Краткая история Connected Cars: что считать «подключенными машинами» и почему ближайшее будущее не в беспилотниках?

в 12:09, , рубрики: bright box, connected car, Аналитика мобильных приложений, Блог компании Bright Box, Большие данные, веб-аналитика, интернет, подключенный автомобиль, сервисы

Автомобили получили широкое распространение в начале XX века, но за это короткое время они успели кардинально измениться. Мы ждем беспилотные и летающие автомобили, а подключенные автомобили, оборудованные интернетом, ездят по дорогам уже сегодня. Эта статья представляет небольшую серию переводов материалов из свободных источников об истории появления такого явления как «подключенные автомобили», плюс некоторые наши данные о работе на этом рынке в течение 5 лет — какие решения доступны на новых моделях авто уже сегодня и чего ждать от машин с умной «начинкой» завтра.

Краткая история Connected Cars: что считать «подключенными машинами» и почему ближайшее будущее не в беспилотниках? - 1


Первыми подключенными автомобилями можно считать автомобили с телефонами, примитивные модели которых выехали на улицы США в 1946 году. Весом более 35 килограмм, с ограниченным функционалом, автомобильные телефоны первоначально использовали в основном водители-экспедиторы, журналисты и работники ЖКХ.

Следующий этап в истории зарождения Connected Car рынка — появление круиз-контроля на борту автомобиля в 1958 году. Круиз-контроль был изобретен слепым инженером Ральфом Тиитором. Впервые мысль о нем пришла Тиитору в голову во время поездки на машине со своим адвокатом. Скорость автомобиля подозрительно менялась, когда водитель начинал говорить или слушать собеседника. Это досаждало Ральфу, и он решил создать прибор, который бы поддерживал одинаковую скорость для избежания аварийных ситуаций на дороге. В 1945 году Ральф получил патент на свое изобретение. Среди вариантов названий, кстати, были 'Controlmatic', 'Touchomatic', 'Pressomatic' и 'Speedostat'. В 1958 году автомобильная компания 'Chrysler' заинтересовалась изобретением Ральфа и предложила его своим покупателям.

В 1968 году произошел еще один значимый для Connected Car рынка прорыв — Volkswagen представила первую бортовую компьютерную систему со сканирующими возможностями в своих моделях с топливным приводом. Кстати только в конце 90х — начале 2000х оснащение бортовыми системами стало обязательным условием для всех выпускаемых автомобилей в США и Европе.

Необходимым элементом Connected Car является наличие стабильного канала связи. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, первый «подключенный» автомобиль был создан General Motors в сотрудничестве с Motorola Automotive. Решение называлось OnStar, оно вышло на американский рынок в 1996 году. Когда система OnStar впервые стала доступна в качестве опции установленной дилерому, это стало открытием для всего мира. Благодаря аналоговой сотовой связи система предложила беспрецедентную возможность подключения автомобиля, которая открыла двери для инноваций в области безопасности и IT.

Сегодня сложно себе представить, но GM пришлось разрабатывать собственные средства телематики, так как сотовые сети были недостаточно надежными. В результате автомобили Cadillac DeVille, Seville и Eldorado получили возможность звонить в экстренные службы в случае аварии.

Краткая история Connected Cars: что считать «подключенными машинами» и почему ближайшее будущее не в беспилотниках? - 2

Недолго думая, вслед за GM подобные решения стали использовать и другие автомобильные компании, предлагая надежную экстренную связь на автомобилях премиальных серий.

В начале XXI века началось активное использование систем GPS. В принципе они были доступны с 1980-х годов, но только в 2000 году они стали более точными, благодаря законопроекту, который запрещал военным скремблировать спутниковые сигналы, используемыми гражданскими лицами.

Следующий переход в эволюции не заставил себя долго ждать, и уже в 2001 году
первые мобильные телефоны были подключены к автомобилю через Bluetooth. Этот этап открыл концепцию громкой связи через мобильный телефон, а также положил начало технологиям распознавания голоса.

В 2003 году GM впервые представила возможность получать дистанционные отчеты о состоянии автомобиля, а также доступ к глобальной сети передачи данных и цифровой навигации, использующей не только GPS (кстати, спутниковое позиционирование появилось раньше, чем постоянное подключение — еще в 1995 году на автомобилях компании Oldsmobile), но и данные, загруженные из интернета.

По мере развития технологий сотовой связи с 2007 года автоконцерны начали один за другим встраивать в свои автомобили телематические системы, использующие исключительно каналы передачи данных сотовых операторов.

В 2008 году на борту автомобилей впервые появился wi-fi. Первоначально решение было разработано для грузовых автомобилей для поддержки связи с головным офисом.  А летом 2014 года Audi стала первым автоконцерном, который встроил в автомобиль модуль 4G LTE, чтобы обеспечить работу автоматики, одновременно предоставляя пассажирам высокоскоростной доступ в интернет через Wi-Fi.

Краткая история Connected Cars: что считать «подключенными машинами» и почему ближайшее будущее не в беспилотниках? - 3

Что такое подключенный автомобиль?

Учитывая историю развития этого класса техники, неудивительно, что в разное время словосочетание «подключенный автомобиль» несло различную смысловую нагрузку. Можно ли считать подключенным автомобиль, в котором установлен телефон для связи со службой спасения? Определенно, 20 лет назад это было так, но сегодня ситуация изменилась.

Пожалуй, можно сказать, что подключенный автомобиль – это транспортное средство, которое обменивается данными с другими автомобилями и устройствами, сетями и сервисами, охватывающими обширную инфраструктуру, включая ваш дом и офис. Поэтому многие эксперты считают, что подключенный автомобиль – это элемент экосистемы интернета вещей. То есть пусть и сложное, но еще одно устройство, которое самостоятельно передает и принимает данные.

В основе автомобильного интеллекта лежит головной модуль, который собирает данные о техническом состоянии и «общается» с различными компонентами транспортного средства. Это может быть встроенный TCU (Telematic Control Unit) либо подключаемый к разъему OBD-2 компактный донгл.

Краткая история Connected Cars: что считать «подключенными машинами» и почему ближайшее будущее не в беспилотниках? - 4

У встроенных модулей сейчас нет единого стандарта, и обычно они являются частью встроенного компьютера, при этом у каждого автопроизводителя своя аппаратная и программная начинка.

Виды подключенных сервисов

Что дает водителю подключение автомобиля? Он может получать уведомления о загруженности дорог, информацию о ДТП на его маршруте, а также метеосводки в режиме реального времени. Но это базовые вещи. В стадии разработки сейчас числятся системы предупреждения о выезде на встречную полосу. Они предупредят как самого водителя — если тот случайно выехал на «встречку» — так и других участников движения. Эти же системы позволят водителям «заглянуть» за поворот.

Прокладка самих маршрутов в подключенных автомобилях осуществляется с учетом привычек пользователя, а также его расписания. Утром в будний день система сама предложит оптимальный маршрут до офиса с учетом трафика, а вечером напомнит, что надо заехать в магазин за продуктами. При этом если авто является гибридом, то система проанализирует маршрут и запланирует использование энергии аккумулятора с учетом рельефа, чтобы гарантированно добавлять тяги на подъемах, экономя топливо, и спокойно подзаряжать батарею на спусках.

В целом «подключенные» функции можно разделить на пять больших категорий – это безопасность, навигация, информирование и развлечения, диагностика и платежи. И вот список тех функций, о которых мы еще не упоминали.

Навигационные сервисы

Возможности подключенных автомобилей позволяют, например, сообщать водителю о том, что заканчивается бензин и при этом подсказывать дорогу к ближайшей автозаправке. Или по запросу водителя искать ближайшую гостиницу или кафе. За счет доступа в интернет в автомобиле можно организовать потоковое вещание или информировать пользователя о самых различных событиях — рассказывать о погоде или дорожной ситуации.

Навигационные системы современных автомобилей – это не просто карта с позиционированием по спутникам. Они дополняются различной информацией о трафике и данными от других участников дорожного движения. Так, например, если автовладелец находится в гостях, система сможет порекомендовать ему, когда лучше выехать домой, чтобы не застрять в пробках. Навигатор также может автоматически рассылать сообщения о его прибытии коллегам и друзьям.

Диагностика

Благодаря функциям интеллектуальной удаленной диагностики автомобиль может сообщать водителю о необходимости технического обслуживания или ремонта того или иного узла. Технологии BigData потенциально позволяют вести предиктивную диагностику, по различным параметрам определяя, какие узлы могут выйти из строя в ближайшее время.

Платежи

Среди потенциальных возможностей connected cars — автоматическая оплата парковки при заезде на нее. Для этого в большинстве случаев нужно будет лишь установить соответствующее приложение на бортовой компьютер.

Концепция продолжает развиваться, и некоторые вендоры уже предлагают возможность оплачивать «через автомобиль» другие продукты и услуги — например бензин.

Разумеется, сервисы персонифицируются. Система автоматически узнает водителя по голосу или манере езды и подстраивается под него, включая музыку с любимого канала или зачитывая соответствующую подборку новостей. Также система следит за манерой передвижения и может давать советы по безопасности и экономии топлива.

Будущее подключенных автомобилей

Этим летом мы анонсировали новую разработку - Connected Car сервисы на базе Artificial Intelligence. Основная задача, которую хотела решить команда Bright Box, — предсказание вероятности визита (на ТО) к дилеру. Именно эта информация требуется дилерам больше всего, так как обычно люди проходят только первое ТО и больше не возвращаются к официальному дилеру. Мы использовали данные, благодаря которым для каждого из автомобилей смогли предсказать вероятность того, что в определенный день водитель заедет в какой-либо дилерский центр, а также определить вероятность заезда им в конкретный дилерский центр.

Кроме того, команда идентифицировала водителей по стилю вождения и характеру использования автомобиля с тем, чтобы рекомендовать водителям по их признакам наиболее подходящие аксессуары, автомобиль или следующий визит. Так, например, если водитель агрессивно гоняет по ночам, стоит вовремя посоветовать ему поменять шины. А если автомобилист переехал за город, то можно предложить ему новый автомобиль-кроссовер.

Таким образом, мы даем возможность дилерам предоставить личного консультанта для каждого клиента в форме интеллектуального приложения. При этом автосалон сможет многократно увеличить продажи и качество обслуживания.

P.S. если вас вдохновляют темы Big Data и AI, связанные с автоиндустрией, мы будем рады видеть вас в нашей команде. Сейчас нам нужны:

Project Manager HW
Senior Embedded engineer
Senior developer .NET PD

Автор: svva

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля