технология, на какой рынок им выходить, с кем работать, как это будет выглядеть. Мы будем стараться исправлять эту ситуацию», — комментирует ситуацию Екатерина Егошина, директор Центра проектного управления и продвижения Университета ИТМО.

Для этой цели Университет ИТМО запустил на кафедре Компьютерных образовательных технологий новую программу [11] бакалавриата «Нейротехнологии и программирование» (на кафедре есть и близкая по тематике магистерская программа [12] – «Моделирование когнитивных процессов в нейроинформационных системах»).

Это направление подготовки ставит целью расширить возможности и интересы будущих выпускников по сравнению с «обычными» программистами: «Нужно, чтобы студенты видели и понимали, что применение их навыкам есть не только в «чистом» программировании, что есть проекты, которые возникают на стыке программирования и, например, физиологии», – говорит Екатерина Егошиха.

P.S. Чтение по теме: Университет ИТМО начинает подготовку IT-специалистов в области нейротехнологий [13].

Автор: Университет ИТМО

Источник [14]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/interfejsy/253370

Ссылки в тексте:

[1] TuSion: https://www.facebook.com/tusionapp

[2] Image: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/327106/

[3] MattysFlicks: https://www.flickr.com/photos/68397968@N07/

[4] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[5] мозга: http://www.braintools.ru

[6] full dive VR: https://appreal-vr.com/blog/full-dive-virtual-reality-how-it-works/

[7] заявляет: https://techcrunch.com/2016/02/17/mindmaze-maker-of-a-neural-virtual-reality-platform-raises-100m-at-a-1b-valuation/

[8] анализирует: https://www.seeker.com/tech/mindmazes-neural-vr-interface-reads-your-mind-to-reflect-your-facial-expression

[9] хакатоне: http://news.ifmo.ru/ru/startups_and_business/initiative/news/6300/

[10] использовать: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2788507/

[11] программу: https://abit.ifmo.ru/program/8062/

[12] программа: https://abit.ifmo.ru/program/6596/#info

[13] Университет ИТМО начинает подготовку IT-специалистов в области нейротехнологий: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/324780/

[14] Источник: https://habrahabr.ru/post/327106/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best