Умный поиск в интернет-магазине

в 18:15, , рубрики: Блог компании Smart Search, интернет-магазин, поисковая оптимизация, поисковые запросы, Управление e-commerce

Поиск в интернет-магазине всегда входил в общий пакет создания интернет-магазина. И только недавно стал предлагаться как отдельный продукт, например, сервис findologoc или как плагинами к cms searchanise.com. Нельзя сказать, что на них сразу кинулись клиенты, но начало положено. И появление таких сервисов неизбежно по одной причине. Год назад один ритейлер цифровой техники (Кей), перед тем как делать свой новый фронтенд сайта с целью повышения юзабилити, провел фокус группу по выявлению наиболее важных элементов поиска товаров.

Как ни странно, на первом месте оказался ни каталог, ни фильтры, ни онлайн-консультант и не блоки со спецпредложениями, а поисковая строка. Более глубокое интервьюирование выявило, что причина такого внимания к строке проста — это перенос опыта из поисковиков. Люди все больше привыкают искать все что надо прямо из строки поиска. Не уверен, что это приведет к исчезновению каталога в интернет магазине, как он исчез в поисковиках (многие еще помнят, что все поисковики начинались в том числе как каталоги интернет-ресурсов). Каталог нужен как навигационная карта для покупателя («что тут у вас есть?»). Но значение поисковой строки в интернет-магазине явно увеличивается.

В принципе вроде удобней и быстрее написать прямо в строке поиска «ноутбук Asus 15 дюймов» вместо того, чтобы искать сначала в каталоге ноутбуки Asus, потом выбирать в фильтрах дюймы. Особенно для «блондинок» и «слесарей». То есть это возможность прямо из строки поиска искать по категориям, характеристикам и их значениям, что вроде бы и хотят посетители. Но существующие решения не могут обработать такого запроса. Единственно, кто может обрабатывать такие результаты — это интернет-магазин Utinet. Но они сделали его только для себя, то есть они не могут предложить такого решения никому другому.

Обычно поиск строится как полнотекстовый индекс, например в Sphinx, по определенным полям базы товаров. Чаще всего это просто поиск по названию товаров. Но некоторые его расширяют на поиск по категориям (тегам) и даже по характеристикам. И тут есть проблема. Если сделать поиск по всем полям «карточки» товара, то в результатах поиска может оказаться очень много мусора, который не понравится посетителю. Напомню, что обычно слова из запроса подвергаются стеммингу, иначе неразрешима проблема, например, мн. и ед. числа в запросе посетителя. Но если я напишу ноутбук с жестким диском 1 терабайт, то такой поиск выдаст как ноутбуки, так и жесткие диски. На самом деле все еще хуже, так как будет еще много другого «мусора», например, чехлы для жестких дисков, зарядки для ноутбуков и т.п. Можно отранжировать, конечно, назначив «первоочередные» категории, но это кривое решение, так как иногда посетитель ищет именно чехол для жесткого диска.

Искать по точному названию — умеют все, только по одной категории, например, телик (по синониму) — научились. А вот что-то сложнее (категория плюс характеристики) уже нет. Дело в том, что какое-то одно слово из такого запроса отдельно обязательно найдется где-нибудь совсем не там, где надо. И все товары с таким словом где-то в описании вывалятся посетителю. Ему это не понравится. Поэтому, как мне известно (а если что-то неизвестно, буду рад комментариям), все пытаются найти компромиссный вариант и выделяют какие-то отдельные поля для поиска из строки. Как searchanise, ищет по названию, и по бренду. Все. Запрос типа «телик до 30 000 рублей» уже не прокатит. Но найти по такому запросу тоже можно. Если поколдовать именно с запросом, а не с полями для поиска и метками для ранжированиями. Если точнее, для этого нужен синтаксический анализ такого запроса. И еще кое-что. Подробности описывать не буду, дабы не засорять мозг (мы все таки не на хабре, а на мегамозге). Тем более, те, кто не хочет долго думать и полгода делать, могут сразу обратиться к нам.

Но вопрос в другом — насколько нужен такой поиск, или какой поиск нужен посетителю интернет магазина? Эта статья — попытка собрать мнения за и против. Возможно кто-то сам имел опыт с Ютинет, или с Юлмарт и Кей (мы поставили такой поиск им), может кто-то имеет свою статистику. Буду рад мнениям.

Автор: Xom

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля